Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности.
статья на тему
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.
Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.
Тема инновационного педагогического опыта: «Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности и формировании исследовательского поведения младших школьников ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_sovremennye_tehnologii.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Напольских Елены Васильевны.
Тема инновационного педагогического опыта: «Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности и формировании исследовательского поведения младших школьников ».
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается в воспитании всесторонне развитой личности; учить детей быть честными, добрыми, отзывчивыми, т.е. быть настоящим человеком.
Преследую эту цель не только в воспитательной работе со школьниками, но и на уроках. Ведь на любом уроке, при выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие с ребенком считаются, ценят его. Стараюсь не только сама учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом, в результате чего формируется взаимное доверие и сотрудничество для их более тесного сближения и доверия друг к другу.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.
Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.
Тема инновационного педагогического опыта: «Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности и формировании исследовательского поведения младших школьников ».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны.
Системно-деятельностный подход.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Моделирование на уроках.
Моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому , то есть сделать объект доступным для тщательного изучения .
Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?
Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями!
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Использование информационно - коммуникационных технологий
обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую цифровой фотоаппарат, дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Pointпозволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Я работаю по образовательной модели «Школа 2100».
Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
На всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют видеть успехи каждого ученика и стимулируют познавательную активность.
Мои учащиеся активно участвуют во всех внешкольных мероприятиях. Ежегодно участвуют в интеллектуальных конкурсах, научно- практических конференциях, стабильно показывают высокий уровень качества знаний.
Год | Мероприятие | Уровень | Результат |
2012 | Научно-практическая конференция « Мой первый шаг в науку» Инженерная школа №16 г. Пермь | Район | 1 место Поликанин Женя. |
2012 | VI городская научно-практическая конференция «Мой первый опыт» с краевым участием. СОШ №132 г. Пермь | Край | участник Домрачева Катя |
2013 | Городская научно-практическая конференция МАОУ «СОШ №120» | Город | Почетная грамота победителя Номинация « Дебют» 1 место Поликанин Женя |
2013 | V Краевая научно- практическая конференция «Мой первый шаг в науку» МАОУ Гимназия №31 | Край | Сертификат участника Голышев Женя |
2014 | Всероссийский конкурс творческих открытий и инициатив« Леонардо» VI Краевая научно- практическая конференция «Мой первый шаг в науку» МАОУ Гимназия №31 | Россия, Край | Диплом призера 2 место Поликанин Евгений. |
2014 | Всероссийский конкурс творческих открытий и инициатив« Леонардо» VI Краевая научно- практическая конференция «Мой первый шаг в науку» МАОУ Гимназия №31 | Россия, Край | Диплом победителя 1 место Голышев Женя |
2015 | Краевая Научно-практическая конференция. Пермский Педагогический Университет | Край | Диплом победителя 1 место Квашнина Полина |
2015 | Краевая Научно-практическая конференция. Пермский Педагогический Университет | Край | Сертификат участника Антипьева Алина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Презентация "Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики"
Презентация раскрывает особенности урочной и внеурочной деятельности....
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.
Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"
Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"...
Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе".
Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"....