Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков
статья по теме

Миняйленко Марина Николаевна

Изучив на курсах идею внедрения  семи модулей Программы на уроке, я поняла, что в центре внимания на уроке  должны находиться мои ученики, а не я как учитель, который давит своим авторитетом на учеников. Я не должна давать информацию детям в готовом виде, а должна давать им возможность получать знания самостоятельно, я должна развивать в детях саморегуляцию и самомотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миняйленко Марина Николаевна            Портфолио учителя                  Отчёт С

Группа №5                                                  3-го уровня

Город Петропавловск                                06.06.2013 год

Отчёт С

Рефлективный отчёт по проведённой серии последовательных уроков

В марте нынешнего года я была направлена на прохождение курсов третьего базового уровня Программы. Мы собрались на первом этапе «Лицом к лицу». Я предполагала, что в группе соберутся учителя, преподающие различные предметы, мои предположения подтвердились. Ведь, действительно, не важно, какой ты преподаешь предмет, важно переосмыслить свою работу и подойти к процессу обучения по-новому. Мы работали в группах, состав групп всё время менялся. Нас учили так, как мы должны были обучать своих учеников в период прохождения практики в школе. Проводились различные тренинги, для того, чтобы нам было комфортно работать друг с другом, чтобы мы больше узнали друг о друге. Я старалась запомнить все приёмы и стратегии, чтобы использовать их в дальнейшем в своей работе. Я с первых дней сразу поняла, что всем нам, собравшимся на курсах нужно меняться. Нам показывали видео уроков, видеофильмы, презентации, мы анализировали свою прежнюю работу и соотносили её с тем материалом, который нам предлагали. Я, и не только я, с первых дней поняла, что у меня «каша» в голове (так мне тогда казалось). От большого объёма информации и новых терминов, в голове всё смешивалось и путалось. Я перечитывала какую-либо тему в Программе несколько раз, и когда казалось уже всё понятно, я обращалась к ней вновь для более глубокого осмысления.

Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я. Я много писала на доске или демонстрировала материал, ученики спокойно сидели и слушали. Дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал. Чаще всего на уроке учащиеся просто воспринимали информацию, которую подавала им я, как  учитель, ничего не оценивали, не проверяли, не доказывали. Т.е. класс был пассивным, активной на уроке была я.  Дети все хотели ответить на простые вопросы, тогда как затруднялись отвечать на вопросы более высокого порядка, у многих детей была плохо развита речь и не развито критическое мышление. Дети не могли аргументировать свои ответы, рассуждать, делать выводы, оценивать, подходить к работе творчески.  Некоторые дети на уроке постоянно отвлекались, другие не желали делать ничего вообще, иногда дети не выполняли домашние задания, объясняя это своей забывчивостью, не у всех детей была мотивация к учению. Я хотела повысить качество усвоения детьми материала, превратить свой прежде пассивный класс, в класс активный, критически мыслящий, но не знала как.

Изучив на курсах идею внедрения  семи модулей Программы на уроке, я поняла, что в центре внимания на уроке  должны находиться мои ученики, а не я как учитель, который давит своим авторитетом на учеников. Я не должна давать информацию детям в готовом виде, а должна давать им возможность получать знания самостоятельно, я должна развивать в детях саморегуляцию и самомотивацию. Теперь на уроках должна говорить не я, а мои ученики, я должна давать детям возможность говорить, рассуждать, искать и находить, доказывать и оценивать. Я должна показать значимость каждому ребёнку, вселить в него уверенность в свои силы. Я должна быть настоящим лидером учебного процесса и построить учебный процесс так, чтобы развить возможности каждого ребёнка, учесть его талант или одарённость.

Изучив модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я поняла, что учащиеся на уроке должны выступать как активные обучающиеся, которые на основе своего жизненного опыта и базы имеющихся у них знаний строят своё понимание на основе собственных исследований.  Я осознала, как важно на уроке выбрать правильно отправную точку. Т.к. на уроке обучение происходит через взаимодействие, то важно создать в классе коллаборативную среду, в которой дети будут чувствовать себя свободно и непринуждённо для более продуктивной работы. Раньше я не отводила время на уроке для различных тренингов по сплочению детского коллектива, не уделяла внимания на отношение отдельных учащихся друг к другу. Теперь на уроках я стала использовать различные тренинги, для создания в классе доверительных отношений, улучшения взаимоотношений между учениками. Проведение тренингов помогло мне лучше увидеть взаимоотношения между учениками класса, я стала по-другому относиться к каждому ученику в классе, я стала представлять для себя, что в дальнейшем мне нужно сделать для сплочения коллектива. После проведения тренингов на уроке у детей улучшалось настроение, дети становились более открытыми, у замкнутых в себе детей появлялось желание работать, общаться с другими детьми, происходил настрой на доверительные отношения, улучшались взаимоотношения между детьми. На уроках я проводила тренинги «Пожелания», «Моргалки», «Молекулы», «Давайте поздороваемся», «Наверное, ты не знаешь обо мне», которые подбирала с учётом возрастных особенностей школьников.

Раньше в начале урока я сама сообщала детям тему и цель урока, критерии успеха мы не определяли вообще. Теперь, взглянув по-новому на урок, я осознала важность определения темы, цели урока и критериев успеха именно детьми, потому что это способствует развитию навыков саморегуляции. Я поняла, что движущей силой «Обучения обучению» является «метопознание». Я осознала важность строительства «моста», соединяющего учебный материал с учеником.

Если раньше на уроках я использовала диалог только между учителем и учеником в форме «вопрос-ответ», то теперь я стала использовать  «диалогическое обучение» на уроке не только в процессе взаимодействия «учитель-ученик», но и в парной или групповой работе. Ведь, именно, в процессе общения со сверстниками происходит обмен опытом, информацией, развиваются интеллектуальные способности ученика, у ребёнка развиваются навыки говорения, аргументации, дети осознают то, что есть другие идеи, учатся поддерживать беседу и задавать вопросы. «Л.Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому». [1, с.144]

Изучив модуль «Обучение критическому мышлению», я поняла важность применения на уроке глубинных вопросов, на которых прежде я не акцентировала своё внимание. Прежде на глубинные вопросы могли ответить только сильные ученики, я на уроке не отводила время для обсуждения ответа на глубокий вопрос детьми с меньшим «багажом» знаний. Я также прежде не отводила достаточно времени для обдумывания ответа учеником, теперь я увидела свою ошибку и считаю важным дать время ребёнку сосредоточиться на вопросе и подумать, дать возможность ответить каждому. На курсах я более углубленно изучила различные стратегии развития критического мышления, которые я стала применять в своей работе. На стадии вызова уроках я использовала «мозговой штурм», приём «ассоциации». Я стала задавать детям вопросы более высокого порядка и учить детей задавать глубинные вопросы, которые побуждают к анализу, синтезу и оценке. На стадии осмысления дети работали в группах по методу «Джигсо», создавали постеры. Проводя рефлексию ученики писали синквейны, заполняли таблицы «Знаю Хочу узнать Узнал», проводили рефлексию своей деятельности на уроке, учились писать эссе, рассказы по стратегии «Рафт». Я считаю, что данный модуль тесно связан с «Новыми подходами в преподавании и обучении», т.к.  между детьми в группах состоялся диалог, дети в группах обсуждали, дискутировали, искали пути решения, обменивались своими мнениями, происходило углубление знаний, дети самостоятельно «добывали» знания, что способствовало развитию навыков самообучения,  развивались коммуникативные навыки. Считаю, что данный модуль Программы также способствует развитию саморегуляции ребёнка и его самомотивации.

Прежде я выставляла учащимся суммативную оценку за урок, не принимая во внимание оценивание для обучения. Теперь изменив свой взгляд на процесс оценивания, считаю важным моментом на уроке формативное оценивание учащихся. На уроках я стала использовать устное и письменное комментирование ответов учащихся, что способствовало созданию обратной связи.

 Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я использовала на каждом этапе урока, т.к. считаю важным использование этого модуля.  «Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001)». [1, с. с.161]

 Моя внешняя мотивация на уроке способствовала выработке внутренней мотивации у ребёнка. Я использовала и суммативное оценивание в серии последовательных уроков, когда предлагала учащимся выполнить тест для того, чтобы определить уровень достижения усвоения материла учеником, наметить для себя пути для дальнейшей работы и здесь же я давала ученикам формативное оценивание выполнения их работы для того чтобы показать им пути совершенствования своих знаний. Если раньше в работе, я не отводила время на уроке, для того, чтобы акцентировать внимание ученика на его достижениях, то теперь я стала соотносить достижения ученика не достижениями одноклассников, а с его собственными достижениями. В конце урока, на стадии рефлексии я просила детей оценить самостоятельно свою работу на уроке и поставить себе оценку в соответствии с критериями оценивания, а также через взаимооценивание учащиеся оценивали работу своих одноклассников.

Большое внимание на уроке я стала уделять обучению талантливых и одарённых детей. Ведь, именно «Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников (Eyre and Lowe. 2002)». [1, с.177]

Я научилась выявлять талант и одарённость своих учащихся и использовать их на уроке, а также я давала одарённым детям домашнее задание опережающего характера или использовала их на уроке в качестве консультанта в группах, а также давала задания повышенной сложности или задания, требующие творческого подхода.

Модуль «Управление и лидерство в обучении» прослеживается не только в направляющей деятельности учителя на уроке, но и в парной или групповой работе определяются лидеры, которые руководят процессом работы, показывают своё ораторское искусство при защите постеров.

Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процессе обучения интересным, активизировать школьников, даёт для учеников дополнительные возможности в самостоятельном получении информации. Я всегда прежде использовала ИКТ на уроке в виде демонстрации материала или работы в программе «Activ studio», теперь я увидела новые возможности использования ИКТ для самостоятельного получения информации школьниками. Бесконечную борьбу с сотовыми телефонами я теперь обратила в процесс «добывания» информации.

Внедрение в урок модулей Программы помогло мне активизировать класс, вовлечь в работу всех учащихся, творчески подойти к работе. Я понимаю, что мне нужно оттачивать свои педагогические умения, стремиться к совершенствованию, обучать детей по-новому, ведь я теперь не смогу работать традиционно. Мне нужно в дальнейшем проводить тренинги для сплочения детского коллектива, для развития чувства коллективизма, способствовать развитию критического мышления детей, продумывать задания так, чтобы активизировать весь класс, учитывая одарённых детей, формировать умения самообучения, развивать у детей способность к саморегуляции, учить детей рационально использовать время урока.

Анализируя второй этап «Практика в школе», могу сказать, что все модули взаимосвязаны между собой и их применение прослеживается на всех моих уроках. Могу сказать точно, что произошло переосмысление моей прежней работы. Мои взгляды на процесс обучения изменились. Использование идеи Программы по внедрению семи модулей Программы на уроке, действительно даёт положительные результаты, но, конечно же, возникают некоторые трудности, которые я теперь знаю, как преодолеть. Теперь у меня есть группа единомышленников, обмен опытом с которыми поможет мне в дальнейшей работе. Я поделюсь в школе со своими коллегами,  имеющимися у меня знаниями и сотрудничество с ними даст положительные результаты в процессе обучения.

В дальнейшем я планирую использовать в своей работе семь модулей Программы. Я буду использовать на уроке поверхностные и глубинные вопросы, буду способствовать развитию у детей умения задавать «толстые» и «тонкие» вопросы, развивать мышление через диалог, развивать навыки говорения и аргументации, а также коммуникативные навыки.

Я буду стремиться к тому, чтобы улучшить качество знаний учеников, воспитать детей критически мыслящих, способных к самообучению и саморегуляции, чтобы они могли легко адаптироваться и реализовать себя в современном обществе. Поэтому на моих уроках центральной фигурой, конечно, будет всегда ученик, которому я буду отводить достаточно времени на уроке, для того, чтобы он смог высказать своё мнение и видение.

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя, 2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы «Обучение критическому мышлению» (третий базовый уровень) в серии последовательных уроков....

Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

В период этапа «Практика в школе» я провела серию последовательных уроков по русскому языку в 4 классе с использованием идей Программы. Тема первого урока: «Лексика». Это второй урок  из раз...

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку в 4 классе

Презентация среднесрочного планироования  серии последовательных уроков по русскому языку в 4 классе...

Отчёт по проведённому классному часу " Трагедия в Беслане"

Отчёт по проведённому классному часу " Трагедия в Беслане"....

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков познание мира 1 класс "Органы чувств человека"

Среднесрочное планирование по теме "Органы чувств человека"  поможет коллегам при ссоставлении ССП и подтолкнет к проведению уроков нового формата....