Система совершенствования речи учашихся
статья по теме

Шубина Ирина Николаевна

Обобщение опыта работы по развитию речи учашихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_sovershenstvovaniya_rechi_uchashchikhsya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Система совершенствования речи учащихся

в условиях развивающего обучения.

В основе моей работы лежит теория развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова убедила меня в главном - она открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Нам, учителям, надо грамотно овладеть этой системой.

На собственном опыте я и мои коллеги увидели, что система Л.В. Занкова сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.

Данная система качественно меняет отношение учителя к учебнику, поднимая его на более высокий уровень отношений сотворчества. Она привлекла меня также своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующихся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах системы, дает возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития. Добрые, доверительные отношения между учителем и учащимися, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлеченности детей учением - все это позволяет каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности.

«Стержнем» Занковской системы обучения является достижение максимального результата в общем развитии школьников. Поэтому основной путь направлен на самостоятельное добывание новых знаний всем классом.

Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом начале обучения испытывают удовлетворение от умственной деятельности, радость от выполнения сложного задания.

Методы обучения, строящиеся на основе соответствующих дидактических принципов, в системе Л.Е. Занкова ведут развитие не только к интеллекту, но и к чувствам детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободно высказывают свои суждения, мнения.

Исключительное значение для ребенка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями.

И я считаю, очень важно научить ребенка облекать свои мысли в слова, в правильно построенные распространенные предложения, обогащенные эпитетами и другими средствами богатого русского языка.

Основная цель всей системы обучения русскому языку - это умение составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых высказываниях.

Фундаментом для этой работы является ежедневный кропотливый труд учителя по развитию речи на каждом уроке, начиная с первого класса.

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это прежде

всего развитие образного мышления.

Ребенок, придя в школу, воспринимает предмет целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета - «огурец зеленый», «портфель красный».

Нужно научить ребенка видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков.

Сначала я учу видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, переходим к сравнению предметов, определяем, в чем их сходство и различие, группируем  предметы по общим признакам, делаем выводы из наблюдений.

Такая работа по развитию мышления ведётся на всех моих уроках:  математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках трудового обучения, и в этом смысле развитие речи не является монопольной заботой уроков русского языка и чтения.

Меняются только объекты наблюдений. На уроках математики мы наблюдаем и сопоставляем числа, геометрические фигуры - математические факты и явления. На уроках грамматики ведем наблюдения над языковым материалом. На уроках изобразительного искусства и трудового обучения учу видеть отдельные части предмета, соотношение эти частей по длине, ширине, высоте. На экскурсиях и уроках изобразительного искусства большое внимание уделяю цветовой гамме - учу различать цвета и его оттенки, а на уроках труда сравниваем материалы, например, сорта и виды бумаги по плотности, свойствам, назначению и т.д.

На уроках чтения в букварный период наблюдали и сравнивали те предметы, которые связаны с содержанием картинок: грибы, цветы, мебель, инструменты, птицы и т.д.

Сначала ставила вопросы в обобщенной форме: «Рассмотрите этот цветок (карандаш, пенал, рисунок в букваре, слово, число) и скажите все, что о нем можно сказать - каков он. Конечно, на первых порах дети называли мало признаков предметов, но затем охват предмета делается более разносторонним.

Затем вопросы несколько меняла, усложняла, учащимся давала возможность более самостоятельного наблюдения и сравнения. (В чем сходство и различие предметов? Чем похожи и отличаются предметы? Сравните предметы.)

Итак, на развитие мышления «работают» все уроки. Важно, чтобы эта работа составляла единую систему. Такая методика работает на развитие мышления его важнейшей особенности - наблюдательности. Наблюдательность, умение видеть предмет с разных сторон переносится на различные явления; умение видеть многообразие сторон одного явления становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности учеников. Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего оно состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.). Он сможет назвать и многообразные свойства математического явления - числа, геометрической фигуры, а также многообразные стороны любого предмета, с которыми он имеет дело на рисовании и труде.

Когда приобретен, добыт первоначальный навык наблюдений и устных описаний - первые главные подступы к сочинению сделаны.

Но развитие речи - это не только развитие мышления, это и накопление, расширение, обогащение словарного запаса учащихся. Я учу ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом.

Наряду с большой работой по овладению новыми словами, которая начинается едва ученик переступает порог школы, совершенно необходимо выяснять и уточнять значение, казалось бы знакомых детям слов.

Работа по развитию мышления и речи с каждой четвертью, с каждым годом усложняется тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, которые дети наблюдают и сравнивают.

Какие темы для сочинений я даю?  Доступные, понятные и интересные учащемуся. Тему всегда объясняю на том уроке, когда пишется сочинение.

Чаще бывают темы, которые требуют предварительных, самостоятельных наблюдений учащихся, например: «Осеннее утро» и др. Тогда, не объявляя, что это будет темой сочинения, даю задание, что наблюдать. Все сочинения дети пишут в классе, иначе соавторами их выступают родители, дедушки, бабушки.

Во втором классе описывали в сочинениях предметы:  парту, пенал, портфель, доску, окно, стол; форму предметов, их окраску.

Приведу для примера  сочинение  ученицы 1-в класса Манько Алины:

В нашем классе три окна. Рамы у них деревянные. Они голубого цвета. На рамах ручки, для того, чтобы открывать и закрывать окна. Стекла прозрачные и чистые, потому что их вымыли мамы.

Во втором классе учащимся предлагала уже темы, где требуется оценка явлений, например: «Какие уроки мне нравятся?».

Вот несколько работ на эту тему.        

«Я люблю уроки математики. Я люблю думать и решать задачи, решать примеры с «иксом». (Алфёров Дима).

«Мне нравятся уроки физкультуры. Они мне нравятся потому, что можно укрепить мускулы» (Горягин Алексей).

Я вижу, что в этих сочинениях уже есть не только выражение своей оценки, но и аргументация выраженного отношения - почему они нравятся ученику.

Сочинения по наблюдениям в природе начинали писать тоже во 2-ом классе. Тема его возникла на экскурсии в природу, которая проводилась в конце января.

Что я ценю в сочинениях? Самым ценным качеством, я считаю, является искренность. Именно это качество особенно надо стараться сберечь в работах детей.

Эти работы моих учеников ценны тем, что дети видят предмет, отличают в нем изменения. Я вижу, как дети становятся наблюдательнее, умнее, могут рассказать, назвать точнее, что они видят.

Большое значение в системе развивающего обучения  придается и работе по картинам. Мы часто рассматриваем картины на уроках чтения, обучаю детей смотреть картину. А сочинения по картине начинала в конце апреля.

Во 2 классе материал, над которым проводятся наблюдения, все сложнее. На уроках чтения мы сравниваем уже не грибы и цветы, а героев произведений, например: Чука и Гека, Гавроша и Пеле. Сравниваем стихи разных поэтов об осени, о весне - по настроению и звучанию.

Второй класс - это новая ступень в умении наблюдать, первая ступенька в развитии. Это ясно обнаруживается в сочинениях.

Содержательнее, шире стали собственные наблюдения учащихся над природой, интереснее описания. Мои ученики на ступеньку выше продвинулись в развитии, и сочинения их и по мысли, и по охвату явлений стали богаче. Если в первом классе дети наблюдали и описывали изменения только в одном предмете, то в этих сочинениях они уже раскрывают более сложные изменения во всей природе.

Язык сочинений тоже заметно изменяется. Он становится более выразительным, образным.

В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа. Свои усилия я направляю на то, чтобы научить учащихся:

  1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсии, работе, наблюдениях и т.д.;
  2. писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма:
  3. самостоятельно составлять план сочинения в форме разных по интонации
    предложений.

Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы.

Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такие умения нужно вырабатывать постоянно.

 В 3-4 классах продолжается работа над устными рассказами по демонстрационным картинам. Организуя устную работу над картинами, я максимум внимания уделяю выяснению содержания картины, ее идейной направленности. От учащихся необходимо требовать, чтобы устные рассказы приближались к письменным сочинениям, были лаконичными и четкими, логично построенными, стройными в синтаксическом отношении.

Письменные сочинения в 3-4 классах разнообразны по тематике. Проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов.

Ведущее место в системе занимают сочинения на основе жизненного опыта личных наблюдений и впечатлений. Эти сочинения могут составляться на темы об отдельных случаях из собственной жизни, из жизни классного коллектива.

Семилетний  опыт работы в системе развивающего обучения дал мне уверенность в том, что сочинения совершенно необходимо писать с 1 класса. Сочинения, наряду с другими видами работ по развитию мышления и речи, в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами.

Начальные классы закладывают фундамент в речи. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи. И давайте будем считать ученика «не сосудом, который надо заполнить знаниями, а факелом, который нужно зажечь».

Шубина

Ирина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития речи младших школьников

В данной работе рассказывается о формах работы по развитию речи младших школьников....

Система развития речи младших школьников.

Мы живём в век информатизации и компьютерных технологий, именно сейчас ,важнейшей педагогической задачей становится сохранение "живой" человеческой речи....

Самостоятельная работа "Система частей речи" 4 класс

Самостоятельная работа направлена на проверку знаний о частях речи...

«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково-практической деятельности»

Цель доклада - выявить заономерности. являющиеся основой лексических ошибок. Составляющим процесса является выполнение системы речевых упражнений и заданий творческого характера. Поэтапное планировани...

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....

Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения

В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...