"Использование инновационных технологий на уроках по основам православной культуры"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий
на уроках по основам православной культуры.
Автор: учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №62 г. Тулы
Воробьева О.А.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня, наверное, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эта смысловая нагрузка была вложена в термин «инновационное» в конце прошлого века, и намечены основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
(слайд №2) «Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования;
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностно ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
(слайд №3) Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
(слайд №4) Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
(слайд №5) В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- Личностно-ориентированные технологии обучения
- Технология педагогических мастерских
- Технология обучения как учебного исследования
- Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
- Технология эвристического обучения
- Метод проектов
- Вероятностное образование (А. Лобок)
- Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
- "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
- Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
- Предметно-ориентированные технологии обучения
- Технология постановки цели
- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
- Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
- Технология концентрированного обучения
- Модульное обучение.
- Информационные технологии.
- ИКТ
- Технологии дистанционного обучения
- Технологии оценивания достижений учащихся
- Технология "Портфолио"
- Безотметочное обучение
- Рейтинговые технологии
- Интерактивные технологии
- Технология проведения дискуссий
- Технология «Дебаты»
в. Тренинговые технологии
(слайд №6) Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её.
Одним из уроков с применением метода проекта был обобщающий урок по теме: «Российский герб.»
(слайд №7) К этому занятию ребята получили задание самостоятельно проследить как менялось изображение нашего герба в разные исторические эпохи и попробовать ответить на вопрос:какие православные символы присутствуют в современном гербе? Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
(слайд №8) Работы получились разные, несмотря на казалось бы общий материал.
(слайд №9) На уроке дети выполняли групповую работу, творчески обобщая каждый исторический период.(слайд № 10)
Конечно на таком уроке все стараются выступить и поделиться своими знаниями.(слайд №11)
И как итог делается вывод (слайд № 12).
В ходе защиты этого проекта я применяла так же технологию сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 5-6 человек, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям.
Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.
Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение.
В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний.
В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.
(слайд №13)
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество) ;
усвоение знаний в системе;
нетрадиционные формы уроков;
использование наглядности.
О принципе наглядности хочется сказать подробнее.
При осуществлении инновационного обучения особую роль играет общедидактический принцип наглядности, оказывая влияние на разработку средств обучения. Назначение новой функции наглядности связано с проблемой системности и заключается в вовлечении ученика в творческую работу путем создания положительного эмоционального фона, в преобразовании источника получения знаний в средство организации учебной деятельности на качественно новом уровне, позволяющем усваивать знания одновременно с умениями, усваивать добровольно, увлеченно, достаточно самостоятельно.
Примером могу привести внеклассное занятие по основам православной культуры по теме: «Нравственность. Золотое правило нравственности».(слайд №14).
Уже первые слайды вводят детей в тематику урока. (слайд №15-16)
(слайд №17) Составляется интерактивная таблица «Соотнеси качества и пословицу».
(слайд №18) На этом же занятии очень удачно можно было сочетать наглядность и игровые моменты, которые ученики начальной школы очень любят. Мы побывали в магазине игрушек, подслушали их спор (слайд №19) о том, кому же стоять на первой полке. Сделали вывод, что скромный мишка понравился больше всех, не за внешние качества , а за душевные.(слайд №20)
(слайд №21)Потом с помощью клоуна Фантика, дети видели, как плохо, когда обижают, и что даже, если попросить прощения, рана может еще долго не заживать.
(Сдайды №22-26)иллюстрируют разные этапы урока и сопровождают рассказы учеников о современных случаях проявления нравственных качеств.
Слайд №27 содержит вывод о главном нравственном правиле.
На фоне (слайда №28) дети исполняли песню «Город золотой».
Учёные уже сегодня называют результаты использования технологий, учителю, внимательно изучив предложенные материалы, предстоит сделать выбор:
Название | Результат использования | Перспективы развития в связи с использованием на уроках |
Развивающее обучение | Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося. | Формирование компонентов профильного образования. |
Проблемное обучение | ||
Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов. | Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. |
Разноуровневое обучение Сильным учащимся предлагаются задания совсем другого уровня, когда с основным составом повторяем и закрепляем материал | Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями | Разработка уровневых заданий. Формирование практико – лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения.
|
Лекционно –семинарско -зачетная система | Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования | Повышение качества обученности, мотивация учащегося. |
Развитие исследовательских навыков | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения, познания, поиска с последующей презентацией результатов своей или совместной работы в виде сообщения, презентации, доклада. | Выступления учащихся. Защита проектов, в т.ч. межпредметных-«Золотое сечение» |
Дебаты | Развитие навыков публичных выступлений | Выступления на уроке- диспуте, уроке- суде и др. |
Ролевые, деловые и других обучающие игры | Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. | Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Повышение мотивации обучающихся. |
Коллективная система обучения | ||
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Развитие взаимоотвественности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. | Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучения . Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных ресурсов. |
Урок-презентация, или урок-представление.
Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой.(слайд №29)
Также уроки – презентации я провожу и по разным темам модуля. Самым удачным я считаю занятие по теме: «Семья. Семейные ценности». Каждый ребенок готовил мини-презентацию по выбранной теме: «Семейное древо» , «Кем я могу гордиться в своей семье», «Фамильный герб», «Фамильные реликвии».Наиболее удачные из них вошли в открытый урок: «Гордись своей фамилией» для учителей района и родителей класса.(Слайды№30-33).
Как итог урока, дети сделали вывод: что значит гордиться своей фамилией (слайд №34) и оценили урок с помощью смайликов. Кстати, на уроках по православной культуре у нас не ставились отметки, что тоже является инновационной технологией.
Не могу не рассказать еще об одной форме урока.(слайд №34) В рамках внеурочной деятельности у нас в этом году прошла ежегодная акция «Белый цветок».Средства от которой идут на помощь больным детям. Акция эта предложена православной церковью, наша школа уже три года тесно сотрудничает с приходом Свято-Казанской церкви и с отцом Владимиром, и по их инициативе дети и взрослые участвуют в благотворительной акции «Белый цветок».
В этом году я предложила детям придумать самим, как сделать цветок, что бы на уроке мы смогли смастерить похожие изделия. Условием было то, чтобы работа не была слишком трудной.
На слайде вы видите итог урока( слайд № 35).Оказалось, что даже первоклассники могут преподать мастер-класс. Все с удовольствием сделали цветок , предложенный Алиной Химмельрайх.
Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе.
В обобщенном виде принципы мастер-класса таковы:
1) равенство всех участников, включая педагогов;
2) ненасильственное вовлечение в процесс деятельности;
3) отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная);
4) отсутствие соперничества, соревнования;
5) чередование индивидуальной и групповой работы;
6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
И , конечно, очень важно, что дети видят результат своей деятельности. 4 ноября 2013 года состоялся концерт перед приходом Свято-Казанской церкви, в котором принимали участие ученики нашей школы, и подведены итоги благотворительной акции.(слайды 36-37).
Ну и наши ребята тоже получили в этот праздничный день сладкие подарки и благодарность.(слайд №38)
(слайд №39)
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
А для уроков, которые призваны каждым своим словом воспитывать нравственные качества, это просто необходимо!
Спасибо за внимание.(слайд № 40)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках по основам православной культуры
Выступление на форуме "Образование" - 2014...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
Основы православной культуры...
Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»
Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...