Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по основам православной культуры в 4 классе
на тему:
«Православный храм»
в модуле
«Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», ЦОР.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1393 г.Москвы
Губарева Людмила петровна
Тема урока: «Православный храм»
Место урока в системе уроков: № 14
Тип урока: традиционный, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Формы организации работы: фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.
Оформление доски: схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
Технологическая карта урока.
Ход урока:
I. Организационный момент. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.
- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)
- Какую музыку вы сейчас слышали?
- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.
- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Православный храм.
II. Постановка и формулирование цели урока. (2 мин.)
- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:
* Я считаю, что человеку нужны храмы…..
* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..
- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?
III. Планирование деятельности. (2 мин.)
- Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?
IV. Процесс решения проблемы.
1. Беседа учителя с учащимися (презентация). (5 мин.)
- А что такое храм?
(Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом)
- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)
- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.
- Скажите, когда еще люди строили церкви?
(Во время голода, мора, бедствий. Люди шли в лес, рубили бревна, строили храм, иногда за один день. Еще строили в честь военных побед, в память о близких).
- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?
(Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника).
- людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,
форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они Кто может объяснить, что это обозначает? (Крест – основание спасения
людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды)
- Что было отличительной чертой русских храмов?
(многокупольность)
- Какую форму имели купола?
(форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,
форму «маковок» - символ горящей свечи)
- Какую роль играл храм в жизни людей?
(Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они
несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте, но бывали и исключения).
- Какие правила поведения в храме вы запомнили?
Правила поведения в храме.
1.Одежда для посещения храма должна быть скромной, неброской. 2.Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться в храме с покрытой головой. 3.При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм трижды перекреститься совершив при этом 3 поясных поклона. 4.Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих, разговаривать.
2. Работа с текстом. (12 мин.)
- Прочитайте текст учебника на с. 48-51. Дайте определение понятиям, которые встретятся в тексте. (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке. Учитель прикрепляет карточки с некоторыми словами на схему храма – составляем глоссарий).
*кадило
*канун
*поминание
*икона
*благословение
*иконостас
*Царские врата
*алтарь
- Отвечаем на вопросы в конце текста, пользуясь учебником.
1). Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
2). Почему в алтарь нет общего доступа?
3). Найдите синоним слову молитва. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?
4). Может ли православный христианин молиться без иконы?
5). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».
3. Работа в группе (Учащиеся делятся на группы). (5 мин.)
- При встрече с детьми, священник сказал важные слова, которые относятся как к крещёным людям, так и некрещёным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека? Найдите эти слова и прочитайте их.
- Подумайте, обсудите и запишите на альбомных листах, как вы можете помогать ближним: дома, в школе, на улице.
V. Применение знаний и умений. (10 мин.)
- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Вы посмотрите небольшой видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия и разгадать кроссворд.
- Разгадайте кроссворд. Работаем в паре.
- Какие понятия мы повторили?
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
* Мне понравилось…
* Мне запомнилось…
* Я узнал…
* Мне бы хотелось…
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
- Составьте синквейн к слову «ХРАМ».
VII. Подведение итогов. Блиц-опрос. (1- 2 мин.)
- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. Какие храмы нашего города тебе известны?
VIII. Оценивание. (1 мин.)
- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?
* я с заданием справился самостоятельно(красный)
* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)
* я с заданием не справился (синий)
задание | Работа с учебником | Работа в группе | Работа в паре |
Учитель | |||
ученик |
IX. Домашнее задание. (1 мин.)
Выбери своё задание.
1. В рабочей тетради. Сделать подписи к картинкам, используя слова-подсказки.
2. Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.
2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.
3. Подготовить сообщение об одном из храмов Москвы.
Вопросы к кроссворду.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
2. Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
3. Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
4. Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
5. Человек, совершающий все богослужения и таинства.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
6. Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
7. Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.
8. Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
9. «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
10. Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.
Ключевое слово ИКОНОСТАС
Список использованной литературы
1. А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
учебник для 4 класса, М: «Просвещение», 2010
2. ОПК. Методические рекомендации к учебнику, М: «Просвещение», 2010
3. Т.А. Берсенева. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры», М: «Просвещение», 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://wiki.iteach.ru/,
2. http://moi-mummi.ru/
3. http://cpk.odinedu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»
Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....
Конспект урока. Тема: «Православный храм» Основы православной культуры. 4 класс.
Разработка урока по курсу ОРКСЭ.Модуль «Основы православной культуры» 4 классТема: «Православный храм»...
Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».
Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...
План-конспект урока по физической культуре 4 класса на тему: «Баскетбол».
План-конспект урока по физической культуре 4 класса на тему:«Баскетбол».Тип урока: совершенствование.Цели: Образовательные: совершенствовать передачу мяча 2-мя рукам...
Технологическая карта по ОРКСЭ(модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"
Технологическая карта по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"...