Мастер класс по теме: "«Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов»
план-конспект занятия (4 класс) по теме
При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому при определении содержания нужно понять, что именно наиболее трудно дается детям в начале изучения геометрического материала в школе.
Навыки пространственного воображения и умения самостоятельно представлять и строить точки, отрезки, прямые, углы, треугольники и другие геометрические фигуры с помощью линейки и карандаша у них не сформированы. Необходимы методические приемы, эффективные задания , система специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на мыслительные процессы ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Николаевска
Волгоградской области
Тема: «Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов».
Учитель Пастухова С. А.
2014 год
Цель: - познакомить с методическими приемами в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемыми при изучении видов углов для учащихся 4 класса на уроках математики.
Задачи:
- рассмотреть различные виды упражнений геометрического характера, применяемые на различных этапах урока, направленные на развитие пространственного воображения, графического мышления, ориентирования в пространстве в рамках геометрического материала.
- организовать профессиональный диалог о том, как данные упражнения способствуют механизму формирования УУД младших школьников на примере данной темы.
- способствовать развитию оперативной памяти, выработке внимания, логического мышления, воображения, взаимопонимания путем мотивационных упражнений применяемых учителем при изучении геометрического материала.
Актуальность, постановка проблемы.
Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа: «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» Блез Паскаль.
.
При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому при определении содержания нужно понять, что именно наиболее трудно дается детям в начале изучения геометрического материала в школе.
Навыки пространственного воображения и умения самостоятельно представлять и строить точки, отрезки, прямые, углы, треугольники и другие геометрические фигуры с помощью линейки и карандаша у них не сформированы. Необходимы методические приемы, эффективные задания , система специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на мыслительные процессы ребенка.
Методические приемы в педагогической системе эффективных заданий, которые я использую для определения видов углов, я разбила на следующие группы:
Блок учебной информации. Основные элементы опыта.
Я назову их в следующем порядке:
1 группа, которую я выделила это упражнения для ориентирования в пространстве;
Например я использую такие задания:
- нахождение различных видов углов в окружающей обстановке;
- какие виды углов вы знаете?
(прямой, тупой, развернутый)
- приведите примеры, где вы встречаете виды углов в окружающей обстановке?
- определите на глаз, какой угол тупой? (на доске)
- с помощью чего мы можем это проверить? (модели прямого угла)
- давайте проверим, возьмите модель прямого угла и проверьте?
(выходит и проверяет на слайде)
- можно дать задание более сложное.
- какой угол равен углу А?
- как мы это проверим?
(путем наложения)
- давайте проверим.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию каких УУД у младших школьников? (познавательные – решение проблемы; регулятивные – прогнозирование. и т. д.)
Ко 2 группе, я отнесла упражнения для развития графического мышления;
Это такие задания.
- изображение минутной стрелки на циферблате часов;
(перед вами карточки)
Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым.
- как проверить, что получились правильно нарисованные углы?
(моделью прямого угла?)
- проверьте.
- построение на нелинованной бумаге на глаз прямого угла, тупого угла, острого угла.
(возьмите нелинованную бумагу, и на глаз нарисуйте прямой угол, тупой угол, острый угол)
- покажите, что у вас получилось?
- эту работу можно выполнять и в парах.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(коммуникативные – если работать в паре; логические, постановка и решение проблемы и т. д.)
К 3 группе, я отнесла упражнения на развития внимания это такие как;
- проведение физкультминутки согласно теме.
(давайте с вами немного отдохнем) Встаньте.
Физкультминутка: Игра “Такие разные углы”.
Учитель называет виды углов; ученики показывают угол движением рук;
(объясняю) (показываю на доске и с помощью голоса называю детям виды углов, выполняют различные команды)
Острый – движение рук (“руки вверх”)
Тупой – движение рук (одна в сторону, другая вверх)
Развернутый – развести руки в стороны
Прямой – сказать: “Ай, да угол!”
МОЛОДЦЫ, САДИТЕСЬ!
- работа по карточкам: рассматривание рисунка и вписывание пропущенных слов.
(перед вами карточки впишите нужные углы)
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова.
Лучи ВС и ВD– стороны угла_______ .
Лучи ____ и _____ стороны угла ABD.
Точка ____ – вершина угла CBA.
Какие углы изображены на рисунке?
Ответ:_____________
Проверь работу соседа по парте и оцени его.
- тест на припоминания углов, когда надо совместить угол и его название.
(поработаем в парах)
Тест «Углы» на припоминание
А. острый угол. | |||||
| Б. тупой угол. | ||||
| В. Прямой угол. | ||||
| Г. Развернутый угол. | ||||
Ответ: | 1 | 2 | 3 | 4 |
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(познавательные – общеучебные, логические, постановка и решение проблемы; коммуникативные - выражение мысли, монолог, диалог; регулятивные – контроль и коррекция, оценка и т. д.)
К 4 группе, я отнесла упражнения для развития логического мышления;
- например такие как, отгадайте ребус.
- какое слово у вас получилось?
- заполнение таблицы, нахождение верного утверждения. Напротив каждого утверждения укажите “да”, если вы согласны с утверждением, и слово “нет”, если вы не согласны.
- это задание вы можете выполнить как самостоятельно, так и в группе и в паре.
Утверждение | да / нет |
1. Половина развернутого угла – прямой угол. | да |
2. Любой угол, больше прямого – или тупой, или развернутый. | да |
3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. | нет |
4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол. | Да |
5. Разность развернутого угла и тупого угла – острый угол. | да |
- давайте проверим (читаю утверждения, дети отвечают хором)
- возьмите модель угла и найдите свою команду по цвету.
- у вас в конвертах лежит модель угла, найдите по цвету свою команду.
- вы разбились на команды, а теперь постройтесь в порядке возрастания углов.
- МОЛОДЦЫ.
-скажите, данные упражнения способствуют формированию, каких УУД у младших школьников?
(познавательные – общеучебные, логические, постановка и решение проблемы; регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция; коммуникативные – сотрудничество, постановка вопросов, разрешение конфликтов, речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог и т. д. , личностные - смыслообразования)
- вы разбились на малые 4 группы и готовы самостоятельно выполнить серьезные задания, которые лежат в конверте для каждой группы, откройте конверт и приступите к выполнению заданий.
Практическая работа
1 группа
1. Назовите углы в порядке возрастания.
А К
К Е И Л
К
Р В У
Е Т
Ответ: __________________________________
2. Каких углов не бывает
В) тупых А) гладких Р) развернутых
Н) острых О) прямых
Ответ: __________________________________
2 группа
1. По вершинам углов угадайте фамилию древнегреческого математика, который произнес такие слова.
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».
А К
Н Е И Л
К
Р В У Е Т
М
З Й
ОТВЕТ: ______________________________________
2. При постановке какого слова получится неверное утверждение:
«Угол имеет …………….»?
Т) стороны О) вершину
Ч) длину Н) градусную меру
ОТВЕТ: ______________________________________
3 группа
На рисунке 5 геометрических объектов. Четыре из них
объединены одним общим признаком. Пятый объект к ним не подходит. Найди его.
Ответ:_______________________________________
2. Каким угол не бывает?
В) тупым е) гладким р) острым
Н) развернутым о) прямым
Ответ:_______________________________________
4 группа
1. Среди углов, изображенных на рисунке, найдите все прямые углы и запишите их номера в ответе.
8
4
2
6 9
1
3
5
Ответ:_______________________________________
2. Какой угол на рисунке лишний? Запиши название в ответе.
Р О Л
З С
Д К У Т М Р Ж В Ч О
Ответ:_______________________________________
5 группа
Выполни тест.
1. стороны угла – это ……………………
А) отрезки В) лучи Г) прямые
2. для измерение углов используется …………………
А) линейка Б) треугольник Г) транспортир
3. единица измерения углов ………………….
А) сантиметр Б) гектар В) градус
4. на рисунке изображен угол ………………
М
N
Р
А) MNP N) NMP K) M
5. на рисунке изображен………………..
А) прямой угол
Б) острый угол
В) тупой угол
- давайте проверим работу в группе.
- поделитесь ответами.
- работа в группах способствует формированию, каких видов УУД у младших шклдбников?
Данные методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий можно использовать на различных этапах урока, применяя при этом разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную. Моим детям очень нравится такие виды упражнений, они с удовольствием их выполняют. Есть определенные результаты. Дети успешно различают виды углов, применяют полученные знания на практике. Учителя нашей школы, побывав у меня на уроках математики, стали использовать некоторые виды заданий на своих уроках. Они отмечают, что данные приемы являются эффективными, повышают мотивацию, познавательную активность учащихся. Дети учатся применять полученные знания на практике.
Вы можете также взять себе в методическую копилку данные виды упражнений и попробовать их выполнить со своими учениками.
Главное на этих уроках:
-создание и поддержание познавательного интереса учащихся;
-экономное расходование времени урока;
-тренинг умственных действий;
-положительный уровень межличностных отношений.
Мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что наш мастер – класс вызвал интерес к данной проблеме, пробудил у вас желание попробовать дать такие упражнения своим детям в классе.
Рефлексия.
Я бы хотела, чтобы вы оценили нашу работу заполнив карточки.
Мне понравился мастер класс тем, что.......... |
|
Я в свою методическую копилку возьму данный материал потому, что............... |
Приложение 1 (у каждого в файле).
Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым.
Приложение 2 (у каждого в файле).
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова. Лучи ВС и ВD– стороны угла_______ . Лучи ____ и _____ стороны угла ABD. Точка ____ – вершина угла CBA. Какие углы изображены на рисунке? Ответ:_____________
Проверь работу соседа по парте. |
Приложение 3 (у каждого в файле).
Заполните таблицу, найдите верное утверждение. Напротив каждого утверждения укажите “да”, если вы согласны с утверждением, и слово “нет”, если вы не согласны.
Утверждение | да / нет |
1. Половина развернутого угла – прямой угол. |
|
2. Любой угол, больше прямого – или тупой, или развернутый. |
|
3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. |
|
4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол. |
|
5. Разность развернутого и тупого углов – острый. |
|
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: - познакомить с методическими приемами в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемыми при изучении видов углов для учащихся 4 класса на уроках математики.
Задачи: - рассмотреть различные виды упражнений геометрического характера, применяемые на различных этапах урока, направленные на развитие пространственного воображения, графического мышления, ориентирования в пространстве в рамках геометрического материала. - организовать профессиональный диалог о том, как данные упражнения способствуют механизму формирования УУД младших школьников на примере данной темы. - способствовать развитию оперативной памяти, выработке внимания, логического мышления, воображения, взаимопонимания путем мотивационных упражнений применяемых учителем при изучении геометрического материала.
Блок учебной информации. 1 группа, упражнения для ориентирования в пространстве; - нахождение различных видов углов в окружающей обстановке; - определите на глаз, какой угол тупой? - какой угол равен углу А?
Блок учебной информации. 2 группа , упражнения для развития графического мышления; - изображение минутной стрелки на циферблате часов; Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым. - построение на нелинованной бумаге на глаз прямого угла, тупого угла, острого угла.
Блок учебной информации. 3 группа , упражнения на развития внимания; - проведение физкультминутки согласно теме. - работа по карточкам: рассматривание рисунка и вписывание пропущенных слов. Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова. Лучи _ВС__и В D ___– стороны угла_______ . Лучи __ и _____ стороны угла ABD. Точка ___ – вершина угла CBA. Какие углы изображены на рисунке? Ответ:__________ Проверь работу соседа по парте и оцени его. Ответ:_____________ Проверь работу соседа по парте
Блок учебной информации. - тест на припоминания углов, когда надо совместить угол и его название. Тест «Углы». (на припоминание) А. острый угол. Б. тупой угол. В. Прямой угол. Г. Развернутый угол.
Блок учебной информации. 4 группа, упражнения для развития логического мышления; - отгадайте ребус.
Блок учебной информации. - заполнение таблицы, нахождение верного утверждения. Напротив каждого утверждения укажите “ да ”, если вы согласны с утверждением, и слово “ нет ”, если вы не согласны. Утверждение да / нет 1. Половина развернутого угла – прямой угол. да 2. Любой угол, больше прямого – или тупой, или развернутый. да 3. Любой угол, меньше развернутого – тупой. нет 4. Сумма острого и прямого углов – тупой угол. да 5. Разность развернутого угла и тупого угла – острый угол. да
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Самоанализ мастер класса.
Я работаю над методической проблемой «Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий при обучении определять
виды углов.
Работа с геометрическими фигурами в начальных классах всегда вызывает трудности. Во-первых, отводится очень мало времени на их изучение. Во-вторых, они проходят через достаточно продолжительное время, поэтому дети успевают забыть этот материал. В-третьих, наверное, самое главное, у многих детей недостаточно развито пространственное воображение, логическое мышление. В-четвертых, многие учителя начальных классов просто не любят эту тему, о чем я неоднократно слышала высказывания. Учитывая данные проблемы, я и решила показать, как я работаю над этими темами на примере определения видов углов, какие методические приемы при этом использую.
В основе моего опыта лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через личностно-смысловую дидактическую модель, идеи опоры, максимальной помощи ученику, идея использования интеллектуального фона класса и действия в зоне ближайшего развития ребёнка.
Средством реализации моих идей стал комплект упражнений, использование которых возможно как в контролирующем, так и в обучающем режиме, стимулирующих познавательную деятельность.
Проблема активизации познавательного интереса, развития младшего школьника лучше всего решается средствами занимательности в обучении математике, применения элементов игровой деятельности, которая присуща ребёнку. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Я расширяю математическое содержание урока по данной проблеме за счёт включения в него нестандартных заданий, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения.
Данные приемы способствуют формированию здоровьесберегающей образовательной среды, дети учатся без усилия, что соответствует их возрасту. Ребята это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь с жизнью; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя система эффективных заданий,с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Продуктивность данной работы состоит в том, что при использовании предлагаемого комплекта упражнений обеспечивается:
- развитие наглядно - образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков.
- отработка умений выделять в окружающей обстановке различные виды углов, сравнивать их, отличать существенные (важные) признаки от несущественных и устанавливать разницу между общими и существенными признаками;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Достоинством предлагаемого набора упражнений является системный подход к формированию графического мышления, развитию внимания, пространственного воображения и закреплению математических знаний и умений, навыков на доступном младшему школьнику уровне. Способность самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Применять прилагаемые к данной теме упражнения можно любому учителю на разных этапах урока вне зависимости от того, какой УМК он использует. Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют каждому подобрать несколько видов упражнений на основе образовательной программы, которую взяла школа.
Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходится возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо сначала.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя вырастить два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе. Сейчас, работая с данными учениками в классе, я с волнением вглядываюсь в их лица: какими вы вырастите? Чему научите меня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Мастер-класс на тему "Методические приёмы обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами"
Здесь показаны основные приемы работы над словами с непроверяемыми орфограммами....
Презентация педагогического опыта. Мастер - класс "Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности".
В данном материале представлен опыт педагога с 2010 по 2014 годы....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования г...
Мастер-класс по теме: "Методические аспекты эффективности современного урока "открытия" нового знания"
Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке, тем выше его эффективность. Предложенный материал поможет учителю начальных классов построить урок "открытия" нового знания наиболее эффе...
Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"
Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...