Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков
материал по теме

Миняйленко Марина Николаевна

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы «Обучение критическому мышлению» (третий базовый уровень) в серии последовательных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reflekt_otchyot_ob_ispolz_odnogo_modulya_programmy.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Миняйленко Марина Николаевна          Портфолио учителя              Отчёт А

Группа №5                                                 3-го уровня

Город Петропавловск                               06.06.2013 год

Отчёт А

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы  в планировании серии последовательных уроков

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Я работаю учителем начальных классов, поэтому считаю необходимым использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в обучении младших школьников, т.к. именно  в начальной школе нужно закладывать основы критического мышления школьников.

Я, как учитель начальных классов, ставлю своей задачей положить основу развития критического мышления  своих учащихся. «Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта» [1, c.154]

 Стремясь развивать критическое мышление у детей, прежде всего я сама должна уметь критически мыслить. Данный модуль Программы предполагает развитие критического мышления не только у детей, но и у учителя.

Развитие критического мышления у человека способствует выработке таких качеств как:  целеустремлённость, ответственность, независимость, уверенность в себе, способность к самообучению.

В современном обществе человек сталкивается с огромным потоком информации, порой, не умея критически оценить получаемую информацию, он становится жертвой мошенников. Каждый человек должен уметь критически мыслить, для того чтобы оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для  общества.

Использование модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках предполагает не принятие истины учеником от кого-либо, а самостоятельный её поиск. «Люди просто не должны доверять своим инстинктам. Они, несомненно, не должны доверять тому, что спонтанно происходит с ним. Они не должны принимать за истинное все, что преподносится как истинное. Они не должны предполагать, что их опыт необъективен. Они нуждаются в том, чтобы быть сформированными, они не рождены со стандартами, априорными нормами, суждениями, претендующими на абсолютную истинность, законность. Они должны вырастить в себе привычки и черты, которые объединят эти стандарты в их жизни» (Поль Р. У., 1990). [http://evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.04.html]

Современный человек должен быть конкурентоспособным членом общества, поэтому он должен  мыслить критически, т.е. уметь анализировать, размышлять,  критиковать, оценивать, быть способным обучаться самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. Школа играет важную роль в становлении личности, привитии ей определённых навыков и умений. Именно школа призвана воспитать образованную, свободную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

         Многие учителя используют в своей практике приёмы развития критического мышления. Я  тоже старалась использовать опыт учителей, но у меня было недостаточно знаний и умений. Будучи учителем, стремящимся идти в ногу со временем и желающим самосовершенствоваться, я оказалась на третьем базовом уровне Программы. На курсах я более углубленно познакомилась с семью модулями Программы, один из которых называется «Обучение критическому мышлению».  На каждом из четырёх уроков серии последовательных уроков, я использовала этот модуль.

           Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я, задавала детям поверхностные вопросы, такие как: Что? Как? Сколько?  Прежде чаще всего в своей практике я использовала демонстрационные вопросы для выявления базовых знаний и проверки понимания. Я не придавала большого значения вопросам, отвечая на которые дети должны были рассуждать, оценивать, доказывать, не продумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Я много писала на доске или демонстрировала материал, ученики спокойно сидели и слушали. Дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал. На уроке дети не задавали вопросы, ничего не исследовали, не общались друг с другом, не «добывали» знания самостоятельно, а получали их в ходе моего объяснения материала. На традиционном уроке ученик просто воспринимает информацию, которую подаёт ему учитель, ничего не оценивает, не проверяет, не доказывает. Некоторые дети на уроке постоянно отвлекались, другие не желали делать ничего вообще, иногда дети не выполняли домашние задания, объясняя это своей забывчивостью, не у всех детей была мотивация к учению. «Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом, а преобразователя, который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. В связи с этим изучение критического мышления как характеристики субъекта, как качественно определённого способа саморегуляции личности (Б.В. Зейгарник, И.А. Кудрявцев  и др.), а также выявление факторов, способствующих его развитию, приобретает в настоящее время особую актуальность» (Научная библиотека диссертаций и авторефератов [disserCat http://www.dissercat.com]

Изучив  модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель на уроке должен сотрудничать с детьми, выступать как равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому ребёнку, выработать у детей умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности. Таким образом, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников познавательного процесса. Центральной фигурой на уроке должен быть не учитель, а ученик.

Внедряя  модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных четырёх уроков, я ставила перед собой следующие  задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять,  доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы. На уроке я побуждала учеников предлагать новые идеи, исследовать. Я старалась способствовать формированию у учащихся умения работать в сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни, повысить мотивацию к учению.  Для этого я должна была сделать урок интересным, вовлечь в работу всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Развивая мышление учеников, я хотела повысить уровень усвоения детьми материала, научить детей применять полученные знания в жизни.

           Чтобы изменить взгляды на учебный процесс, научить думать детей критически, прежде всего, должна была измениться я сама, должно было измениться моё отношение к обучению школьников. Ко второму этапу «Практика в школе» я уже подошла с новыми взглядами, с новым отношением к детям и к учебному процессу вообще. Для того чтобы научить детей мыслить критически, я должна была дать им возможность думать самостоятельно,  искать пути решения заданий различной сложности, а для этого создать благоприятные условия.

  Критическое мышление – это не критика или отрицание, неприятие чего-либо вообще, а умение анализировать, делать выводы, оценивать. «Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определённую степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причём в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения» (Д.Дьюи).

           Обучение критическому мышлению на уроке можно разделить на три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии.

На стадии вызова я побуждала детей к работе, вызывала интерес к теме урока, побуждала к обращению за уже имеющимися знаниями, определяла отправную точку, все ответы детей принимались в бесконфликтной форме, зачастую фиксировались на ватмане.

Психологически настроив детей на работу, создав в классе атмосферу сотрудничества, стараясь подвести детей к самостоятельному определению темы урока и её значимости, я проводила  «Мозговой штурм», «Мозговую атаку», использовала приёмы «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Корзина идей». Очень важно на данном этапе показать значимость ответа каждого ребёнка, чтобы вовлечь его в активную деятельность. Дети в начале урока определяли тему, ставили цель, определяли критерии успеха. Они уже задумывались над тем, чему им нужно научиться на уроке, как этого достичь. На стадии вызова я мотивировала детей на работу, здесь же ранее полученные знания выводились на уровень осознания. Они становились базой для получения новых знаний.
 
        Для осмысления материала я использовала приёмы «Инсерт», таблицу «ЗХУ», «Кластер». Таблица «Знаю, Хочу узнать, Узнал» или «Бортовой журнал» заполнялись на протяжении всего урока. Ведение «Бортового журнала» важно, т.к. дети в очередной раз имеют возможность обратиться к своим знаниям, что-то переосмыслить.

           Проведение рефлексии учащимися на уроках ещё раз заставляло детей обратиться к теме, обменяться мнениями, поразмышлять над своими достижениями в  усвоении материала, соотнести базу уже имеющихся знаний с полученными знаниями на уроке, оценить собственную позицию о расширении полученных знаний. Проведение рефлексии на уроке способствует не только лучшему осмыслению темы урока, но и запоминанию. На уроках дети проводили рефлексию в устной и письменной форме. Школьники  писали о том, что они знали, что узнали, что им было непонятно либо на специальных листах, либо в тетради или на стикерах, оценивали свою работу на уроке, работу своих товарищей, урок в целом.

Очень важно, чтобы дети не только критически оценили как работу одноклассников, так и свою, но и чтоб оценка была объективной. Поэтому на уроке составляются критерии оценивания, опираясь на которые происходит дальнейшее оценивание. Оценивая на уроке себя и других, ученики не только критически относятся к работе на уроке, но и критически оценивают свои знания.

          На стадии рефлексии учащиеся писали «Синквейн», составляли «Ромашку вопросов». В качестве домашнего задания использовала приём «Рафт» (написание текста по определённой теме), написание «Эссе», одарённым детям предлагала выполнить мини-проекты.

           Диалог на уроке, а в большей степени исследовательская беседа, способствует развитию критического мышления школьников. На уроках  я стала использовать работу детей в парах и малых группах по три, четыре, иногда по пять учеников в группе. Считается, что оптимальный вариант работы в группе – по четыре человека. Ученики в группах  работали по методу Славина (модификация Джигсо).  Получив задание, все члены группы обменивались своими знаниями, дискутировали, делали выводы, рисовали кластеры. В процессе диалога дети углубляли свои знания. Каждый осознавал свою значимость для команды. Только, создав в группе атмосферу доверия, и уважения друг к другу, можно ожидать хороших результатов. Сравнение достигнутых результатов учеником проводилось не с достижениями других учеников, а со своими собственными достижениями.

            Поначалу, не все дети сразу включались в работу в группе, т.к. привыкли  традиционно получать определённую порцию информации, а не добывать её самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями. На вопросы дети отвечали односложными ответами, они не могли аргументировать свои ответы, доказывать, оценивать. Использование парной и  групповой формы работы на уроке позволило детям самостоятельно получать знания, а также углублять их в процессе общения, способствовало развитию критического мышления. Командный дух в дальнейшем сплотил учеников, им понравилось в общении друг с другом проводить обмен своими знаниями, достигать единой цели.

Использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» позволило мне самой критически подойти к уроку. Теперь на уроках я слала придавать большое значение постановке вопросов от простых к сложным. Я стала использовать разъяснительные вопросы, требующие от ученика объяснения и разъяснения, формулировки своего собственного мнения, такие как: Как вы думаете? Случалось ли вам? Что вы думаете по поводу? Хорошо ли это, почему ты так считаешь? Я стала в своей практике использовать различные стратегии развития критического мышления.

           Я считаю, что развивая критическое мышление на уроке, я приближаю процесс обучения к реальной жизни. Начиная урок мозговым штурмом или мозговой атакой, я побуждала детей к активным действиям, размышлениям. Разъяснительные вопросы составляют основу мозгового штурма, они вызывают интерес к теме. Именно правильно заданный вопрос вовлекает в работу и углубляет понимание ученика. Используя групповую работу или работу в парах, в процессе совместного диалога, дети учились анализировать, высказывать своё мнение, не бояться быть услышанным, критиковать другого, находить ошибки, исправлять, слушать друг друга, приходить к общему мнению.

 Применение модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. Процесс обучения стал ориентирован на каждого ученика и позволил ребёнку не принимать истину в готовом виде, а отыскивать её самому, поэтому применение данного модуля способствует эффективности учебного процесса. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, стали задавать глубинные вопросы: Как? Что является причиной? Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Они стали искать объяснения, принимать точку зрения другого ученика. Дети стали более активными, более терпимыми друг к другу. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.

Использование модуля на уроках позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества, способствовать развитию у детей самостоятельности, навыков аргументирования, критически подойти к учебному процессу.

             В дальнейшем, в своей практике, я буду разнообразить приёмы развития критического мышления на уроке, я буду использовать: «Корзину идей», «Дерево предсказаний» на стадии вызова, схему «Фишбоун», «Кубик Блума» для осмысления материала, на стадии рефлексии «Шесть шляп», «Диаманту», написание Эссе. Я буду обмениваться опытом с другими учителями-практиками и использовать их опыт в своей работе, найду в своей школе единомышленников, поделюсь с ними своими знаниями и будем работать сообща.

Свою рефлексию я хочу закончить словами Николая Ивановича Пирогова: «Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно? - это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт». [онлайн на http://www.detskiysad.ru]

Использованная литература:

1. Руководство для учителя, 2012

2. [онлайн на disserCat http://www.dissercat.com]

3.Р.Поль, 1990 [онлайн на http://evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.04.html]

4.[онлайн на http://evolkov.net/critic.think]

5.[онлайн на http://www.detskiysad.ru]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

В период этапа «Практика в школе» я провела серию последовательных уроков по русскому языку в 4 классе с использованием идей Программы. Тема первого урока: «Лексика». Это второй урок  из раз...

Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков

Изучив на курсах идею внедрения  семи модулей Программы на уроке, я поняла, что в центре внимания на уроке  должны находиться мои ученики, а не я как учитель, который давит своим авторитетом...

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку в 4 классе

Презентация среднесрочного планироования  серии последовательных уроков по русскому языку в 4 классе...

Краткосрочное планирование серии уроков познания мира 1 класс "Органы чувств человека"

Данное пособие предлагается учителям прошедшим курсы второго уровня и учителям, желающим повысить свое педагогическое мастерство для достижения более качественного результата обучения. КСП раскрывает ...

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков познание мира 1 класс "Органы чувств человека"

Среднесрочное планирование по теме "Органы чувств человека"  поможет коллегам при ссоставлении ССП и подтолкнет к проведению уроков нового формата....