Система развития речи младших школьников
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кириченко Ольга Владимировна

В данной работе рассказывается о формах работы по развитию речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_rechevogo_razvitiya.rar160.21 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 178

603157, г. Нижний Новгород, ул. С. Перовской, дом 2

факс 224 – 53 – 83, телефон 224 – 54 – 84

Система речевого развития младшего школьника

Кириченко Ольга Владимировна

учитель первой квалификационной категории

Нижний Новгород

2011г.

Содержание

Глава I. Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы            исследования.

Глава II . Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников.

        §1. Психолого – лингвистические основы речевой деятельности.

        §2. Методы и приемы развития речи учащихся.

Глава III. Система речевого развития младших школьников.

        §1. Обогащение словарного запаса учащихся 1 – 4 классов.

        §2. Написание изложений.

        §3. Написание сочинений.

Глава IV. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи.

        §1. Диагностика развития связной речи.

Заключение.

Литература.

I.  Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования.

С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас.

« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной  речи всегда будет страдать от этого коренного недостатка», -  так говорил К. Д. Ушинский и с этими словами нельзя не согласиться, так как невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовывать свои жизненные планы, не умеющим грамотно писать и излагать свои мысли.  Проблема   эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека  думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знаниями в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладением языком, речью – необходимое условие формирование социально – активной личности.  Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности. Помочь каждому ученику овладеть полноценным русским языком – задача уроков гуманитарного цикла.

        Важным документом, определяющим стратегические направления в языковом образовании школьника, становиться образовательный стандарт. Разработка образовательного стандарта по русскому языку направлена на переосмысление целей и содержания обучения.  Среди целей изучения  родного языка  названы такие, как развитие и воспитание школьниками средствами отечественной словесности, его социализация, т. е. освоение норм общества и ценностей культуры; овладение русским языком во всех его функциях ( функциях общения, сообщения, воздействия).

Федеральный государственный стандарт второго поколения отражает требования, одним из которых  является метапредметный, включающий освоенные обучающимися универсальные учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий ( ИКТ) для решения  коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умении вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения. Звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

4) овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования – связная речь младшего школьника

Предмет исследования – процесс развития связной речи младших школьников на уроках русского языка .

Основная  цель работы: описать систему работы по развитию связной речи младших школьников.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников;

- определить, в какой мере реализуется формирование речевой деятельности в начальной школе;

- описать систему работы по речевому развитию учащихся 1 – 4 классов.

Глава II. Формирование речевой деятельности - важнейшая задача в развитии младших школьников.

§1 Психолого – лингвистические основы речевой деятельности.

Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании. Речь, представляя собой язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.

Таким образом, под развитием речи следует понимать развитие языковой способности на всех ее уровнях, формирование адекватной языковой картины мира в процессе социализации личности, в ходе освоения ею с помощью языка культурных ценностей общества.

Цель: создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно – оправданно, полноценно творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

Задачи методики развития речи:

1. изучение закономерностей усвоение речи;

2. исследование принципов и методов речевого развития школьников;

3. создание целостной методической системы развития речи учащихся.

Задачи методики развития речи как области педагогической науки тесно связаны с задачами обучения, воспитания и развития. Выделяют три направления в работе:

- обучение нормам русского литературного языка, в результате чего достигается овладение культурой речи;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Результатом должно стать формирование и развитие лексико – грамматического строя речи;

- развитие связной речи учащихся, т.е. работа над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождать текст и воспринимать его.

Указанные три  направления         развития речи учащихся включают как обязательную составную часть, специальную работу по предупреждению и устранению языковых ошибок. Обучение культуре речи служит решению этой важной задачи.

Существует другая классификация направлений по развитию речи:

-   фонетические единицы ( звук, слог ударный и безударный, фонема;

-  лексические ( слово)

- синтаксические ( словосочетание, предложение).

Все эти направления развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи, при подготовке к рассказу, к сочинению проводится работа над словом и предложением.

Механизмы:

1. Механизм восприятия – развитие на фоне математического слуха, дети должны понимать значение слов, общий смысл речевого высказывания.

 ( Н. И. Жинкин)

2. Механизм воспроизведения – сложнее процесса восприятия, так как необходимо удержать информацию , переработать ее и создать собственную ( П. С. Жельдек)

Необходимо на этом этапе использовать модели, схемы. Изложение – интерпретация  собственных мыслей.

3. Продуцирование – механизм создания. Учащиеся самостоятельно строят текст, внутренне – организованный, в котором передают усвоенное ( устное сообщение или сочинение).

4. Смысловые компрессии – сжатие текста.

5. Упреждение речи -  прогнозирование. Дети выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают.

В лингвистике принято различать понятия язык и речь. Впервые это различие ввел швейцарский ученый Фердинанд  де  Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общего явления речевой деятельности. Данные явления взаимосвязаны и не существуют друг без друга, в тоже время между ними существуют различия.

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.

Речь – это деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления. Она является отражением индивидуальных свойств личности, а потому ее развитие сказывается на развитие ребенка в целом.

Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание многих ученых. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского и др. позволяют создать научно обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности у детей.

Формы и виды речи.

Речь существует в 2 формах: устной ( звуковой) и письменной

(графической) К устной форме речи относится такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание (аудирование). К письменной форме речи относится – письмо и противоположный ему вид  - чтение.

Говорение, слушание, письмо и чтение – относится к внешней речи, которая предполагает , как минимум двух участников. С помощью внешней речи язык выполняет свою коммуникативную функцию, а с помощью внутренней речи – функцию мышления.

Структура речевого акта.

Речь – это деятельность по использованию языка в целях общения, а « любой деятельности , - как пишет известный психолингвист А. А. Леонтьев, - можно выделить одинаковые структурные компоненты». Принято выделять четыре этапа любой деятельности.

1. Этап ориентировки. Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Мотив речи определяет, почему необходимо высказаться и возникает цель – зачем надо говорить или писать.

2. Этап выработки плана действия (этап планирования). На этом этапе происходит определение темы высказывания (о чем говорить) и основной мысли (что именно об этом говорить), а также определяется и план высказывания.

3. Этап осуществления (реализации) этого плана.  Состоит из двух частей:

а) лексическое и грамматическое структурирование (во внутренней речи)

б) моторная реализация высказывания (во внешней речи)

4. Этап контроля, т.е. проверки соответствия результата тому, что было запланировано. Говорящий оценивает результат своей речи и ее корректирует.

§2. Методы и приемы  развития речи учащихся.

Важнейшим компонентом методической системы являются методы обучения. Проблема совершенствования методов обучения русскому языку становится особенно актуальной в связи с реализацией идей развивающего обучения. В методике обучения родному языку представлен целый ряд классификаций. Между тем оптимальной классификацией применительно к обучению речи как деятельности признана дидактическая классификация

 И. Я. Лернера.

Классификацию методов речевого развития учащихся можно представить в следующем виде.

1. Рецептурный метод (делай, как я) используется при формировании понятий, знаний о речи о способах речевой деятельности.

2. Репродуктивный (подражание) направлен на овладение алгоритмами порождения и восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков.

3. Продуктивный ( творческий) обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностей учащихся.

Методы и приемы развития речи учащихся

Методы

Рецептивный

Репродуктивный

Продуктивный

Полный

Неполный

Исследовательский

Творческий

Приемы

Рассказ учителя

Изложение и пересказ текста

Проблемное изложение знаний

Сочинение по заданной теме и плану

Беседа

Составление словосочетаний и предложений

Эвристическая беседа

Подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов

Чтение правил и памяток

Работа с деформированным предложением или текстом

Самостоятельное толкование значения слов, словесное рисование

Создание текста на аналогичную тему, но иного стиля или типа речи

Чтение словарной статьи

Подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю

Моделирование языковых единиц различного уровня.

Сочинение сказок

Наблюдение над языком и речью (показ текстов – образцов)

Анализ слова, текста по алгоритму

(памятке)

Определение темы, основной мысли, анализ текста

Сочинение загадок, историй по пословице

Показ алгоритма порождения и восприятия текстов, применения правила

Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов и т. п.

Составление плана, заголовка для текста, подбор языкового материала

Сочинение продолжения известной сказки, исходного текста

В программе  С. К. Тивиковой « Речевое развитие младших школьников» рассматривается другая классификация методов и приемов , которая направлена  на развитие речевой активности  учащихся.

Имитационный метод опирается на образцы и имеет обширный набор приемов: пересказы, письменные изложения, драматизация. Художественное чтение и рассказывание, поисковая деятельность на основе образца и др.

Коммуникативный метод ( коммуникативно – творческий) опирается на теорию речевой деятельности, на анализ речевого акта. Данный метод может быть конкретизирован с помощью таких приемов, как включение ребенка в речевую ситуацию, создание сюжетов по воображению, столкновение различных точек зрения на один предмет, различные виды сочинений.

 Конструктивный метод( или метод конструирования) опирается прежде всего на закономерности языка, на осознанное использование языковых средств ходе создания речевых высказываний. Особое место среди приемов, входящий в данный  метод, занимает моделирование готовых текстов и составление текстов различной функционально – смысловой и стилистической направленности на основе моделей. Подобные модели являются для учащихся средством материализации механизмов речи и особенностей воспринимаемых ими созданных текстов. Это дает возможность для развития у младших школьников осознанного отношения к формированию собственных речевых умений, создает основу для совершенствования их речи.

Приемы, направленные на развитие восприятия, слушания:

- эмоциональное и интонационное вслушивание;

- акцентное выслушивание воспринимаемого на слух художественного текста, рассказа учителя;

- знакомство с художественно – профессиональным и театральным исполнением( с помощью аудио – и видеозаписи);

- иллюстрирование жестами воспринимаемого на слух текста;

- « живые картинки»

-первичное слуховое восприятие речевых высказываний;

- эвристическая беседа;

- речевой эксперимент;

- наблюдение за реальностью, явлениями, предметами окружающей жизни.

Приемы, направленные на развитие говорения:

- устные речевые высказывания по аналогии с прочитанным, на основе личных впечатлений и опыта, на основе моделей;

- устные сочинения по иллюстрациям книг, тексты которых дети не знают;

- пересказы ( полные, краткие, творческие, с перестановкой текста, на основе анализа текста)

- коллективные этюды;

- составление различных диалогов;

- работа со скороговорками и чистоговорками;

- работа над средствами выразительности устной речи4

- пересказ по ролям;

- переконструирование повествовательных текстов драматические и их инсценирование;

- обсуждение детских работ;

- авторская устная презентация;

Приемы, направленные на развитие чтения:

- акцентное вычитывание текста;

- сравнение мира реальности и мира поэзии;

- содержательный, структурный, языковой стилистический анализ художественного и научного текстов;

- словесное описание на основе линейных и лучевых моделей;

- « стол находок» (поиск и анализ удививших нас слов и словосочетаний) ;

- « ларчик волшебных слов» (анализ роли изобразительно – выразительных средств языка в создании художественных образов);

- чтение наизусть;

Приемы, направленные на развитие письма:

- свободные и творческие диктанты;

- « корреспондентские блокноты»;

- рабочие листы;

- различные виды изложений ( подробные, выборочные, сжатые, на основе языкового анализа текста, на основе прогнозирования, творческие и др.);

- реставрация текста;

- сочинения различных жанров, типов текста;

- сочинения на основе различных источников информации;

- сочинения – миниатюры;

- моделирование текстов .

В современной методике по развитию речи определяются основные умения и навыки учащихся, которые формируются в процессе работы над развитием речи.

Речеведческие знания, коммуникативно – речевые умения и навыки

2 класс

3 класс

4 класс

знания, умения, навыки , направленные на понимание содержания речевого высказывания

- Отбирать систематизировать в соответствии с темой.

- Понимать тему текста.

- Понимать основную мысль текста, если она сформулирована в тексте или с помощью пословицы.

-  Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой речевого высказывания.

-Выделять в данной теме микротемы.

- Догадываться по контексту о значении незнакомых слов

- Задавать вопросы к тексту.

- Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности.

-Составлять монолог на определенную тему.

- Отбирать систематизировать в соответствии с темой или сформулированной основной мыслью.

- Понимать тему текста и определять ее границы.

- Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании.

- Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания.

- Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста.

-Догадываться по контексту о значении незнакомых слов и уточнять его с помощью словаря или экспертов.

-Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним

- Отбирать систематизировать в соответствии с темой или с основной мыслью.

- Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании.

- Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание,  тип текста, жанр и др., а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания.

- Устанавливать иерархию микротем.

- Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста.

- Осуществлять смысловую компрессию текста.

Знания, умения, навыки связанные с осознанием структуры речевого высказывания

- Делить текст на логически законченные части .

- Составлять план готового текста в виде вопросов.

- Соотносить текст – повествование и его модель

- Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте.

- Делить текст на логически законченные части в соответствии с моделями.

- Составлять план готового текста на основе ключевых слов или этапных предложений текста, а также планировать собственные речевые высказывания.

- Определять и устанавливать основные лексические и синтаксические средства в данном тексте.

- Перестраивать текст в соответствии с речевой задачей

- Делить текст на логически законченные части в соответствии с моделями и алгоритмом порождения речевого высказывания.

- Составлять цитатный или символический план художественного и  научно – познавательного текста.

-- Определять и устанавливать основные лексические и синтаксические средства в данном текстах различных типов и жанров.

- Перестраивать текст в соответствии с  различными речевыми  задачами.

 Знания, умения, навыки связанные с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи

- Наблюдать за использованием  фонетических, лексических, синтаксических средств языка в художественных текстах.

- Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста как повествование.

- Отличать языковые средства, используемые в разговорном и художественном стилях речи

- Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста

 (повествование, описание, рассуждение)

- Отличать языковые средства, используемые в разговорном и художественном, деловом, научно -познавательном  стилях речи

- Пользоваться фонетическим , лексическим , синтаксическим богатством языка.

- Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста

(повествование, описание, рассуждение)

- отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.

Знания, умения, навыки направленные на создание и совершенствование речевого высказывания.

- Самостоятельно составлять повествовательный текст на основе наблюдений и прочитанного.

- Сочинять сказки, загадки.

- Редактировать чужой текст на основе коллективного решения речевых задач.

- Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему.

- Организовывать парную и групповую работу по решению речевых задач в соответствии с предложенным образцом или моделью.

- Совершенствовать собственный текст на основе выделенных учителем или в коллективной работе речевых ошибок и недочетов.

- Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью.

- Организовывать парную и групповую работу по решению речевых задач в соответствии с предложенным образцом или моделью.

-Совершенствовать собственный текст самостоятельно.

- Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью.

- Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и наметить пути и способы их преодоления

(осуществлять прогностический контроль).

- Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач

Глава III. Система речевого развития младшего школьника.

§1. Обогащение словарного запаса учащихся 1 – 4 классов.

Обогащение словаря – знакомство с новыми словами, уточнение значений слов, активизация слов, находящихся в пассивном словаре.

 Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:

-речевая среда в семье, среди друзей;

-речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет;

-учебная работа в школе (учебники, речь учителя);

-словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена

Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

- работа с синонимами;

- работа с омонимами;

- работа с антонимами и паронимами;

- работа со словами иноязычного происхождения;

- работа с устаревшими словами;

- работа с многозначными словами;

- работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;

- работа с новообразованными словами;

- работа с фразеологизмами;

- работа с тропами;

- составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

-обнаружение слова в тексте;

-семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия;

- выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее;

-введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

Приведу несколько игровых приемов , помогающих развитию словарного запаса учащихся.

1.Игра « Фразеологический зверинец»

- Вставьте подходящие слова.

Голоден как ….                        Изворотлив как …

Хитер как …                        Надут как …

Упрям как …                        Болтлив как …

Слова -  подсказки: лиса, заяц, бык, уж, свинья, осел, сорока, волк, индюк.

2. Игра « Путаница»

- Пока  письмо шло, оно порвалось на части, и понять ничего нельзя, попробуйте разобрать ,что было написано.

КОТЕЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЕ. ( Кот ел сметану,  все дно вылизал).

3. Побери антонимы к словосочетаниям:

глубокая река - …                глубокий сон -…

глубокие знания - …                глубокий обморок -…

4.Замени глаголом следующие выражения:

прикусить язык-…

мозолить глаза - …

путаться под ногами - …

совать нос в чужие дела - …

5. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.

После прочтения некоторых произведений детям предлагается составить список наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными могут быть слова с точки зрения их лексического значения, грамматической формы, написания. Работа ограничивается одним условием – слова должны быть написаны грамотно и красиво.

Содержание словариков можно усложнить, дети составляют словарики слов иноязычного происхождения.

Дети получают различные творческие задания, например, выпустить афишу, приглашающую посетить цирковое представление. Использовать при этом слова иностранного происхождения.

6. Прием « Биография слова»

« … На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы…».

- Подумайте, почему цветок назван «подснежником»? ( Первым появляется из –под снега).

- Как произошло слово « медуница»? (Цветок со сладким «медовым» запахом , особенно привлекателен для пчел,)

Слово « медуница» - родственное слову « мед».

7.Игра « Кто больше рифм подберет к словам.

Ребенок, лужок, синичка (теленок, тигренок, лисенок, снежок, дружок, прыжок, певичка, птичка).

§2  Написание изложений.

Изложение- это письменные пересказы образцовых текстов.

Их роль состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.

Выделяют несколько видов изложений: подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с творческим дополнением. Мне бы хотелось остановиться на изложении с творческим дополнением.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению. Это наиболее сложный вид работы и для облегчения используется коллективная работа.  Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей , реже письменно оформляется инсценирование рассказов.

Этапы работы над изложением.

1.Введение в тему.

2. Постановка проблемы.

3. Работа над заголовком ( лучше его спрогнозировать.)

4.Чтение текста изложения учителем или подготовленным учеником.

5. Беседа по содержанию.

6. Нахождение ключевых слов составление плана.

7.Чтение текста учителем с выделением ключевых слов.

8. Контекстуальные синонимы и работа с ними.

11. Проверка изложения. ( 3 раза).

12. подведение итогов. Рефлексия.

Обучающее изложение.

Цели:

- обогащать речь учащихся, делать её более яркой, образной, выразительной;

-формировать умения анализировать текст, понимать тему, идею;

- обучать умению понимать и анализировать язык текста;

- учить учащихся умению озаглавливать части текста;

- воспитывать нравственные качества, формирующие свою «Я-концепцию».

Оборудование: фотографии с изображением поляны, таблицы с трудными словами, индивидуальные карточки для слабых учеников. Текст изложения на парте у каждого ученика.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

III. Работа с текстом.

Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

1.Слуховое восприятие текста.

Чтение текста учителем ( выразительно, но без выделения частей границ).

- Прослушайте текст и представьте себе, как события, которые описываются в рассказе, происходили в жизни. Мысленно нарисуйте картины к тексту, подсчитайте их количество.

2.Коллективное составление плана в процессе анализа текста с опорой на воображаемые картины детей при прослушивании.

А) Анализ текста.

- Какое любимое место было у автора?

- Что однажды ему удалось увидеть?

- Как лоси лакомились яблоками?

- Есть ли у вас любимый уголок?

- Чем тебе он нравиться?

Б) Передача содержания текста в виде словесных картин. Все действующие лица должны пройти через эти словесные картины.

В) Определение границ каждой части. ( Выделение главного) .

Составление плана изложения в процессе разбора словесных картин и их озаглавливания.

Примерный план.

1.Поляна осенью.

2.Встреча с лосями.

3.Воспоминания о поляне.

3. Повторное прослушивание текста. Учащиеся показывают, где находится новая часть.

IV. Орфографическая подготовка.

Слова на доске.

прил … тают - ….                        Нах….дился - ….

К…рмиться - ….                                Выр…дились - ….

Осм…трелся - …                                подг…бая - ….

Словарные слова: пол…на, …днажды, …десь, р…бина, к…лени.

Слова для справок: у меня, предложить, находится, собирая.

Детям, испытывающим трудности, предложить в помощь карточки.

Карточка

Опорные слова и выражения.

У меня, есть, кормиться; рядом, однажды, ели с аппетитом, собирал, подгибал длинные ноги, вставал на колени; вспоминал лосей, жующих яблоки

V. Самостоятельная работа учащихся.

а) Чтение про себя.

б) Письмо изложения.

в) Проверка.

VI.Заключение.

а)Зачитайте свои изложения.

Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Она очень красивая.   В сухих листьях  живут ежи. К рябине прилетают полакомиться дрозды. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находиться сад.  Там высокие деревья, но они  выродились. Дикие ветки дают кислые  яблоки

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся. Оказалось,  это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал  свои длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я  очень часто вспоминаю свою поляну и лосей.

Марина Д.

б) Анализ текста.

-За что можно похвалить?

- Что удалось?

- А что по-другому можно передать?

- Оцените работу по памятке.

VII. Итог урока.

§2. Написание сочинений.

Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества.

 « Без этого,- писал В. А. Сухомлинский,- он засушенный цветок». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни . В процессе наблюдения и взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. « В такие минуты мысль просится в слова» В. А. Сухомлинский.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение.

В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений.

( « Прогулка в лесу», Новогодний праздник»)

Модель текста повествования.

Части текста

Особенности

Начало

Вопросы: кто? где? когда?  с чего началось ?

Основная мысль

Как развивалось действие?

Конец

Вопросы: кто? где? когда?  Чем все закончилось?

Нечестный сосед.

План.

1.Пес Трубач.

2. Однажды ночью.

3. Ну и хитрец!

Летом я жил в деревне. У наших соседей жил пес по имени Трубач. Имя дали ему правильно: когда он начинал « общаться» по ночам с другими собаками, я сразу просыпался и не мог долго заснуть.

Однажды ночью Трубач отправился за добычей, потому что его не кормили. Дверь на наше крыльцо мы не закрыли. Ударом мощной лапы Трубач открыл ее. А на крыльце стояла кастрюля с борщом. Трубач сбил крышку, съел весь борщ, а пустую кастрюлю выволок на улицу и спрятал в яму.

Ну и хитрец!

Сочинение – рассуждение – отвечает на вопрос: почему?

( устанавливаются причинно – следственные связи).

Имеет 3 части:

а) вступление ( выделяется тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать;

б) основную часть( предоставляются доказательства, аргументы. Доводы, примеры);

в) заключение ( вывод, к которому пришел автор).

Рассуждение может начинаться вступлением, чтобы ученик мог освоиться в теме, понять ее.

Подбор доказательств – нелегкая работа , поэтому нужно знать, что может быть доказательством. Доказательство – это факт, наличие реального предмета, истинность события. Доказательствами могут быть примеры, пословицы, афоризмы, цитаты, цифры.

Вывод в рассуждении обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста

Модель сочинения – рассуждения.

Тезис – Доказательство – Вывод

Слова – связки : потому что, оттого что, так как, во первых, поэтому, следовательно , итак, с одной стороны, с другой стороны.

Я очень люблю весну.

План.

1. Весна – прекрасное время года.

2.Пробуждение природы.

3.Наблюдения за весенней природой.

4. Весна – обновление в природе.

Если бы меня спросили, какое время года больше всего я люблю, я бы ответила : « Конечно, весну. Весна – самое прекрасное время года».

        Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Начинает таять снег. Под крышами звенит капель. Из теплых стран возвращаются птицы, со всех сторон звучат их песни.

        Я люблю наблюдать за весенней природой. Особенно интересно наблюдать за деревьями.

        Сначала набухают почки, а потом выглядывают зеленые листочки.

        Мне нравится гулять весной. Любоваться природой и слушать пение птиц.

         Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна! Весна – это обновление в природе, именно за это я и ее люблю.

В сочинениях – описаниях может даваться описание предмета ( «Моя любимая игрушка», «Осенний листок»), места (« Зимний лес», « Любимый уголок природы») , человека ( Мой друг», « Портрет моей бабушки»), животного («Кот Абрикос», «Воробей Пашка»), интерьера ( «Моя комната», « Наш класс»).

Текст – описание:

1. Отвечает на вопрос: какой? (указываются признаки предмета)

2. Имеет 3 части:

а) вступление ( представляется предмет описания;

б) основная часть ( дается подробное описание предмета, его признаков);

в) заключение ( выражается отношение к предмету описания.)

Описание предмета бытовой техники

Описываются : общий вид, материал, форма, размер, впечатление, оценка.

 Описание человека

Описываются: внешние признаки (черты лица, цвет волос и т.д.), внутренние признаки (черты характера), роль деятельности, личное отношение

Описание комнаты

Описывается: цвет, размер, освещение, мебель, дополнение.

Чрезвычайна велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику.

        Основная цель занятий по картинам – научить детей рассматривать, « видеть» картину. Каждая картина поможет послужить источником для живой, интересной беседы, во время которой выявляется ясное представление о значении данного слова в речи и принципы его применения. Картина приучает детей к последовательности в изложении мыслей, уясняет им значение плана, концентрируя внимание на целом. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

        В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции)

Сочинения по картинам делятся на 3 основные  вида:

1.повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

2.повествовательные сочинения по одной картине;

3.описание картины.

СОЧИНЕНИЯ ПО СЕРИИ КАРТИНОК проводятся  в 1, 2, 3 классах. Серия картин помогает построить связанный текст в нужной последовательности. Поэтому в первом классе обучать детей композиции сочинения удобнее именно всего по серии картин. Дети, направляемые вопросами учителя, составляют по 1, 2, 3 предложения, озаглавливают рассказики.

Пример. Составление и запись рассказа по серии картинок и готовому плану на тему: « Разорили гнезда».

1.Беседа об охране птиц.

2.Рассматривание картинок и их описание.

- Какой случай произошел в лесу?

- Когда и зачем дети ходили в лес?

- Где они нашли гнездо?

- Зачем они его взяли?

- Почему можно сказать, что это плохой поступок?

-  Как можно озаглавить эти картинки? ( Разорили гнездо. Случай в лесу.)

 3. Чтение заглавия и плана (с доски ). Орфографическая подготовка.                

4.  Самостоятельное составление и запись рассказа учащимися.

5. Анализ образцов детских сочинений.

     (Прочитать несколько сочинений.)

                                                

Разорили гнездо.

        Это было летом в деревне. Стоял солнечный летний день. Дети пошли в лес за грибами. В кустах они нашли гнездо. В гнезде сидели птенцы. Ребята взяли гнездо и понесли домой.

        Мальчики поступили неправильно. Разорять птичьи гнезда нельзя. Птицы – наши друзья.

- В каких предложениях автор выразил свое отношение к поступку мальчиков? ( В трех последних).

- Согласны ли вы с оценкой автора? Почему?

- Как автор избежал повторов слова мальчик?

6. Редактирование.

- Найдите элементы описания в тексте? ( Стоял солнечный день,)

- Можно ли опустить это предложение?

- Имеются ли в тексте повторы? ( Гнездо, в гнезде.)

- Каким другим словом можно заменить слова в гнезде? ( Там.)

- Прочитайте первый вопрос плана: Кто ходил в лес?

- Как на этот вопрос ответил автор? ( Дети пошли в лес за грибами.)

- Каким словом лучше заменить слово пошли? (Ходили).

Далее зачитывается отредактированный текст и выполняется работа над ошибками учащихся.

Во втором классе дети учатся составлять план, озаглавливать картины. Это лучший способ ознакомления с планом повествовательного сочинения. Затем по каждой картине составляется небольшой связный текст и записывается в виде отдельного абзаца. Рассказывая отрывок за отрывком, дети составляют целый связный текст- сочинение.

СОЧИНЕНИЕ ПО ОДНОЙ КАРТИНЕ  значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в своем воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. Учащийся  должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Репродукция с картины художника К. Маковского « Дети,  бегущие от грозы».

Сюжет картины. Наташа с братцем Сеней была в лесу, грибы собирала. В лесу вдруг стало темно и страшно. Наташа завязала грибы в фартук, схватила Сеню, посадила его на спину и поспешила домой. Лес кончился. Надо было идти полем. Поднялся ветер, он сорвал с головы Наташи платок и растрепал ее волосы.

1.Молчаливое рассматривание картины.

2.Передача сюжета картины по вопросам учителя.

- В какое время года происходило действие?  ( Назвать по картине признаки лета.)

- Где была девочка? ( Дать ей имя, например, Наташа)

- Из чего можно заключить, что Наташа ходила в лес за грибами?

- Почему Наташа так спешит домой?

- Какие предвестники грозы изображены на картине?

- Для чего девочка посадила своего братца на спину?

  - От чего разметались волосы на ее голове?

- Почему Наташа взяла братца с собой, а не оставила дома?

3. Обдумывание названия, данного картине самим художником        Маковским.

    -  Достаточно ли полно передает название картины ее содержание?

    - Придумайте свое название.

   4. Составление плана рассказа по картине.

    а) Наташа в лесу.

    б) Появление тучи.

    в) Поспешное возвращение домой.

 5. Придумывание предшествующего  и последующего моментов по содержанию картины.

     а) Сбор в лес.

     б) По дороге к лесу.

     в) Дождь вымочил Наташу и ее брата до нитки.

     г) Наташа дома.

6. Составление рассказа от лица Наташи.

7. Отгадывание загадок.

Кликнет, мигнет, кого – то позовет. Гром, молния.

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. Туча.

8. Словарная работа.

а)  Гроза, буря, вихрь, ураган, гром, молния, ливень, дождь, град, радуга

( Явления природы).

б) Гремит, грохочет, гудит, раздается, рокочет, затих, раскатывается, доносится. ( Гром.)

в) Несется, плывет, ползет, мчится, приближается, клубится.( Туча.)

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ  самая трудная форма сочинения. Обычно она проводится в 4 – 7 классах, но допустимо и в 3 классе. Трудность описания картины в том, что учащиеся должны суметь проанализировать и оценить ее, а они еще к этому не подготовлены, у них нет искусствоведческих знаний, мал жизненный опыт.

        В начальных классах дети описывают картину по вопросам учителя, выявляя:

а) тему картины ( что изображено на картине);

б) ее композицию, передний, задний план, расположение фигур, предметов;

в) действие, сюжет картины;

г) в наиболее легких случаях идейный смысл картины.

Сочинение по картине И. Левитана « Золотая осень».

I.  Подготовка к сочинению.

1. Проведение экскурсии.

        Перед детьми необходимо поставить цель не просто написать об осени, а написать так, чтобы показать осень в самом ее расцвете, когда особенно ярки и выразительны краски, т.е. написать о золотой осени.

        « Уже издали мы залюбовались столпившимися на опушке молодыми березками. Мы вошли в лес. Там было тихо, и только похорошевшая к осени осинка шуршала листочками. Осень вошла полноправной хозяйкой. Ребята любовались красотой осеннего ласа и с удовольствием начали читать стихи об осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

                Ф. Тютчев.

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!           А. Балонский.

II. Подведение итогов экскурсии.

        На уроке дети делятся своими впечатлениями.

Задание: продолжить чтение рассказов, стихов об осени, выписать понравившиеся отрывки, образные выражения.

III. Виды заданий, которые предлагаются детям на подготовительном этапе.

1.Прочитайте, найдите в тексте образные выражения.

 а)         Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это? Оглянись вокруг! Весь лес нынче даже прекрасней, чем летом. Недавно еще шумел он зеленой листвой. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые свои руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно – красные осины, светло – желтые березки, бурый палый лист. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе.

б)   Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива  осыпает елочку тонкими рыбками.

2. Вставьте в предложения нужные по смыслу слова.

Как … кружатся над нами пестрые осенние листья. Круглые красные листья осины вспыхивают, как …  . Кончилось … лето. Пришла … осень. По небу бегут … облака. Дует … ветер. Закружились в воздухе …. Листья. Они покрыли землю ковром.

3.Свободный диктант.

Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь, горит.

Все деревья и даже кусты разукрасила осень по – своему, по – осеннему: кого в желтый, кого в ярко – красный. Одни только сосны, да ели не знала она, как разукрасить. Вот и остались сосны, да ели по - летнему темно – зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.                                                        Г. Скребицкий.

       Такая работа обогащает словарь учащихся, развивает его художественный вкус.

IV. Подбор эпиграфа.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

                        А. С. Пушкин.        

Проект урока. Сочинение по картине И. И. Левитана « Золотая осень»

Цель урока: учить описывать картину; формировать умения строить текст в определенной композиционной форме; определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки, предупреждать недочеты и грамматические ошибки; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование:

  1. Репродукция картины  И. И. Левитана « Золотая осень»
  2. Музыкальный альбом П. И. Чайковского « Времена года»
  3. Выставка детских рисунков
  4. Орфографический словарь

Ход урока.

I. Вступительное слово и беседа с учащимися.

- Ребята, вспомните осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью?

- Как красоту осени можно сохранить даже зимой?

- Как мы называем картину, на которой изображена природа?

Рассказ учителя.

- Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу природу. Среди них был и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860 – 1900). Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягкий и отзывчивый человек. К своей творческой работе относился очень строго. Его называли поэтом русской природы.  За 25 лет он написал тысячи картин, рисунков, эскизов.

Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

II. Рассматривание репродукции « Золотая осень».

- Каково общее впечатление от пейзажа?

- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

- Какое из  стихотворений можно отнести к данному пейзажу?

- Каков, по – вашему мнению, замысел художника?

- Почему эта картина названа « Золотая осень»?

- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

- Все ли деревья одеваются в золотые листья?

- Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите их на картине.

- Прямо ли течет река или меняет свое направление?

-  Почему вода в начале реки темная, а дальше светло – голубая?

- Различаются ли цвет неба на переднем и заднем плане?

- Что видно на высоком берегу?

- Почему крестьянские домики такие маленькие?

Далее учитель обобщает ответы учащихся.

- Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство радости и бодрости. « Золотая осень» завораживает нас. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени.

Богатством  своих красок осень привлекла к себе внимание композитора П. И. Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом « Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес.

- Что вы представляете, когда слушаете музыку?

- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана и музыкой Чайковского?

III. Речевая подготовка. Орфографическая подготовка.

- Подберите синонимы к словам художник ( живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина ( полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании: желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно – синий, коричневый.

- Найдите неточно употребленное слово  замените его.

а) Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.

а) Молодые березки сплошь накрыты ( покрыты) золотистой листвой.

в) Розоватые легкие облака плавают ( плывут) по нежно – голубому небу.

- Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.

( Слова выписаны на доске.)

На доске помещены 2 таблицы.

З…л…тая                                бронзовая

Кр…савица                                к…льчуга

Ле…кие                                лимонная

Розоватые                                желтизна

Обл…ка                                с…р…фан

Трепетная                                к…сынка

Багряная                                набросила

- О чем можно сказать золотая,  красивая? Подберите родственные слова.

- При описании чего можно использовать слова легкие, розовые. Подберите проверочное слово к слову с парной согласной.

- Объясните значение слов сарафан, косынка, кольчуга.

Сарафан- русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов.

Косынка – женский треугольный головной убор.

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

IV. Составление плана

  1. Осень наступила.
  2. Лес, точно терем расписной.

Вопросы по составлению плана.

- Какое время года изображено на картине?

- Какое впечатление производит она на вас?

- Что видите на переднем плане? Вдали?

- Какие цвета преобладают?

- Что вам больше всего нравится в полотне Левитана?

Далее дети пересказывают по частям и подбирают эпиграф.

V. Написания первого варианта сочинения.

VI. Домашнее задание.

Отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант.

Варианты сочинений, написанные учащимися.

1.Перед нами репродукция картины И. И. Левитана « Золотая осень». Это пейзаж ясного осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березки сплошь покрыты золотистой листвой. Розоватые легкие облака плывут по нежно – голубому небу.

Слева, на высоком берегу реки, показана  небольшая березовая роща. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке темно – синяя, а вдали голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и темные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных и мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

2. Осень, пришла осень! Кончилось зеленое лето. Легкие облака плывут по прозрачному небу. Солнце шлет на землю прощальные лучи. В воздухе разлита осенняя прохлада. А в лесу чудеса! Еще вчера деревья стояли зеленые, а сегодня посмотри…  Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, как будто объятая пламенем, красные листочки ее в редкой листве, как огненные язычки. Дружные березки собрались в кружок и водят веселые хороводы. Как на праздник, надели на себя свои лучшие наряды. Покой и тишину леса охраняют могучие дубы. Обрядила их осень в бронзовую кольчугу. Только ели и сосны стоят по – летнему- темно – зеленые. Стоят, красуются перед всеми деревьями. Не забыла осень и прореку. Бросила она в воду самые темные холодные краски. Замерзла река, потемнела вода у берега, черная, как в омуте, а в ней трава отражается. И грустно и радостно!

Список картин для сочинений учащихся начальных  классов.

  1. И. И. Шишкин « Рожь»
  2. И. И. Шишкин « Утро в лесу»
  3. В. Г. Перов Тройка»
  4. Н. П. Богданов – Бельский « У дверей школы»
  5. А. К. Саврасов « Грачи прилетели»
  6. И. И. Левитан « Март»
  7. И. И. Левитан « Весна»
  8. И. И. Левитан « Большая вода»
  9. К. Е. Маковский « Дети, бегущие от грозы»
  10. К. Е. Маковский « Свидание»
  11. В. М. Васнецов « Богатыри»
  12. В. М. Васнецов « Аленушка»
  13. В. М. Васнецов « Иван – царевич на сером волке»
  14. А. С. Степанов « Журавли летят»
  15. К. Ф. Юон « Русская зима»
  16. К. Ф. Юон « Конец зимы»
  17. К. Ф. Юон « Полдень»
  18. Т. Н. Яблонская « Весна»
  19. А. И. Лактионов « Письмо с фронта»
  20. Ф. П. Решетников « Опять двойка»
  21. Ф. П. Решетников « Прибыл на каникулы»

Глава IV. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи .

§1.  Диагностика уровня развития связной речи

Экспериментальное исследование проводилось в школе № 178 города Нижнего Новгорода  в четвертом  классе.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого  класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.

Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие связной речи.

В констатирующем тестировании принимали участие 20 учеников 4 класса.

Львов М.Р. выделяет семь критериев речи:

1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи

5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность 7. Выразительность Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).

Вдруг ее окликнули. Она подняла голову. Это был старик с бородкой, шагал он по снегу легко и быстро. Тропка их вывела на полянку. На поляне росла земляника. Девушка набрала ягод целую корзинку. Она оглядела местность, а старик исчез.

Сосны стоят, словно великаны.

Пришла зима. Мачеха приказала падчерице набрать в лесу земляники.

Это случилось давно. Жила в одной деревне вдова. И было у вдовы две дочери. Родная дочь ходила в платьях, а падчерица в лохмотьях.

Идет девушка по лесу, холодно в лесу.

Сосны стоят, словно великаны.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

3. Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Результаты диагностики отражены в таблице 1

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

уровни

Высокий

средний

низкий

%

чел

%

чел

%

Чел

4 класс

15%

3

35%

7

50%

10

Таким образом, на  высоком уровне в классе находятся 15% учащихся. На среднем  уровне находятся 35% учащихся. На низком уровне в классе находятся 50% учащихся.Т. о большинство учащихся 4 класса находятся на низком уровне развития связной речи.

Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 4 класса для этого нужно использовать следующие методы и приемы.

Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений  направленных на развитие связной речи младших школьников.

Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность.

В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:

1.Составь предложение, используя все слова ( форму слова изменять нельзя):

день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

2.Составь предложение, используя все слова. Вставьте пропущенные буквы

Пришли, х. л. да. Оделись,  р. бята,  т. пло. Они, на г. л . ву , ша . Ку, надели, на, руки, м. ховые, варе. ки.  теперь, м. роз, им, не страшен.

3.Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Язнал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

4.Переставь буквы так, чтобы получились пословицы.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ДИОТХЬ

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО

5.Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

6.Придумай историю о том, как появились на Земле первые стихи.

7.Преврати  одно предложение в целый рассказ.

Поваленная в прошлом году ветром ива продолжала жить

8.Подберите антонимы и синонимы к данным словам. При это учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

Легкий, легкомысленно, полнота, полный, полнеть, толстый, тихий, хвалить, смелый, смелость.

9.Прочитай текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

( Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. ( Какой?)… лист и .

( какая?)… травинка. ( Какие?)…травы и ( какие?)… цветы. ( Какой?)… иней и бабочки. ( Какое?)… солнце и ( какой?)…ветер. Увядание расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

10.Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах были еще желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая трава выглядывала из -под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.

11. Прочитайте сочинение. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте ее.

Летний дождь.

День был очень жаркий. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистых чащах берез. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать влагу.

12. Прочитайте предложения. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

а) Теленок пасся на лугу. Он был такой красивый!

б) На березах сидят снегири. Они занесены снегом.

в) У Вити были рыбки.  Он кормил рыбок каждый день

г) Небо освещалось заревом. Оно горело и полыхало.

13. Прочитайте текст. Разбейте его на части. Составьте план.

Ежик.

Темной ночью серый ежик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку наколол на серую иголочку. В луже заметил звездочку. Ежик накрыл ее листочком. Наступило утро. Под листочком вместо звезды еж нашел большое красное солнышко. Вот ежик смеялся!

Контрольный этап - цель, которого сравнить анализ полученных результатов эксперимента направленного на развитие связной речи младших школьников 4 класса.

После применения различных методов и приемов, направленных на развитие связной речи у младших школьников, было проведено исследование уровня сформированности развития связной речи по методике применявшейся на констатирующем этапе.

Каждому ученику давалось задание аналогичное заданию, которое было предложено на констатирующем этапе.

Суворов.

Наступает весна. Вскрываются реки. Суворов бросается в воду. Мальчик много ходил., хорошо ездил верхом. Суворов окреп. В шестнадцать лет он поступил на военную службу.

С раннего детства Суворов мечтал быть военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. Это огорчало Суворова, ион решил закаляться.

Пятьдесят четыре года он провел в армии. Начал службу простым солдатом, кончил фельдмаршалом.

Вот наступают холода. Все одеваются в шубы. Суворов накинет легкую курточку и целый день проводит на улице.

Результаты контрольного этапа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ контрольного этапа

уровни

высокий

средний

низкий

%

чел

%

чел

%

чел

4 класс

25%

5

65%

13

10%

2

Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учащихся 4 класса уровень развития связной речи повысился не значительно. Но все же степень развития связной речи улучшилась. Таким образом, упражнения, проведенные с детьми в процессе обучения развития связной речи, положительно повлияли на развитие связной речи.

Данные результаты зафиксированы в таблице 3.

Таблица 3

Динамика уровня сформированности развития связной речи у учащихся 4 класса

Уровни

Высокий

%

чел

динамика

Средний

%

чел

динамика

Низкий

%

чел

динамика

Констатирующий

этап

15%

3

35%

7

50%

10

Контрольный этап

25%

5

 +10

65%

11

 +30

10%

2

 - 40

Исходя, из выше зафиксированных данных можно сказать о том, что в классе на высоком уровне развития связной речи количество учащихся не изменилось. На среднем уровне развития связной речи количество учащихся увеличилось на 4 человека. Данные показали, что на низком уровне развития связной речи количество учащихся уменьшилось на 8 человек. Возможно увеличение  количества учащихся на низком уровне связано с проведением с дополнительных занятий.

Заключение

Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь разнообразна. Переход от замысла (или "мысли") к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.

Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.

Специфическая структура уроков  русского языка по развитию речи  предполагает создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно , полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать свои мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.  Структура уроков развития речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно – речевые умения, обеспечить возможность полноценной речевой коммуникации, используя новейшие технологии и методы работы. Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В целом система направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна

2) в ней  точно передано содержание высказываний;

3) в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.


Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.

2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.

3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. - М.:  Просвещение, 1987. - 368с.

4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. -  Питер, 2000. - 298с.

6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с.

9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.

10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" 1-4

классы // Начальная школа, 2000,№8. -С. 20-41.

11. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.

12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198с.

13. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. -С.38-39.

14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.

15. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. -218с.

16. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16 18.

17. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. –

М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.

18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития речи младших школьников.

Мы живём в век информатизации и компьютерных технологий, именно сейчас ,важнейшей педагогической задачей становится сохранение "живой" человеческой речи....

Методическая система «Развитие одаренности младших школьников».

Методическая система«Развитие одаренности младших школьников». Ведущая педагогическая идея - все дети одаренные, каждый ребенок может проявить свои способности в какой-либо деятельност...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения

В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...