Тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Рабочие программы по математике,, русскому языку, литературе, ИЗО, трудовой подготовке, музыке, ознакомлению с окружающим миром, физкультуре для 1 класса составлены согласно программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_plan_1_klass_33.rar | 402.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
(1 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Кузин В. С., Кубышкина, Э. И., утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.), а также следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании»
-БУП Утвержденный Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12. № 1602
-Образовательная программа школы-интерната.
Адресат.
Программа по изобразительному искусству в 1 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.
Структура документа.
Рабочая программа включает:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс, основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
- тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса «Изобразительное чтение» в 1 классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 33 часа.
Учебно- методический комплект, реализующий программу.
Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.
Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности;
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Специфические задачи направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся, на повышение познавательной активности
Основные содержательные линии.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Коррекционная направленность обучения учащихся.
При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов, т.к.:
- Снижены показатели внимания, памяти, мышления.
- Низкий познавательный интерес и учебная мотивация.
Содержание
1.Изобразительная деятельность – 20 часов
2.Декоративно- прикладная деятельность – 8 часов
3.Художественно-конструктивная деятельность – 5 часов.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь
-различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Литература
1.Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
2.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.
3.Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 111 с.
4.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
5.Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
6.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Тематическое планирование ИЗО 1 класс
№ | Раздел; | № в/т | Тип урока | Элементы | Требования | Вид контроля | Элементы | Дата | |
план | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски» | 1 | Введение новых знаний | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник | Знать правила работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками | Текущий | Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека | ||
2 | Аппликация. «Цветовой круг» | 2 | Введение новых знаний | Выразительные средства в аппликации. Использование различных техник и материалов в апликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации | Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов | Текущий. Ответы на вопросы |
3 | Декоративная работа. «Красивые цепочки» | 3 | Введение новых знаний | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | Знать правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные | Самосто-ятельная работа по образцу | Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров | ||
4 | Рисование по памяти и представлению. «Волшебные краски осеннего дерева» | 4 | Введение новых знаний | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» | Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев | Текущий. Ответы на вопросы | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов | ||
5 | Беседа: «Жанры изобразительного искусства и архитектура» Лепка. «Листья деревьев» | 5 | Введение новых знаний. Комбинированный | Виды и жанры изобразительных искусств. Использование различных материалов: пластилин | Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить листья деревьев | Текущий. Ответы на вопросы | Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки | ||
6 | Лепка. «Овощи и фрукты» | 6 | Самосто-ятельная работа |
7 | Беседа: «Русское народно-декоративное прикладное искусство» | 7 | Комбинированный | Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности | Знать приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства | Текущий. работа по | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре | ||
8 | Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись». «Волшебный узор» | 8 | Комбинированный | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров | Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов. Знать элементы узора Хохломы | Самосто-ятельная работа | Формирование элементарных представлений о красоте народной росписи | ||
9 | Рисование на тему «Сказка про осень» | 9 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции | Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему | Самосто-ятельная работа | Рисование на основе наблюдений или по представлению | ||
10 | Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье» | 10 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке | Знать правила и технику выполнения орнамента. Уметь выделять | работа по | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира. | ||
11 | Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» | 11 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации | Знать технику выполнения аппликации. Уметь последовательно наклеивать элементы композиции | работа по | Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги | ||
12 | Рисование с натуры. «Праздничный флажок» | 12 | Комбинированный | Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов | Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски | Самосто-ятельная работа | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально | ||
13 | Декоративная работа. Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров» | 13 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дымковской игрушкой | Знать элементы | работа по | Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений | ||
14 | Рисование с натуры. «Новогодняя ёлка» | 14 | Комбинированный | Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет | Текущий | Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов | ||
15 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары | 15 | Комбинированный | ||||||
16 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки | 16 | Комбинированный | ||||||
17 | Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы» | 17 | Комбинированный | Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл | |||||
18 | Лепка животных по памяти и представлению | 18 | Комбинированный | Лепка животных по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки | Знать технику работы с пластилином. Уметь лепить животных по памяти и представлению | Самосто-ятельная работа | |||
19 | Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской | 19 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов | Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет | Текущий. работа по | Иллюстрирование сказок | ||
народной сказки «Колобок» | |||||||||
20 | Декоративная работа. Городецкая роспись. Рисование узора. «Летняя сказка зимой» | 20 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам | Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Уметь выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка | Текущий. работа по | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, | ||
21 | Рисование по памяти и представлению зимних деревьев. «Мы рисуем зимние деревья» | 21 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна | Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи. Уметь изображать внешнее строение деревьев. | Текущий. Самосто-ятельная работа | Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности |
22 | Рисование на тему «Красавица зима» | 22 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: К. Юон. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна | Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы | Текущий. Творческая работа | Передача в рисунке смысловой связи между предметами | ||
23 | Декоративная работа. Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле» | 23 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам | Знать элементы растительного узора гжельской керамики. Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики | Текущий. Самосто-ятельная работа | Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, | ||
24 | Декоративная работа. Гжель. Составление эскиза узора для украшения тарелочки «Синее чудо» | 24 | Комбинированный |
25 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и Медведь» | 25 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира | Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке | Текущий. Самосто-ятельная работа | Иллюстрирование сказок | ||
26 | Беседа: «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова» | 26 | Комбинированный | Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании | Знать о творчестве Б. Щербакова | Текущий. Ответы на вопросы | Родная природа в творчестве русских художников | ||
27 | Лепка птиц по памяти и представлению | 27 | Комбинированный | Лепка птиц по памяти и по представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки | Знать особенности работы с пластилином, правила лепки. Уметь лепить птиц по памяти и представлению | Текущий. Самосто-ятельная работа | |||
28 29 | Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» | 28 29 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К. Юон. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. | Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке | Текущий. Самосто-ятельная работа | Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами |
30 | Рисование на тему «Праздничный салют» | 30 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма | Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования | Самосто-ятельная работа | Передача в рисунках смысловой связи между предметами | ||
31 | Рисование по представлению. «Бабочка» | 31 | Комбинированный | Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, изображать характерные очертания бабочек | Самосто-ятельная работа | Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности | ||
32 | Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас» | 32 | Комбинированный | Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы | Текущий. Самосто-ятельная работа | ||||
33 | Аппликация. «Мой любимый цветок» | 33 34 | Комбинированный | Использование различных художественных техник | Знать технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять | работа по | Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...