Модель совместной деятельности педагога и обучающихся
статья по теме
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sovmestnoy_deyatelnosti_pedagoga_i_obuchayushchikhsya.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Удельнинская гимназия
Модель совместной деятельности педагога и обучающихся
(Из опыта работы учителя начальных классов А.П.Выжелевской)
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школе направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.
В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
В процессе моделирования воспитательной системы гимназии, мы опираемся на тезис создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селевко, утверждавших: "Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть наиболее важные компоненты и связи".
Целостность воспитательной системы гимназии как мы представляем как совокупность следующих компонентов:
- люди: воспитанники и воспитатели;
- компоненты духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;
- средства воспитания;
- процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействия воспитанников и воспитателей;
- компоненты духовного порядка.
В моем классе 32 ученика: 16 мальчиков и 16 девочек. Проучив детей в первом классе первую четверть, я выявила трудности в обучении у отдельных ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин: интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей.
Для меня определились следующие проблемы: неумение трудиться на общее благо; дефицит общения; разрозненность класса; негативные отношения к некоторым учащимся класса. Какое же решение этой проблемы? Нужна система воспитания, в основе которой лежит формирование здорового классного коллектива через совместную деятельность педагога и детей. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои ребята, каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Я определила свою цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Обоснование постановки именно данной цели обусловлено тем, что Концепция воспитательной системы в гимназии предполагает поэтапное создание условий для развития личности ребёнка, т.е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
К этим сферам мы относим:
- сферу познания (знание, учёба, информация);
- сферу практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность);
- сферу игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей);
- сферу физического развития (реализация физических возможностей);
- сферу отношений (познание себя, людей, взаимоотношений).
В качестве системообразующих мною определены следующие виды деятельности: учебно-познавательная, внеурочная, социально-ориентированная.
Познавательная деятельность является приоритетной. С целью предоставления каждому ребёнку возможности попробовать себя в разных областях наук организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность. В гимназии работают предметные кружки и факультативы, позволяющие детям реализовать интерес к познанию мира.
Внеурочная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.
Социально-полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж гимназии.
Свою деятельность по построению модели совместной деятельности педагога и обучающихся я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Считаю, что на первой стадии построения модели совместной деятельности педагога и обучающихся, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.
Второе, что я сделала на пути по построению модели совместной деятельности педагога и обучающихся - это провела работу по организации классного самоуправления. Были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты). Совместно был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.
В доме - семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию.
Воспитательную работу с детьми я реализую по направлениям:
«Ученик и его интеллектуальные возможности», «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его здоровье», «Ученик и его карьера», «Общение и досуг», «Ученик и его семья».
«Ученик – патриот и гражданин».
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.
Я предполагаю возможность решения следующей задачи: формирование у обучающихся ценностных представлений о любви к России, к своей малой родине.
Используемые формы работы: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, конкурсы и викторины по правовой тематике; праздники, читательские конференции по праву.
«Ученик и его интеллектуальные возможности».
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает формирование у обучающихся отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в их интересе к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Используемые формы работы: внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников, интеллектуальные игры внутри класса, параллели, тематические экскурсии в библиотеку, предметные недели, интеллектуальный марафон, олимпиады и конкурсы по предметам
«Ученик и его здоровье».
Реализация данного направления воспитательной деятельности позволит
сформировать у обучающихся культуру здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.
Важным становится формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, необходимости заниматься физической культурой и спортом.
Основные формы работы: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами гимназии, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, традиционные школьные праздники: День здоровья, День защиты детей, «Зарядка с чемпионом»,спортивный Лонг- моб «Сочи 20-14».
«Ученик и его карьера».
Организация работы по данному направлению направлена на создание
условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности. Важным считаю сформировать у обучающихся лидерские качества и развить организаторские способности, умения работать в коллективе. Через учебную и внеурочную деятельность стремлюсь создать условия, которые позволят моим ученикам проявить и развить свои индивидуальные творческие способности.
Основные формы работы: тематические классные часы, экскурсии, участие в праздниках, различных конкурсах, встречи с интересными людьми.
«Общение и досуг».
В основе работы по данному направлению лежит передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Необходимо создать условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности. В детском коллективе создаю одинаковые условия для общения всех учащихся класса, для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. Учу учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Используемые формы работы: интерактивные игры, тематические классные часы, тренинг общения детей и родителей, самопрезентации и самопредставление, праздники, конкурсы, ролевые игры, празднование памятных дат в жизни учащихся, празднование памятных дат календаря, конкурсы талантов.
«Ученик и его семья».
Очень важно, чтобы ребенок ощущал себя нужным в семье, чтобы ему было тепло, чтобы его любили. Также важно сформировать у ребенка представление о семейных ценностях и традициях. Надо, чтобы ребенок научился ценить своих родителей, в будущем заботиться о них.
Большое внимание я уделяю совместной деятельности с семьей. Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и гимназии, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности по развитию и воспитанию обучающихся;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Работу с семьей по воспитанию и развитию младших школьников я строю по следующим направлениям:
Повышение педагогической культуры родителей: родительские собрания «Нравственное воспитание младшего школьника», «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка», «Воспитание толерантности» и др.; конференции, обмен опытом, круглые столы: «Воспитание доброты: опыт семьи», «Воспитательный опыт пап», «Почему дети бывают эгоистами» и др.
Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений): фотовыставка «Труд младшего школьника в семье», «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя».
Встречи с администрацией гимназии: День открытых дверей. День открытых уроков. Вечер вопросов и ответов.
Семейные праздники: Поздравляем мам. Поздравляем пап. Поздравления именинников.
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении.
Основные виды деятельности, используемые мною в работе с детьми: единые классные часы, предметные недели и олимпиады , интеллектуальные игры, интеллектуальный марафон, круглые столы, устные журналы, викторины, конкурсы эрудитов, конференции, защита проектов, тренинги общения, дискуссии, игровые программы, Вахта Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, правовой лекторий, социальные акции, книжные выставки, интернет - экскурсии, экскурсии, заочные путешествия, походы, спортивные праздники, малые олимпийские игры, интернет - экскурсии, дни здоровья, декады безопасности, конкурсы рисунков, плакатов, ярмарка профессий, библиотечные уроки.
Первый классный час я всегда посвящаю дружбе.
Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.
«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
Из всех показателей оценки гимназии главным мы считаем самочувствие в нем человека. Школа хороша, когда в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Высокая требовательность к ученику должна органично сочетаться с уважением к его человеческому достоинству. Взаимодействие педагога и воспитанника - это творческое содружество единомышленников. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и природосообразны, а не шаблонны. Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.
Для оценки воспитательной системы я использую две группы критериев: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в гимназии воспитательная система, а критерии качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Группа "критериев факта" включает следующие показатели:
- упорядоченность жизнедеятельности учреждения;
- соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данного учреждения;
- наличие сложившегося основного коллектива;
- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).
Группа "критериев качества" включает показатели:
- степень приближенности системы к поставленным целям реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы гимназии;
- общий психологический климат гимназии, стиль общения, самочувствие учащихся, их социальная защищенность, внутренний комфорт;
- уровень воспитанности учащихся, определяющая черта которого - чувство собственного достоинства.
Главным "инструментом" воспитания является коллектив нашей гимназии, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, общей ответственностью.
В основе изложенных положений лежит общая идея воспитательной системы гимназии: "Ребенок - саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующиеся существо", которая складывается из системы частных идей:
- идеи целостного подхода;
- идеи педагогики сотрудничества;
- идеи программно - целевого подхода;
- идеи очеловечивания отношений;
- идеи природосообразности;
- идеи "чувства гнезда";
- идеи деятельностного подхода.
Полученные результаты реализации модели совместной деятельности педагога и обучающихся:
- Успешность обучения составляет 100%.
- Класс отличается высоким уровнем организации, самодисциплины.
- 100% обучающихся заняты педагогически организованными формами воспитательной работы.
- 100% обучающихся заняты в системе дополнительного образования.
- 100% учащиеся класса занимаются в хоровой студии.
- Ежегодно учащиеся класса участвуют в районном фестивале школьных хоров.
- Учащиеся класса принимают участие в традиционных праздниках гимназии: День знаний, «Учитель-профессия главная на Земле», «Новогодняя карусель», «Мужское шоу для милых дам», «Зарядка на отлично», «День защиты детей» и другие.
Дети – это нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева).
Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении.
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образователь...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть » в подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть &r...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Новогодняя открытка» в подготовительной группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Новогодняя открытка» в подготовительной группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми). Тема: «Цветы добра - ладошками» в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми). Тема: «Цветы добра - ладошками» в старшей группе....