Технология воспитания на основе системного подхода В.А.Караковского
консультация (1 класс) по теме
Ведущей идеей воспитательной системы школы В.А.Караковского является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества Главное в концепции воспитания — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – всестороннее гармоничное развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
системный подход | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шиморская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему:
« Технология воспитания на основе системного подхода В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой»
Разработал
учитель начальных классов
Шиморской СОШ
Выксунского района
Нижегородской области
Полюшина С.Ф..
2014 год
Технология воспитания на основе системного подхода Слайд 1
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».
Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Слайд 2
Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова). Слайд 3
Каковы же постоянные характеристики воспитательной системы школы этих педагогов? Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Имя Л.И. Новиковой в педагогической науке связано, прежде всего, с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А.С.Макаренко, проблем трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Особое внимание Л.И. Новикова уделяла применению системного подхода в педагогике. Слайд 4
Главное в концепции воспитания — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Слайд 5
Цель системно-деятельностного подхода в воспитании – всестороннее гармоничное развитие личности:
- создание установки на самостоятельность,
- свобода выбора,
- подготовка к жизни,
- достижение личностных и метапредметных результатов Слайд 6
Основная идея такого подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть процессе воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Слайд 7
В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач.
Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
Вторая задача — формирование гражданского самосознания,
Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая — развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. Слайд 8
В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к таким ценностям, которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:
Слайд Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция.
Семья — первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд — основа, вечное естественное условие человеческой жизни".
Знания — результат разнообразного творческого труда. Знания учащихся — мера труда учителя.
Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей.
Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина.
Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы.
Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Слайд 9
Системный подход нацеливает классных руководителей организовывать воспитательный процесс посредством деятельностного подхода, при котором учащийся осваивает культуру в процессе собственной учебной деятельности, с помощью смоделированной и созданнной упорядоченной системы воспитательного взаимодействия через проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, самоуправление. Слайд 10 -11
Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования: придает результатам образования социально- и личностно-значимый характер;
приобретение учащимися более прочных знаний, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; дает возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание на основе гендерного подхода
В материале к родительскому собранию говорится о том, что нужно учитывать родителям, воспитывающим детей разного пола, ведь девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка....
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.
Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
Технология воспитания на основе системного подхода
Основоположники данной технологии:Новикова Людмила Ивановна – академик РАОКараковский Владимир Абрамович – директор средней школы № 825 г.Москвы, народный учитель РФ, член-корреспондент РАО, доктор пе...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...
Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.
В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей в логопедической практике....