Технология воспитания на основе системного подхода В.А.Караковского
консультация (1 класс) по теме

Полюшина Светлана Федоровна

 Ведущей идеей воспитательной системы школы В.А.Караковского является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества Главное в концепции воспитания — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.     

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – всестороннее гармоничное развитие личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon системный подход47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шиморская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

 « Технология воспитания на основе системного подхода В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой»

                                                          Разработал

учитель начальных классов

                                                                       Шиморской СОШ

                                                                           Выксунского района

                                                                                   Нижегородской области

                                                                       Полюшина С.Ф..

2014 год

Технология воспитания на основе системного подхода       Слайд 1

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие      « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».

    Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.     Слайд 2

Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).     Слайд 3

Каковы же постоянные характеристики воспитательной системы школы этих педагогов? Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Имя Л.И. Новиковой в педагогической науке связано, прежде всего, с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А.С.Макаренко, проблем трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Особое внимание Л.И. Новикова уделяла применению системного подхода в педагогике.                                Слайд 4

Главное в концепции воспитания — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.        Слайд 5

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – всестороннее гармоничное развитие личности:

  • создание установки на самостоятельность,
  • свобода выбора,
  • подготовка к жизни,
  • достижение личностных и метапредметных результатов      Слайд 6

Основная идея такого подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть процессе воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.             Слайд 7

В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.

Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

Вторая задача — формирование гражданского самосознания,

Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Четвертая — развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.                                   Слайд 8

       В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к таким ценностям,  которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

Слайд Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция.

Семья — первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд — основа, вечное естественное условие человеческой жизни".

Знания — результат разнообразного творческого труда. Знания учащихся — мера труда учителя.

Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей.

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина.

Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы.

Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.                  Слайд 9

     Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс посредством деятельностного подхода, при котором учащийся осваивает культуру в процессе собственной учебной деятельности, с помощью смоделированной и созданнной  упорядоченной системы воспитательного взаимодействия через проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, самоуправление.     Слайд 10 -11

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования: придает результатам образования социально- и личностно-значимый характер;

приобретение учащимися более прочных знаний, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; дает возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание на основе гендерного подхода

В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

Технология воспитания на основе системного подхода

Основоположники данной технологии:Новикова Людмила Ивановна – академик РАОКараковский Владимир Абрамович – директор средней школы № 825 г.Москвы, народный учитель РФ, член-корреспондент РАО, доктор пе...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....