«Технология проблемно - диалогического обучения»
учебно-методический материал на тему
Выступление на семинаре по технологиям образовательной системе "Школа 2100" Прилагается презентация и тест по теме:«Технология проблемно - диалогического обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Технология проблемно - диалогического обучения» | 78.48 КБ |
«Технология проблемно - диалогического обучения» | 1.07 МБ |
«Технология проблемно - диалогического обучения» | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю – что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему.
Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя.
Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Именно поэтому, ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование методической системы, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.
Более 20 лет я работала по традиционной системе. К сожалению, на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение.
Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работаешь, а от того, как работаешь. Работала по разным УМК «Планета», «Школа России». В рамках семинаров проводила уроки по ОС 2100, давала открытый урок с использованием системы «votum».
Постоянно вела проектную деятельность. Ученики моих классов занимали призовые места как в школьных так и в районной научно практических конференциях. Также проводила открытый урок проект по русскому языку «И в шутку и в серьез»
Организация исследовательской деятельности, использование компьютерных технологий на уроке, участие в различных мероприятиях – эффективные способы заинтересовать учащихся. Приходится, конечно, много изучать, готовиться. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
В данной школе работаю по программе «Школа2100» . Стараюсь в совершенстве овладеть технологиями ОС.
Главная идея, лежащая в основе образовательной системы "Школа-2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
. Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения.
Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Технология постановки учебной проблемы.
Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:
1 метод: Сообщение темы с мотивирующим приемом;
2 метод: Подводящий к теме диалог;
3 метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
1 метод самый простой.Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы и т.д. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
Прием «яркое пятно».Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падеж».
Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
Такой падеж, как………
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
- Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж – тема нашего урока.
Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".
Учитель: (Зачитывает фрагмент текста.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.
- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.
- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
- А что значит "как пьеса"?
Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.
Такой прием постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
2 метод:Подводящий к теме диалог.
Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Урок русского языка по теме «Правописание приставок –рас и –раз»
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
- Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? | Читают: раскрасить, разбить, расколоть, разбежаться. - Это глаголы с приставками.. - В одних приставка –рас, в других приставка –раз. - Правописание приставок –рас и –раз. |
Посредством подводящего диалога на уроках ОНЗ я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
« Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»: Луи Паскаль.
Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями.
Последний метод «Побуждающий от проблемной ситуации диалог» является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий:
- Создание проблемной ситуации;
- Побуждение к созданию противоречия проблемной ситуации;
- Побуждение к формулированию учебной проблемы;
- Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Первые три действия представлены в таблице № 2.
Таблица № 2.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Тип проблемной ситуации | Побуждение к созданию противоречия | Приемы создания проблемной ситуации. | |
С удивлением | Между двумя (или более) положениями | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. | о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? |
Между житейским представлением учащихся и научными фактами | 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? | |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. | - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание вы-полнено? |
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Об этом как раз первая колонка.
Эмоциональное переживание возникает у школьников при столкновении с противоречием. Во второй колонке дается список противоречий и показывается, какие противоречия вызывают чувство удивления, а какие – затруднение учеников. В третьей колонке подробно расписаны приемы создания проблемной ситуации.
Приведу примеры побуждающего диалога на уроках.
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения
1 Окружающий мир, 3 класс.
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)
2. Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
1. Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)
2. Математика, 3 класс.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:
468 - 143,742 - 318,419-185. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 500 - 283.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?
Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
1.Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле ( Шаг 2.)Обучающиеся испытывают удивление.
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
2. Русский язык, 3 класс
Ученик (предпочтительно – способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово известный:
- Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?
- Ты думал вначале – как пишется это слово? А на самом деле?
- Какой у вас возникает вопрос (тема)?
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
1. Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3 + 3 + 3 = 12. Затем дается задача: "В одном ящике 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 415 ящиках?" Это практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
1. Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.
Ш. Технология поиска решения учебной проблемы.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
- побуждения к выдвижению гипотез;
- принятия выдвигаемых учениками гипотез:
- побуждения к проверке гипотез;
- принятия предлагаемых учениками проверок.
Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая — и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.
.
Приведу пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.
Математика, 4 класс«Умножение на двузначное число»
Учитель | Ученик |
использует побуждающий диалог | формулируют тему урока |
– Сейчас вы разобьетесь по группам, и будете решать пример 56 х 21=? Способ решения запишите на листке. Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Воспользуйтесь распределительным свойством (подсказка к решающей гипотезе). | Разбиваются по группам, начинают работу. Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы: – 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная гипотеза). – 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая гипотеза). |
использует побуждающий диалог | формулируют тему урока |
–Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (Побуждение к практической проверке.) –Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Подсказка к плану проверки.) –Делайте! –Что у вас получилось? –Значит, как надо умножать на двузначное число? –Сравните свой вывод с правилом в учебнике. | Молчат. –Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) Работают с калькулятором. –При умножении получается 1176. Формулируют правило (открытие нового знания). Обращаются к учебнику. |
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.
Приведу пример подводящего от проблемы диалога.
Русский язык, 3 класс «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
использует побуждающий диалог | формулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка»? |
–Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему птичка так называется? –Запишите «ловит мух». –Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень. –Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень. –Есть ли корни мух - и лов - в слове «мухоловка»? –Так сколько же корней в слове «мухоловка»? –Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. | –Она ловит мух. Записывают. Подбирают, выделяют. Подбирают, выделяют. –Да. Есть. –В слове «мухоловка» два корня. –Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания). |
Приведу пример подводящего без проблемы диалога.
Урок русского языка, 3 класс «Одушевленные и неодушевленные существительные»
Учитель | Ученики |
-Прочитайте слова первого столбика и второго столбика. -На какой вопрос отвечают существительные первого столбика? -На какой вопрос отвечают существительные второго столбика? -Существительные первого столбика называются одушевленными, второго -неодушевленными. -Сформулируйте определение. | человек зима родители портрет учитель урок -Кто? -Что? Формулируют определение (открытие нового знания). |
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог: подводящий от проблемы диалог: подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений.
Вывод:
Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Организация проблемных диалогов оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель.
Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Организация проблемного диалога посредством мультимедийных презентаций включает в поиск новых знаний практически каждого ребенка. Современные возможности урока (мультимедийный проектор) позволяют сделать уроки более интересными и запоминающимися. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний.
При организации такой работы на уроке - учителю надо всегда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей «не» и порождает новые проблемы.
Организация проблемных диалогов от случая к случаю недопустима.
Объяснение учителем нового материала должно быть исключением из правил.
Заканчиваю свое выступление снова легендой и обращаюсь к Вам уважаемые коллеги:
Когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи.
И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети».
И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям».
И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».
Желаю Вам быть вечно молодыми, красивыми мыслями и душой…Спасибо за внимание!
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Тип проблемной ситуации | Побуждение к созданию противоречия | Приемы создания проблемной ситуации. | |
С удивлением | Между двумя (или более) положениями | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения; 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. | о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? |
Между житейским представлением учащихся и научными фактами | 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? | |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. | - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание вы-полнено? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тест «Технология проблемно-диалогического обучения»
1. Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2. Проблемный урок обеспечивает:
а) творческое усвоение знаний
б) творческое формирование умений
в) творческое формирование навыков
3. Технология проблемного урока включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
4. Поставить учебную проблему - значит:
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
5. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
б) открытие знания
6. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
7. Побуждающий диалог представляет собой:
а) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика
б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли
Тест «Технология проблемно-диалогического обучения»
1. Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2. Проблемный урок обеспечивает:
а) творческое усвоение знаний
б) творческое формирование умений
в) творческое формирование навыков
3. Технология проблемного урока включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
4. Поставить учебную проблему - значит:
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
5. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
б) открытие знания
6. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
7. Побуждающий диалог представляет собой:
а) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика
б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли
8. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) переживание участниками чувства риска
в) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
9. Подводящий диалог развивает:
а) творческие способности и эффективен для сильных детей
б) логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10. Продуктивные задания на воспроизведение:
а) позволяют пройти все звенья творчества
б) обеспечивают выражение знания в разной форме
в) углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания "выучи", "перескажи"
в) составление опорных сигналов учениками
12. Продуктивное задание на формулирование темы дается:
а) на каждом проблемном уроке
б) когда учебная проблема возникла как вопрос
в) в случае подводящего без проблемы диалога
13. Подготовка проблемного урока:
а) одинакова для любого содержания
б) зависит от количества знаний
в) зависит от типа знаний
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
а) фактов
б) понятий
в) правил
г) закономерностей
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
в) каждому учителю
8. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) переживание участниками чувства риска
в) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
9. Подводящий диалог развивает:
а) творческие способности и эффективен для сильных детей
б) логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10. Продуктивные задания на воспроизведение:
а) позволяют пройти все звенья творчества
б) обеспечивают выражение знания в разной форме
в) углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания "выучи", "перескажи"
в) составление опорных сигналов учениками
12. Продуктивное задание на формулирование темы дается:
а) на каждом проблемном уроке
б) когда учебная проблема возникла как вопрос
в) в случае подводящего без проблемы диалога
13. Подготовка проблемного урока:
а) одинакова для любого содержания
б) зависит от количества знаний
в) зависит от типа знаний
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
а) фактов
б) понятий
в) правил
г) закономерностей
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
в) каждому учителю
1. Б, В
2. А
3. А, В
4. В
5. А
6. А, В
7. А
8. Б, В
9. Б
10. Б, В
11. А, В
12. Б, В
13. Б, В
14. А
15. А, Б, В
Интерпретация:
14 - 15 - Вы усвоили знания идеально.
11 - 13 - Почти безошибочно. Примите поздравления!
6 - 10 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.
0 - 5 - Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения.Презентация.
Презеннтация к выступлению....
Технология проблемно-диалогического обучения
Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...
Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"
В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии проблемно - диалогического обучения на уроках....
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...
Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....
Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....