Тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Рабочие программы по математике,, русскому языку, литературе, ИЗО, трудовой подготовке, музыке, ознакомлению с окружающим миром, физкультуре для 1 класса составлены согласно  программе  для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_plan_1_klass_33.rar402.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

(1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена с учётом требований Федерального компонента  государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом  Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.)  и  разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Кузин В. С., Кубышкина, Э. И., утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.), а также следующих нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании»

-БУП Утвержденный Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12. № 1602

-Образовательная программа школы-интерната.

Адресат.

 Программа по изобразительному искусству в 1 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.

        

Структура документа.

Рабочая программа включает:

-   Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс, основное содержание  обучения  с    распределением учебных часов по разделам курса;

-   тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета 

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.        

         Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы  изобразительной грамоты.

В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.     

Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение курса «Изобразительное чтение»  в 1 классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 33 часа.

 Учебно- методический  комплект, реализующий программу. 

Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.

 Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности;

развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Специфические задачи направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся, на повышение познавательной активности

Основные содержательные линии.  

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

 Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  

Коррекционная направленность обучения учащихся.

При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов, т.к.:

- Снижены показатели внимания, памяти, мышления.

- Низкий познавательный интерес и учебная мотивация.

Содержание

1.Изобразительная деятельность  – 20 часов

2.Декоративно- прикладная деятельность   – 8 часов

3.Художественно-конструктивная деятельность   – 5 часов.

Требования к уровню усвоения учебного предмета

В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

- о деятельности художника  (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

         уметь

-различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; 

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  самостоятельной творческой деятельности;

-  обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

   Литература                                          

1.Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. –   3-е изд., перераб. -     М.: Дрофа, 2001. – 224 с.

2.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.

 3.Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 111 с.

4.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

 5.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

6.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.


Тематическое планирование ИЗО 1 класс


п /п

Раздел;
тема урока

 №

в/т

Тип урока

Элементы
содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид контроля

Элементы
дополнительного
содержания

Дата
проведения

план

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Рисование с натуры.

Чем и как работают художники.

«Волшебные краски»

1

Введение новых знаний

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: акварель

Знать правила работы с акварельными красками.

Уметь работать кистью и акварельными красками

Текущий

Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека

2

Аппликация.

«Цветовой круг»

2

Введение новых знаний

Выразительные средства в аппликации.

Использование различных техник и материалов в апликации.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации

Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов

Текущий.

Ответы на вопросы

3

Декоративная работа.

«Красивые цепочки»

3

Введение новых знаний

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Знать правила работы с гуашевыми красками.

Уметь выполнять декоративные
цепочки

Самосто-ятельная работа по образцу

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров

4

Рисование по памяти и представлению.

«Волшебные краски осеннего дерева»

4

Введение новых знаний

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень»

Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

Текущий. Ответы на вопросы

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

5

Беседа: «Жанры изобразительного искусства и архитектура» Лепка.

«Листья деревьев»

5

Введение новых знаний.

Комбинированный

Виды и жанры изобразительных искусств. Использование различных материалов: пластилин

Знать правила работы с пластилином.

Уметь лепить листья деревьев

Текущий.

Ответы на вопросы

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки

6

Лепка.

«Овощи и фрукты»

6

Самосто-ятельная работа

7

Беседа: «Русское народно-декоративное прикладное искусство»

7

Комбинированный

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности

Знать приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

Текущий.

работа по
образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре

8

Декоративная работа.

«Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись».

«Волшебный узор»

8

Комбинированный

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров

Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.

Знать элементы узора Хохломы

Самосто-ятельная работа

Формирование элементарных представлений о красоте народной росписи

9

 Рисование на тему «Сказка про осень»

9

Комбинированный

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему

Самосто-ятельная работа

Рисование на основе наблюдений или по представлению

10

Декоративная работа.

Орнамент.

«Чудо-платье»

10

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

Знать правила и технику выполнения орнамента.

Уметь выделять
элементы узора в народной вышивке

работа по
образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира.

11

Аппликация.

«Узор из кругов и треугольников»

11

Комбинированный

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации.

техника безопасности при

работе с ножницами.

Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации

Знать технику выполнения аппликации.

Уметь последовательно наклеивать элементы композиции

работа по
образцу

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги

12

Рисование с натуры.

«Праздничный флажок»

12

Комбинированный

Изображение с натуры.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции.

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски

Самосто-ятельная работа

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально

13

Декоративная работа.

Дымковская игрушка.

«Праздничные краски узоров»

13

Комбинированный

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дымковской игрушкой

Знать элементы
геометрического
узора, украшающего дымковскую игрушку.
Уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки

работа по
образцу

Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений
о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды

14

Рисование с натуры.

«Новогодняя ёлка»

14

Комбинированный

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

Текущий

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов

15

Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары

15

Комбинированный

16

Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки

16

Комбинированный

17

Рисование с натуры ветки ели или сосны.

«Красота лесной природы»

17

Комбинированный

Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл

18

Лепка животных по памяти и представлению

18

Комбинированный

Лепка животных по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки

Знать технику работы с пластилином.

Уметь лепить животных по памяти и представлению

Самосто-ятельная работа

19

Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».

Иллюстрирование русской

19

Комбинированный

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов

Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет

Текущий.

работа по
образцу

Иллюстрирование сказок

народной сказки «Колобок»

20

Декоративная работа.

Городецкая роспись.

Рисование узора. «Летняя сказка зимой»

20

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам

Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Уметь выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

Текущий.

работа по
образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре,
о красоте народной росписи в украшении посуды

21

Рисование по памяти и представлению зимних деревьев.

«Мы рисуем зимние деревья»

21

Комбинированный

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна

Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.

Уметь изображать внешнее строение деревьев.

Текущий.

Самосто-ятельная работа

Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности

22

Рисование на тему «Красавица зима»

22

Комбинированный

Знакомство с произведениями выдающихся художников: К. Юон. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна

Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы

Текущий.

Творческая работа

Передача в рисунке смысловой связи между предметами

23

Декоративная работа.

Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле»

23

Комбинированный

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам

Знать элементы растительного узора гжельской керамики.

Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики

Текущий.

Самосто-ятельная работа

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре,
о красоте народной росписи в украшении посуды, одежды, игрушек

24

Декоративная работа.

Гжель. Составление эскиза узора  для украшения тарелочки «Синее чудо»

24

Комбинированный

25

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и Медведь»

25

Комбинированный

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

Текущий.

Самосто-ятельная работа

Иллюстрирование сказок

26

Беседа: «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова»

26

Комбинированный

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании

Знать о творчестве Б. Щербакова

Текущий. Ответы на вопросы

Родная природа в творчестве русских художников

27

Лепка птиц по памяти и представлению

27

Комбинированный

Лепка птиц по памяти и по представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки

Знать особенности работы с пластилином, правила лепки.

Уметь лепить птиц по памяти и представлению

Текущий.

Самосто-ятельная работа

28

29

Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день»

28

29

Комбинированный

Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К. Юон.

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке

Текущий.

Самосто-ятельная работа

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Передача в рисунках смысловой связи между предметами

30

Рисование на тему «Праздничный салют»

30

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью

тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма

Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

Самосто-ятельная работа

Передача в рисунках смысловой связи между предметами

31

Рисование по представлению.

«Бабочка»

31

Комбинированный

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению,

изображать характерные очертания бабочек

Самосто-ятельная работа

Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности

32

Рисование с натуры простых по форме цветов.

«Красота вокруг нас»

32

Комбинированный

Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы

Текущий.

Самосто-ятельная работа

33

Аппликация.

«Мой любимый цветок»

33

34

Комбинированный

Использование различных художественных техник
и материалов аппликации.
 техника безопасности при работе с ножницами

Знать технику выполнения аппликации.

Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять

работа по
образцу

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...