«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково-практической деятельности»
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Цель доклада - выявить заономерности. являющиеся основой лексических ошибок. Составляющим процесса является выполнение системы речевых упражнений и заданий творческого характера. Поэтапное планирование позволяет добиться желаемых результатов: побуждает учащихся исследовать лексическое значение слов, сопоставлять, наблюдать, способствует предупреждению лексико-семантических ошибок при написании изложений и сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_rechi_uchashchihsya.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково- практической деятельности»
Мотивом, послужившим выбору именно этой темы стал уровень речевого развития учащихся, трудности, которые испытывают как в понимании и осмыслении текстов учебников, так и при оформлении собственной речи и условиях двуязычия.
В изложении и сочинениях учащихся лексические ошибки занимают более 50% от общего количества ошибок., дети говорят и пишут :
Сломать стекло, вместо разбить , так как в крымскотатарском языке эти два слова обозначают одно слово къырмакъ;
поставил ручку, вместо положил (къойды);
стирать волосы, вместо мыть (ювмакъ);
сказал, вместо сказала, так как в крымскотатарском языке отсутствует род имен прилагательных и родовые окончания имен прилагательных и глаголов.
Для проведения профилактической работы требуется знания причин подобных ошибок .И поэтому направление работы по данной теме самообразования носит методический характер, который предусматривает поиск необходимых форм, методов и приемов.
С целью выявить закономерности, являющиеся основой лексических ошибок, провела сопоставительное изучение лексики родного и русского языка. Обратилась к следующим источникам: методические журналы «Тасиль»,Русская словесность», «Начальная школа».
Изучив особенности лексико-семантических ошибок в речи учащихся, более внимательно стала подходить к этому вопросу (используя на уроках русского языка и крымскотатарского языка таблицы дифференциации, метод диаграмм Вена (сравнение), «Сенканы»), что позволяет предупредить лексические ошибки учащихся, преодолевать барьер двуязычия.
Составляющим процесса самообразования стала поэтапная система речевых упражнений и заданий творческого характера.
Так, первый этап – начальный. Здесь учащимся можно предложить лексические упражнения и задания следующего содержания:
-определить значение слова и запомнить;
-определить значение слова при помощи синонима и антонима;
-заполнить пропуски в предложениях;
-закончить предложения, добавляя подходящие по смыслу слова и др.
Второй этап – основной.
Цель – дальнейшее обогащение, расширение и уточнение словарного запаса учащихся. Основное место в системе речевых упражнений занимают следующие упражнения:
-составить предложения с разными значениями слова;
-заменить данные словосочетания синонимичными;
-перевести на родной язык словосочетания, предложения, составление с разными значениями слов;
-сравнить предложения;
-составить предложения, используя слово в различных ситуациях и т.д;
Третий этап-заключительный.
На данном этапе целесообразниее предлагать творческие задания:
-написать сочинение на предложенную тему;
-составить рассказ на свободную тему;
-описать предмет, действие, поступок;
-высказаться по поводу прочитанной книги, просмотренного фильма и т.д. Такое поэтапное планирование позволяет добиться желаемых результатов. Побуждает учащихся исследовать лексическое значение слов, сопоставлять , наблюдать, способствует предупреждению лексико-семантических ошибок при написании изложении и сочинении.
В процессе самообразования реализуются подробности учителя к собственному развитию, а также появляется возможность исследователькой, поисковой деятельности как педагога, так и учащихся.
Таблица дифференциации
Различайте значения глаголов поставить, положить:
Оттенки значений глагола | Примеры |
По-русски говорят: Ставить (поставить) кого? что? куда? где? в вертикальном положении. | Сестра поставила чайник. Турист поставил тяжелый рюкзак на землю. |
Глагол положить употребляется в значении помещать кого-что куда-нибудь в лежачем положении | Айдер положил ручку в пенал. Ребенок положил игрушки в коробку. |
В значении «прибавить, всыпать» что-либо, куда, во что | Бабушка положила в суп немного перца. Я положила масло в кашу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование письменной речи учащихся
Методические рекомендации логопеда...
Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....
Информационное сообщение на тему" Формирование монологической речи учащихся в образовательном пространстве учебной деятельности"
Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы....
Статья "Совершенствование речи учащихся 3 - 4-х классов"
Развитие речи...
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.
Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...
Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности
В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...