Использование ИКТ на уроках по основам православной культуры
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках по основам православной культуры
(из опыта работы)
Выступление на научно-практическом семинаре
«Использование интерактивных технологий обучения с целью стимулирования познавательной деятельности и самостоятельности учащихся»
В рамках I Тульского- IТ ФОРУМА «ОБРАЗОВАНИЕ»
«Электронная школа»
27 марта 2014 года
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №62 г. Тулы
Воробьева О.А.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня, наверное, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Использование ИКТ позволяет решать основные цели обучения:
(слайд №2) Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
(слайд №3) Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Использование ИКТ является одной из современных технологий, которая в сочетании с другими инновационными технологиями направлена на развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности, развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её.
(слайд №4)
Одним из уроков с применением ИКТ был обобщающий урок по теме: «Российский государственный герб» , проведенный в форме защиты проекта.
(слайд №5) К этому занятию ребята получили задание: самостоятельно проследить как менялось изображение нашего герба в разные исторические эпохи и попробовать ответить на вопрос:какие православные символы присутствуют в современном гербе? Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, умение пользоваться интернет-ресурсами, как главным источником информации.
(слайд №6) Работы получились разные, несмотря на казалось бы общий материал.
(слайд №7) На уроке дети выполняли групповую работу, творчески обобщая каждый исторический период.(слайд № 8).
Одним из проектных заданий было приготовить мини-презентацию, самые удачные вошли в общую презентацию для итогового урока. Конечно на таком занятии все стараются выступить и поделиться своими знаниями.(слайд №9).
И как итог делается вывод (слайд № 10).
(слайд №11)
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество) ;
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
О принципе наглядности хочется сказать подробнее.
При использовании ИКТ на уроках особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении ученика в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно.
Примером могу привести внеклассное занятие по основам православной культуры по теме: «Нравственность. Золотое правило нравственности».(слайд №12).
Уже первые слайды вводят детей в тематику урока. (слайд №13-14)
(слайд №15) Составляется интерактивная таблица «Соотнеси качества и пословицу».
(слайд №16) На этом же занятии очень удачно можно было сочетать наглядность и игровые моменты, которые ученики начальной школы очень любят. Мы побывали в магазине игрушек, подслушали их спор (слайд №17) о том, кому же стоять на первой полке. Сделали вывод, что скромный мишка понравился больше всех, не за внешние качества , а за душевные.(слайд №18)
(слайд №19)Потом с помощью клоуна Фантика, дети видели, как плохо, когда обижают, и что даже, если попросить прощения, рана может еще долго не заживать.
(слайды №20-24)иллюстрируют разные этапы урока и сопровождают рассказы учеников о современных случаях проявления нравственных качеств.
(слайд №25) содержит вывод о главном нравственном правиле.
На фоне (слайда №26) дети исполняли песню «Город золотой».
Урок-презентация, или урок-представление невозможны без использования ИКТ.
Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой.(слайд №27)
Такие уроки – презентации я провожу и по разным темам модуля. Самым удачным я считаю занятие по теме: «Семья. Семейные ценности».
Каждый ребенок готовил мини-презентацию по выбранной теме: «Семейное древо» , «Кем я могу гордиться в своей семье», «Фамильный герб», «Фамильные реликвии».Наиболее удачные из них вошли в открытый урок: «Гордись своей фамилией»,проведенный для учителей района и родителей класса.(Слайды№28-31).
Как итог урока, дети сделали вывод: что значит гордиться своей фамилией (слайд №32) и сами оценили урок .
Не могу не рассказать еще об одной форме урока.(слайд №34) Урок-«мастер-класс». В рамках внеурочной деятельности у нас в этом году прошла ежегодная акция «Белый цветок».Средства от которой идут на помощь больным детям. Акция эта предложена православной церковью, наша школа уже три года тесно сотрудничает с приходом Свято-Казанской церкви и с отцом Владимиром Королёвым, и по их инициативе дети и взрослые участвуют в благотворительной акции «Белый цветок».
В этом году я предложила детям придумать самим, как сделать цветок, что бы на уроке мы смогли смастерить похожие изделия. Условием было то, чтобы работа не была слишком трудной. На (слайде33) вы видите , как дети как увлеченно выбирают разные виды цветков, используя примеры из интернета.(слайд 34)
Оказалось, что даже первоклассники могут преподать мастер-класс. Все с удовольствием сделали цветок , предложенный Алиной Химмельрайх, которая смогла чуть ли не поэтапно рассказать, как надо сделать цветок!
Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания, создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой, и коллективной работе.
На слайде вы видите итог урока( слайд № 35).
И , конечно, очень важно, что дети видят результат своей деятельности. 4 ноября 2013 года состоялся концерт перед приходом Свято-Казанской церкви, в котором принимали участие ученики нашей школы, и подведены итоги благотворительной акции.(слайды 36-37).
Ну и наши ребята тоже получили в этот праздничный день сладкие подарки и благодарность.(слайд №38)
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
(слайд №39)Инновационный подход к обучению, использование ИКТ на уроках позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
А для уроков, которые призваны каждым своим словом воспитывать нравственные качества, это просто необходимо!
Спасибо за внимание.(слайд № 40)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»
Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...