Мастер-класс по теме: "Методические аспекты эффективности современного урока "открытия" нового знания"
статья на тему

Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке, тем выше его эффективность. Предложенный материал поможет учителю начальных классов построить урок "открытия" нового знания наиболее эффективным,  применяя активные методы и приемы обучения, технологию критического мышления на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx133.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты эффективности современного урока.

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и
 понимаю.

Конфуций (древний мыслитель и философ Китая)

Чем выше активность, деятельность и интерес учеников на уроке,

тем выше результат, эффективность урока.

Цели:

1.Что значит слово «эффективность»?

Эффективность – относительный  эффект, результативность процесса,  операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»).

Эффективным можно считать тот урок, результат которого соответствует поставленным на уроке целям и задачам.

2. Какой урок можно считать эффективным?

Еще Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только играя самому.

Поэтому эффективный урок – это  активный,  деятельностный урок, где учитель выступает в роли организатора, координатора  урока.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно разделить на 4 группы. Это:

- урок «открытия» нового знания,

- урок систематизации знаний (общеметодологической направленности),

- урок рефлексии,

- урок развивающего  контроля.

Структура урока «открытия» нового знания:

1. Мотивирование к учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности (орг. момент) 2 минуты

Цель первого этапа - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.  Когда на уроке у ученика есть не только  понимание того, что надо, но и кроме того  создаются такие условия, когда возникает желание получить знания, т. е. хочу, и более того вера в собственные силы, я смогу. «Хочу, потому что смогу». У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Уверенность в собственных силах, что на уроке он справится, ему будет интересно.

Рекомендации к проведению:

1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д.

Пожелание: «Я желаю вам интересного урока», «Я желаю вам хорошего, весёлого настроения. Помните учиться надо весело».

Девиз, эпиграф: «Смекалка и ум к победе ведут», «С малой удачи начинается большой успех», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться», «Дорогу осилит идущий»;

Тематический эпиграф по предмету:

  • Я ко всем наукам ключ имею.
    Я со всей вселенною знаком.
    Это потому, что я владею
    Русским всеохватным  языком.  Поэт Семён Данилов
  • Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял. Т. Полозова.
  • «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», «Кто много читает, тот много знает».

Пословица: «Не будь тороплив, а будь терпелив», «Терпение и труд всё перетрут».

Моральная поддержка: «Не расстраивайся при неудачах, а будь настойчивым и упорным – и тогда ты всему научишься», «Принимайся за работу с хорошим настроением, ведь настрой на работу – это половина успеха»

Загадка:

Рассчитайся по порядку,

Быстро делаем зарядку.

Рассчитайтесь, улыбнитесь,

А теперь прошу, садитесь.

- Какое математическое слово спряталось в этом стихотворении? (По порядку)

- Чтобы выполнить все задания на уроке, нам понадобятся (дети читают с доски): внимание, память, мышление, старание, воображение.

2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Беседа: «Кто сегодня хотел идти в школу? Закончите предложение «Я хотел идти в школу, потому что …»», «Что приготовили к уроку?»

Сообщение: «Послушайте шуточное стихотворение и отгадайте, с кем мы встретимся на уроке», «Сегодня мы отправимся …. (в волшебный лес, в страну Математика, в морское путешествие и т.д.)»

Стихи:

Вот и прозвенел звонок,                                     Мы начинаем новый день!

Начинается урок.                                                 Прогоняй скорее лень!

Очень тихо вы садитесь                                      Почаще улыбайся,

И работать не ленитесь.                                     Прилежным быть старайся!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.  

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности.

Рекомендации к проведению:

На данном этапе возможно применение  различных приемов и технологий:

  1. Коллективные формы работы: беседа, блиц – опросы, мини – викторины, цепочки (понятий, слов, выражений, неравенств), «Найди лишнее», «Найди пару», «Знаю – должен узнать».
  • Графическая систематизация материала (составление  кластера, схемы, таблицы, алгоритма  по ранее изученному материалу, с выявлением затруднения в ранее изученном  материале);
  • Верные – неверные суждения;
  • «Тонкие и толстые вопросы»;
  • Корзина идей и др.

Возможные формы работы:

- Что общего и в чём различие математических записей/ слов каждой группы?

- Какая математическая запись / слово лишнее, почему?

- По какому правилу (принципу) составлен ряд чисел/ выражений/ слов?

- Найди лишний предмет.

- Разбей на группы предметы/ слова/ выражения по различным признакам?

- Проанализируй ответы сказочных персонажей. Как рассуждаешь?

- Оцени поступки героев произведения с позиции автора, читателя, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения.

- Сравни, добавь/исключи согласно выделенному признаку.

- Задания, которые начинаются словами: докажи, понаблюдай, определи, сравни, исследуй, прокомментируй, предложи и. т. д. (например, по окружающему миру «Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 3 месяца – живой организм», «Определи, что общего и чем различаются бабочка и камень»)

2) Индивидуальные формы работы: индивидуальные задание для самостоятельного выполнения, математический диктант, блиц – турнир, орфографическая работа, работа с предложением, словом.

3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения

Урок «Окружающий мир».  3класс. Тема урока: «Орган зрения - глаза»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» (прием Верное и неверное суждение).  У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

1

2

3

4

5

6

7

 +

-

 +

 +

 -

 

 

 

 

 

 

 

-        … глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

-        … форма глаза напоминает яблоко

-        … глаза в морозы мерзнут

-        … зрачок – это отверстие в глазу

-        … в глазу имеется прозрачная линза

-        … изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

-        … полезно смотреть на солнце без защитных очков.

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

 «Тонкие» и «толстые» вопросы. (Чаще используется  на рус. и лит. чтении)

«Тонкий вопрос» предполагает однозначный, односложный ответ, не  обстоятельный, «фактический».

«Толстый вопрос» предполагает полный, развёрнутый, доказательный «долгий» ответ, требующий обоснования, объяснения.

 

Сокращенные проблемные ситуации

«тонкий вопрос»

Как … повлияло на …?

Что…?

Как связаны…?

Кто…?

В чем различие (сходство)…?

Когда…?

Почему…? Зачем…?

Где…?

Что изменилось бы, если…?

Сколько…?

К чему приведет…?

Откуда…?

Каково назначение…?

Может…?

Как …?

Будет…?

Предположим, что будет, если…?

Верно ли…?

С чем связано …?

Согласны ли вы …?

Тонкие вопросы

  1. Сколько будет дважды два?
  2. Сколько килограммов в 1 тонне?
  3. Согласны ли вы, что 12 : 4 = 3?
  4. Верно ли, что на нуль делить нельзя?

Урок математики.

Как повлияло…

… увеличение уменьшаемого на значение частного?

С чем связано…

…умножение?

Почему…

… скорость находят делением расстояния на время?

Что изменилось бы, если …

… в задаче цену увеличили в 3 раза, а количество осталось прежним?

К чему приведет…

… увеличение длины прямоугольника в 2 раза?

Каким образом…

… связаны равенства 5*6=30 и 5*7=35?

«Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума» (американский психолог и педагог

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

На данном этапе урока формируется проблемная ситуация (или учебная проблема). 

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора, ситуация с удивлением, ситуация с затруднением.

Классические проблемные ситуации:

Тип
проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

 С удивлением

 

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Предъявить научный факт.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

 Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Урок математики 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 программа

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 программа

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

Далее идет работа по определению порядка действий в выражениях.

(Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации “с удивлением”).

– Почему получились разные ответы?

– Сравните выражения – чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

С затруднением

Проблема между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание

- не выполнимое вообще
- не сходное с предыдущим

Урок математики 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие –. умножение.

– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

Маме на 8 марта подарили 4 букета цветов по 3 цветка в каждом. Сколько всего цветов подарили маме?

3+3+3+3=12 (ц) !

“На одну юбку потребуется 4 метра ткани. Сколько метров ткани потребуется на 950 юбок?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– Почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

Сокращенные проблемные ситуации

Подводящий к проблеме диалог

Приём “яркое пятно”.

Сначала даётся общее побуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?” Если необходимо вводится подсказка (намёк, дополнительная информация).

Следующий шаг – проверка, обоснование, доказательство  гипотезы.

Пример. Урок математики 2 класс.

Тема: Переместительное свойство умножения.

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами  а и б.

– Какими способами делали?

(Можно а умножить на б, а можно б умножить на а.)

Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений?

– Зависит ли значение произведения от порядка действий?

(Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей сумма не меняется).

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Пример1.

Урок математики 1 класс.

Цель: знакомство с понятием числового отрезка.

(Приём “Актуальность” с элементами “яркого пятна”)

– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик проезжать.

Пример 2.

Урок русского языка. 1 класс.

Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".
Учитель:
 Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?

4. Целепологание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

• ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

• согласовывают тему урока;

• выбирают способ (дополнение или уточнение);

• строят план достижения цели;

• определяют средства – алгоритмы, модели, схемы, правило  и т.д.

Рекомендации к проведению:

Урок «Окружающий мир». 3класс. Тема урока: «Почва»

Приём «Корзина идей»

- Мы говорим почва. Что же такое почва?

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

-        … земля

-        … растительная земля

-        … вещество

-        … суша, а не вода

-        … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Рекомендации к проведению:

Выстраивается диалог:

- Какие есть предложения по решению учебной задачи? Есть другие мнения? Докажите (объясните) свою точку зрения.

- Определите сами…

- Сделайте вывод…

- Как мы сможем ответить на наш вопрос?

- Придумайте схему…

- Составьте алгоритм…

- Сформулируйте правило…

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1. Каждая группа по иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого и его применение

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Приём «Инсерт» - (приём эффективного чтения)

Чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Рекомендации к проведению:

На данном этапе возможно применение таких приемов и технологий как возвращение кластеру или составленному вновь кластеру, составление словаря по тексту произведения, исследование по вопросам, составление сводной таблицы и её использование в речи и действии, «Шесть шляп», заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать» , «Узнали».

Литературное чтение . 1 класс. «Сказка «Колобок»

Белая – факты (информация)

Жёлтая - позитивное мышление      (плюсы, преимущества)

Чёрная - проблемы (минусы)

Красная - эмоции, чувства.

Зелёная – творчество, новые идей

Синяя – руководство, управление, философия

     

   

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

 Приём таблица «ЗХУ»

Знаю

Хоту узнать

Узнал

Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух  кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

 

Почему?

 

 

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

 

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует  350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях, беречь их, как можно больше сажать растений и

ухаживать за ними.

 Охранять растения- значит

заботиться о живом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Рекомендации к проведению:

На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма, прием «РАФТ». Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Приём «Синквейн» - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.


Болото

Травянистое, влаголюбивое.

Фильтрует, лечит, образует.

Природная фабрика торфа.

Влага.

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Окружающий мир, 3класс, «Однокоренные слова».

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р– роль (любой человек нашей планеты)

А– аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф- форма – рассказ

Т– тема «Однокоренные слова»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Рефлексия — очень важный момент работы, когда ученики говорят (и учатся говорить) о своих чувствах, возникающих в процессе работы. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Что было важно? Что понравилось? Когда было трудно? Чему научился?

Рекомендации по проведению:

Подведение итогов

1)Устное обсуждение. Это подведение итогов, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (листке, экране…):

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я научился…

8.у меня получилось …

9.я смог…

10.меня удивило…

11.урок дал мне для жизни…

2) Упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Оценка деятельности.

3) Рисуночное изображение изменений целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картинка, музыкальный фрагмент).

4) Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно

предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«-» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«+» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«+/-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+ +» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«- -» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

5) Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6) Анкетирование, позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Материал урока мне был…

6.Домашнее задание мне кажется..

активно / пассивно

доволен / не доволен

легким / трудным

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

интересен / скучен

7) Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в

индивидуальной и групповой форме.

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
  • Что делало работу более эффективной?
  • Что тормозило выполнение задания?
  • Что не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе?
  • Что получилось у тебя, у напарника?
  • Кому в группе помог ты? Кто помог тебе? Кому ты можешь сказать «спасибо».

8) Использование на уроке оценочных карт, маршрутных листов, цель которых – научить адекватно, оценивать себя (других).

Например:

Мой настрой

Как я помню предыдущий урок

Как я понял цель урока

Как я понял основное правило урока (новое знание)

Как я умею сам применять правило (новое знание)

Как я работал

Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Итак, современные технологии, приемы и методы меняют роли педагогов и обучающихся. Ученики становятся главными действующими лицами урока. Они думают, рассуждают, ведут постоянный поиск,  получают знания и понимание учебного материала, применяют его в жизни, учатся анализировать, синтезировать (отвечать на творческие вопросы), оценивать себя и одноклассников.  При этом учитель играет всего лишь роль организатора и координатора урока.

Поэтому выводом и заключением нашего семинара будут слова Бернарда Шоу “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: "«Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов»

При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому п...

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Мастер-класс на тему "Вода-растворитель" по материалам УМК "Планета знаний", 3 класс

В данном мастер - классе предлагается  проведение урока- исследования в 3 классе по УМК "Планета знаний" на тему "Вода-растворитель". Рассматривается способ организации урока- исследования, прием...

Мастер-класс по теме: «Эффективные формы, приёмы, методы организации этапов современного урока как средство формирование УУД»

Урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т.е. уметь ставиь себе конкретную цель, планиров...

Мастер-класс «Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся»

Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся....

Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»

Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя развод...