Статья "Обеспечение психологического комфорта и создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников на уроке"
статья по теме

Каданова Наталья Владимировна

Обобщение опыта работы с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskaya_napravlennost_uroka.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ №424

КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Обеспечение психологического комфорта

и создание благоприятных условий

для сбережения здоровья школьников на уроке.

Подготовила Каданова Наталья Владимировна

                                                           учитель 3 кл.

Кронштадт, 2006 год.

ПЛАН

1.Валеологические требования к уроку.

2.Организация двигательной активности на уроке.

3. Динамика работоспособности ученика.

4.Создание ситуации успеха.

5.Рефлексия.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые декларирует приоритет сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и актуализирует поиск решений, в том числе и организационных, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

В процессе обучения на уроке задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать активность и самостоятельность у учащихся, при этом учитывать здоровьесберегающий режим. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе. Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина. Перед учителем всегда возникает вопрос: что считать критерием эффективности урока? Начиная разговор о путях повышения эффективности, нужно заметить, что все этапы урока предполагают организацию продуктивной обучающей и воспитательной работы. Именно это и есть ключ к решению проблемы эффективности урока.

Валеосфера ребёнка может оказаться ущербной, если потребность в преодолении препятствий в сохранении своего здоровья будет не развита.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1 класс, т. е. это исходный фон на старте школьного обучения. С первых дней обучения в школе главное значение имеет здоровье ребёнка и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок, перемена, каникулы, нагрузка).
  • Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.
  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.).
  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность, юмор, уверенность в себе, интерес).

Учебный день хорошо начинать с небольшой зарядки, в том числе с «минуток вхождения в день», «минуток гармонии», несущих в себе эмоциональный заряд и воспитательную направленность. Тема «минуток», заранее продуманная учителем, не должна быть самоцелью, т. к. тема порой возникает из данного утра, его проблем, точнее - проблем учеников, пришедших в школу (сон, обстановка в доме, дорога в школу, первый контакт с одноклассниками,…). Часто использую материалы из книги В. А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике» и Н. И. Сладкова «Капли солнца».

Валеологически обоснованный урок должен быть построен с учётом базовых потребностей детей:

  • потребности в саморазвитии;
  • потребности в игре;
  • потребности в подражании;
  • приобретение опыта.

Продумывая урок:

  • Учитель должен представить подобранный материал в интересной, а порой и  необычной форме.
  • На уроке должно быть использовано разнообразие видов деятельности учащихся.
  • Учитель готовит нужный раздаточный материал, если он необходим к уроку.
  • Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими (используем принцип «завышенной» планки).
  • Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ. Активная поисковая деятельность ребят на всех этапах даже при наличии трудностей благополучно влияет на здоровье детей.
  • Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
  • Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью. (И.М. Сеченов). Для данного класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключить школьников на другой режим деятельности.
  • Необходима продуманная схема смены двигательной активности учеников на уроке.

Форма и содержание физминуток должны быть разнообразны. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.На начальных этапах урока необходимо отдавать предпочтение упражнениям, направленным на включение в работу всего организма. В уроке учитель должен использовать различные виды физкультминуток, чтобы дать выход детской энергии. Можно познакомить детей с направленностью физминутки – нацелить (постепенно ученики запоминают это и быстрее настраиваются на разминку, что повышает её эффективность и сокращает временные затраты на неё).

  • 9. Продуманное использование всей площади кабинета (не «зацикливаться» на классной доске и стене, где она расположена). Смена двигательной активности не сводится только к проведению динамических и релаксационных игровых пауз. Важно рационально использовать всю площадь класса. В конце класса на ковре организуем «творческий круг», где можем стоять, сидеть (да хоть лежать!) в зависимости от целей методики игры и потребностей ребят на данном этапе урока. На стенах в разных частях класса размещаю листы с тренинговыми заданиями (на учебные навыки, для тренировки зрения, или внимания).
  • 10. Кабинет должен быть светлым и свободным, не нагружен учебной информацией, «висящей» на стенах, не перегруженным цветовыми пятнами пособий, таблиц и классных уголков. Учебная информация должна появиться в нужный момент и убирается по мере завершения работы с нею. Ещё часто используется практика «завешивания» стены у классной доски таблицами с учебным материалом. Учитель расстраивается, что дети не используют их в своей работе, а ведь для детей эти таблицы превращаются в своеобразные «обои» - фон стены, которая постоянно на всех уроках перед ними. Учитель не фокусник  - скажете вы. Согласна, но учебная таблица будет работать лишь появившись в нужный момент и сконцентрировав на себе внимание ученика. Чтобы этого добиться, необходимо тщательно продумывать использование пособий на уроке.

Учитель на уроке должен чувствовать себя свободно и уверенно, а, значит, есть возможность дойти до сердца каждого ученика и раскрыть его творческие способности.

Посещая районные курсы по здоровьесберегающим технологиям совместно с учителями средней школы,  обратила внимание на часто звучащую мысль учителей средней школы, что, если они предложат данные упражнения ребятам завтра на уроке, то ученики их, мягко говоря, - не поймут. Это ещё одна проблема. Необходимо передавать эстафету подобной формы работы на уроке из начальной школы в среднюю не формально, а тщательно всё обсудив, познакомив всех педагогов (которые будут работать с классом) с особенностями каждого ученика и системой работы учителя начальных классов (в том числе и с используемыми формами  здоровьесберегающих технологий). При этом очень важен ещё один момент – полная готовность учителей средней школы к продолжению этой работы (понимание и приятие важности этой работы, а так же  знания и навыки). Ученик средней школы (одной из школ нашего района) рассказал, что накануне проверки у них начали проводить физминутки, а после проверки через пару дней всё прекратилось. До следующей проверки?...

В средней школе задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни не могут быть решены только на уроках валеологии, необходима комплексная систематическая работа на других уроках (включение знаний о здоровье и решение воспитательных задач формирования чувства ответственности за свое здоровье), там, где это целесообразно. Примеры включения знаний о здоровье в материал уроков можно найти в специальных журналах по предметам: "Биология в школе", "Начальная школа", "Начальная школа плюс-минус", "Физическая культура в школе", "Основы безопасности жизни", "Химия в школе" и др., приложениях к газете "Первое сентября" и другой педагогической литературе. Так, например, методическое пособие "Валеология на уроках неорганической химии" (пособие для учителя к спецкурсу "Химия и здоровье человека", авторы Ивченко Л. А. и Макареня А. А.) опубликовано в газете "Химия" (приложение к газете "Первое сентября", 2000, №№ 10-15, 17-26). В 2001 году Министерство образования и Министерство здравоохранения РФ утвердили Федеральную программу «Здоровье» для учащихся 1 – 11 классов. Региональная общественная организация «Образование и здоровье» при поддержке Фонда Сороса подготовила серию методических материалов по внедрению программы «здоровье». Серия состоит из 10 книг. Основной книгой является Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов «ЗДОРОВЬЕ» под редакцией В. Н. Касаткина и Л. А. Щеплягиной (программа «Здоровье», примеры уроков, обширный справочный материал). Среди книг этой серии есть сборник заданий по математике на тему «ЗДОРОВЬЕ» и сборники сценарных разработок уроков и справочного материала для уроков биологии и истории.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ.

На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей  подростков АПН СССР изучали режим дня школьников различных городов и сёл. Результаты этих исследований говорят об уменьшении двигательной активности детей. Следовательно, в таком возрасте необходимо предложить детям различные формы двигательной активности. Данная  проблема  в наши дни выросла до глобальных размеров.

В детстве мозг ребёнка не развивается отдельно от его тела. Физическое развитие идёт параллельно, в тесном взаимодействии с психическим развитием. Поэтому чрезвычайно важно предоставлять ребёнку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений.

Научные исследования психологов доказывают прямую зависимость реализации интеллектуального потенциала ребёнка от времени и усилий, затраченных на двигательную активность.

Сначала следует рассказать о тех упражнениях, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность, несущие в себя здоровьесберегающую направленность. Зрение – 90 % получаемой информации падает на орган зрения – глаза. Согласно проведенному исследованию, 43 % современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата. Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза. Мысли и движение так же неразрывно связаны, как зрение и движение. Упражнения, способствующие решению коррекционных задач для различных мышечных групп. Например: На вытянутой руке находится карандаш. По широкой амплитуде карандаш многократно следует передвигать вправо – влево, вверх – вниз. Неотрывно за движением следят глаза. Следует упражнять глаза во вращении. Придумав незатейливый сюжет в движении по небосклону солнышка, имитация глазным яблоком этого движения как открыв глаза, так и опустив веки.

Упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Так как релакс – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение учащихся. Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты. Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Следующие упражнения способствуют так же релаксации мышц кистей рук и глаз:

Ладони потереть друг о друга, пока не станут теплыми.

  • Под ладонями смыкать и размыкать веки.
  • Расслабляются брови, веки, глазные яблоки.
  • Теплыми пальцами массажируются мышцы около глаз, надбровные дуги.
  • На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Учитель может называть цвет, дети глазами ищут, может показать указкой. Вместо кружков, могут буквы: слагаются слова, числа (с числами провести устный счет); картинки (составляются предложения тексты). Все зависит от фантазии учителя.

Эти и многие другие упражнения можно прочитать в журнале «Физическая культура в школе» № 1 за 2002 год и использовать на любом уроке.

Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок научен правильно использовать возможность своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени. Их можно включить в утреннюю гимнастику, а так же использовать на уроках чтения, русского языка, естествознания, когда материал урока в основном устного содержания. Эти упражнения описаны в журнале «Начальная школа.Плюс - минус» 2000 № 7.

Например:

  • «Зал вздохов» С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо. Дышать коротко, отрывисто вдох долгий выдох.
  • «Ветер и ветерок». Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный, выдох (ртом).Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.
  • «Щеки – воздушные шары».Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.
  • «Насосик». Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох – длительнее.
  • Звуковая дыхательная гимнастика.

А – а – а! Ту – ту – ту! Пых – пых – пых!

Сила голоса и протяженность

А – а – а – а – а – а и т.д.

Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Есть специальные упражнения, которые снимают статистическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник:

  • Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.
  • Поза скручивания. Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. То же движение, но в другую сторону.
  • «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбужденные ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебной работе. Для того чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать следующий методический прием:

«Кто меня слышит». Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: "Кто меня слышит, поднимите правую руку".Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.Далее учитель опять же тихо произносит: "Кто меня слышит, поднимите обе руки".Некоторые ученики поднимают обе руки.Учитель произносит тихо фразу, растягивая слова: "Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза".Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.Учитель тихо произносит: "Кто меня слышит, встаньте".После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание учащихся обращено на него.Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

        Очень эффективны упражнения ИГРОТРЕНИНГА, направленные на организацию учебного процесса. Описание упражнений можно найти в методическом пособии А. Г. Назаровой «ИГРОТРЕНИНГ», Типография ОФТ, СПб.

Много интересного материала можно найти в книге Исаевой С. А. «Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие.» - М.: Айрис –пресс, 2004.

Проведение физминуток на уроке может проходить как очередной этап урока – отработка учебного навыка. Для этого я использую упражнения ИГРОТРЕНИНГА. Например:

  • слоговая «шагалочка» рифмованных строк правила, которое изучаем на уроке, или повторяем для дальнейшей работы;
  • стоя «цепочкой» ребята передают мяч друг-другу и следующий ученик продолжает фразу, или даёт ответ и задаёт задание дальше по «цепочке» (вариантов заданий множество).

Для себя я создала «копилку» физминуток, сгруппировав их по направленности воздействия, сделала в форме карточек и подготавливаю к уроку необходимый «набор» исходя из потребностей урока (лучше выбор ещё раз подкорректировать перед уроком, исходя из конкретной обстановки в классе).

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧЕНИКА.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать особенности динамики работоспособности в различные периоды урока.

Первая фаза работоспособности – это ВРАБАТЫВАНИЕ, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).

Вторая фаза – фаза ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

Третья фаза работоспособности – КОМПЕНСИРОВАННОГО, то есть ПРЕОДОЛЕВАЕМОГО УТОМЛЕНИЯ. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

На завершающем этапе урока перед учителем встаёт сразу несколько задач:

  • систематизировать знания учащихся, подвести итог урока;
  • помочь ученикам проанализировать свою работу и настроение на уроке;
  • свести к минимуму напряжение и утомление и от урока, создавая тем самым благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первых трёх уроках достаточно по 2-3 физминутки (исходя из особенностей класса, потребностей учеников). На 4 уроке – 3 физминутки.

Динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на весь организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Необходимо подбирать упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер (на развитие творческого мышления, воображения, фантазии и памяти).

В релаксационных упражнениях формируются умения расслабляться, снимать психо-мышечное напряжение, ритмизировать дыхательные процессы, а также снимать стрессообразующие факторы. Регулярное выполнение релаксационных техник развивает у учащихся способность оценивать своё психоэмоциональное состояние, корректировать его, вырабатывать навыки адекватного поведения, позволяет обрести уверенность в себе.

Важно помнить, что этот урок - не единственный. Следующий урок дети должны встретить также в полной «боевой готовности» без ущерба для своего психологического и физического здоровья.

 СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Важна на уроке и мотивация успешности, которая формируется и развивается  в ситуации успеха. Для этого необходимо:

  • Создание ситуации доверия через приём «поглаживания».

- Молодец, умница!

  • Снятие чувства страха («право на ошибку»).

- Ничего страшного, если у тебя не получится, мы все ошибаемся...

  • Привлечение внимания.

- Я думаю, лучше делать так ...., а вы как думаете?

  • Провозглашение достоинств.

- У тебя всё получится так как ...

  • Повышение самооценки, уверенности в себе:

- Это нам необходимо, только ты сможешь это сделать ...

  • Педагогическое внушение.

- Я уверена, что ты сможешь, справишься ...

  • Педагогическая оценка.

- Молодец, всё сделал ...

- У тебя всё получилось ...

- Хорошо, ты справился ...

  • Аргументация.

Важно обязательно озвучивать качества, за которые ребёнок достоин похвалы, а за которые осуждения, при этом  критические замечания стараться делать конфиденциально. Ребёнок должен сам знать, за что его ценят и уважают и это должны знать те дети, с которыми он общается в учебной ситуации.

Ученики на уроке раскрепощены и активно участвуют в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  • И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.» Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь, 2002 г.
  • А. Г. Назарова «Игротренинг», СПб, Тпография ОФТ 2005 г.
    Методическое пособие по развитию у детей дошкольного и школьного возраста слухового и зрительного внимания, слуховой, зрительной и тактильной памяти, речи, воображения, творческой фантазии и образного мышления через ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ.
  • А. И. Сорокина «Минуты вхождения в день» (средняя школа № 69 г. Ярославля), журнал «Начальная школа» № 9 – 2001.
  • С. А. Шмакова «Игры, развивающие психические качества личности школьника». Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.
    Игры и игровые упражнения важные для целенаправленного формирования психических дарований растущего человека.
  • Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.» - М.: ВАКО, 2004.
    Обоснование и практическая методика использования двигательных игр в процессе обучения младших школьников. Предлагаются сценарии уроков здоровья.
  • «Физминутки в начальной школе» Составитель О. Н. Москаленко – М.: Граф-пресс, 2004.
    Практический материал для учителя по сохранению здроровья детей, профилактике наиболее часто встречающихся отклонений в физическом состоянии детей и поддержании их высокой работоспособности.
  • С. А. Исаева «Физкультминутки в начальной школе». – М.: Айрис-пресс, 2004.
    Практическое пособие знакомит с требованиями к проведению физминуток, их видами, предупреждает ошибки педагогов. Тематическая подборка упражнений.
  • Эрих Беллингер «Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учёбы в школе». – М.: Просвещение, 1996.
  •  «Методические рекомендации по разделу «Воспитание. Здоровый образ жизни» курса «Педагогика» Составитель В. П. Щербинина. – Гродно: ГрГУ, 2001.
    Рекомендации, формы организации работы с применением активных методов обучения, комплексы «малых форм» физического воспитания.
  • Материалы районных курсов по здоровьесберегающим технологиям.
  • Министерство здравоохранения РСФСР УТВЕРЖДЕНО Заместитель министра А.Г.Грачева 31 марта 1989 г. «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах», Методические рекомендации, Красноярск. 1989 г.

Здоровьеохранительные и здоровьеразвивающие принципы конструирования уче6но-познавательной деятельности. Повышение эффективности развития детей и уче6но-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Методические приемы простейших зрительно-координаторных тренажей; методы повышение активности детей, в т. ч. общей и зрительно-ручной координации с помощью построения занятий в режиме динамической позы, повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции ребенка (школьника) с помощью ритмов произвольно-телесных усилий.

  • В. Ф. Базарный «НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ (истоки, подходы к профилактике)Президентская программа "Дети России"» Сергиев Посад, 1996.

В брошюре освещены основные механизмы развития нервно-психического и физического утомления детей в традиционной школьной среде, а так же простейшие и общедоступные методы повышения их нервно-психической и физической активности на уроках. Отличительными особенностями разработанных методов является то, что они, в отличие от многих, непосредственно "встроены" в учебно-познавательный процесс.

  • Материалы из ИНТЕРНЕТА:

РЕФЛЕКСИЯ

ВАРИАНТЫ РЕФЛЕКСИИ

«СОЛНЫШКО» Моё настроение похоже на:

Карточки для учителя

«Полоска настроений» для ученика

Вариант: ученик в конце урока сдаёт тетрадь под карточку, которая соответствует его настроению.

«МИШЕНЬ НАСТРОЕНИЯ»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок – попадание в одной из цветовой зон. Внутри – дата и мотивация. В конце – вся «мишень» «прострелена» днями.

"ВЫБЕРИ УТВЕРЖДЕНИЕ".

        * все понял, могу помочь другим;        * запомню надолго;

        * все понял;                                        * однообразный;

        * могу, но нужна помощь;                        * неинтересный;

        * ничего не понял.                                * скучный;

        * интересный;                                        * день;

        * хороший;                                                * урок;

        * отличный;                                        * праздник   и др.

                Ощущал себя:

* хорошо;

* уверенно;

* смело;

* гордо;

* комфортно;

* глупо;

* неуверенно;

* испуганно;

* сердито;

* грустно.

«ОТРЕЗОК»

        Ученик отмечает на отрезке:

  • самооценку работы  -             отлично                                       слабо
  • самооценку настроения -   радостное                                        грустное
  • оценку сложности  -                    легко                                        очень трудно
  • оценку интереса  -     очень интересно                                        не интересно
  • и т. д.

МИНУТКИ НАСТРОЕНИЯ

«СОТВОРИ  СОЛНЦЕ  СЕБЕ».

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце.  Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

«СОЛНЫШКО».

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают (обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот в виде шарика или мячика. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. 

«ЭТЮД ДУШИ».

Давайте поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: " Я приветствую тебя, Земля!" Вытяните руки перед собой ладонями вперед: "Я приветствую тебя, Вода!" Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: "Я приветствую тебя, Воздух!" Поднимите руки вверх ладонями вперед: "Я приветствую тебя, Солнышко!"

«ТВОРЮ ДОБРО».

Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое. Грубых слов не говорите, Только добрые дарите.

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА».

Дети сидят за партами. Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя младших классов по сбережению здоровья школьников

Доклад- презентация для выступления на педсовете...

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

« Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в ГПД»

В работе представлен материал о создании  благоприятных условий для полноценного проживания в ГПД , формировании  базовой культуры личности, всестороннем  развитии психических и физичес...

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...