Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся
статья по теме
Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty.docx | 71.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы
Носковой Ирины Юрьевны, учителя начальных классов
МБУ гимназии №77
«Использование инструментов ТРИЗ
на уроках русского языка, чтения, окружающего мира
как средства развития мыслительной деятельности учащихся».
«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов,
изжило себя в принципе,
ибо факты быстро устаревают,
а их объем стремится к бесконечности». А. Гин
«ТРИЗ – азбука талантливого мышления,
каждый человек обязан быть творчески грамотным».
Г. С. Альтшуллер
Актуальность опыта.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности младших школьников – это и есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Причины, побудившие к решению данной проблемы:
- неумение учащихся устанавливать причинно-следственные связи;
- неумение учеников применять знания в нестандартной ситуации;
- неумение обучающихся отделять главное от несущественного.
Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Цель моей работы: создание условий по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием инструментов ОТСМ – ТРИЗ.
Новизна опыта заключается в разработке уроков с использованием инструментов ОТСМ – ТРИЗ.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
- Показать положительное влияние использования технологии ТРИЗ для развития мыслительной деятельности учащихся.
- Учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Создать систему обучения, направленную на повышение качества знаний, мотивации к учению и стимулирование познавательной активности учащихся.
- Сформировать «методическую копилку» по проблеме использования инструментов ОТСМ – ТРИЗ в обучении.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии ТРИЗ и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития мыслительной деятельности. В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности. Главная цель современного образования – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В процессе использования в обучении технологии ОТСМ - ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
«взрослое» мышление | «детское» мышление | «тризовское» мышление |
Страх перед противоречиями, стремление их избегать | Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях | «Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия |
Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно | Синкретизм, стремление связывать «все со всем» | Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями |
Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением | Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно | Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции |
Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции | Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу | Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции |
«Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей | «Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей | Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей |
Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах | Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить | Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект |
Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в преподавании предметов начальной школы.
Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых приёмов ОТСМ - ТРИЗ на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты.
Технология ОТСМ - ТРИЗ – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете. Освоение инструментов проблемно-ориентированного обучения можно начать с игровых тренингов. Игровые тренинги создают условия для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения: обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, обогащают опыт работы с этими объектами, формируют логические и познавательные универсальные учебные действия. В первом классе в рамках проблемно-ориентированного обучения упор делается на освоение признаков объектов и использование полученного опыта в различных проблемных ситуациях. Поэтому, изучив весь набор тренингов, представленный в электронной книге «Мастерская знаний», выбрала для более тщательного изучения игры, которые, на мой взгляд, подходят для решения указанных задач. Планируя уроки, я выбирала подходящую игру и подбирала к ней учебный материал. Ниже описаны наиболее популярные игры в нашем классе и примеры их применения на уроках.
Игра «Да – нет».
Учитель загадывает объект или ситуацию. Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Цель игры – найти ответ за минимальное количество вопросов. Периодически учитель останавливает игру и просит детей сообщить, что уже удалось выяснить в процессе решения. В процессе игры дети учатся задавать вопросы, эффективно сужающие поисковое поле.
Линейная «Да – Нет» (Окружающий мир, 3 класс).
Перед учениками «лента времени», на которой расположены исторические события от 988г. до 1991г, о которых мы говорили в течение года. Вам надо за минимальное количество вопросов отгадать задуманное мною историческое событие (например, Куликовская битва)
Классификационная «Да-Нет» (Русский язык, 1 класс).
Дети записали словарные слова: пенал, класс, русский, машина, Москва, Россия, язык.
Учитель: Я загадала одно из этих слов. Вы можете задавать любые вопросы, на которые я могу ответить «Да» или «Нет».
Дети: Это слово называет предмет?
Учитель: Да.
Дети: Это слово- имя собственное?
Учитель: Нет.
Дети: В этом слове два слога? И т.д.
Игра «Мои друзья».
Каждый ребёнок получает один или несколько объектов из изучаемой группы (например, объекты из копилки слов, собранных по определенному признаку), учитель называет, по какому признаку он собирает друзей. Дети, в чьих объектах есть указанный признак, подбегают учителю со своими карточками, все остальные дети выступают в роли контролёров. В процессе игры дети учатся определять объект по наличию у него заданного значения признака, проверять, что объект обладает заданным значением признака.
Математика, 1 класс.
У детей на столах карточки с выражениями (10 – 7, 3 + 4, 6 + 1, 9 – 6 и т.д.)
- Мои друзья те ребята, у кого сумма равна 7.
- Мои друзья те ребята, у кого разность равна 3.
- Мои друзья те ребята, у кого 1 слагаемое больше 2
- Мои друзья те ребята, у кого разность больше 5 и т.д.
Русский язык, 1 класс.
Дети работают в парах. Придумывают и записывают слова на листах по заданию учителя, потом проводится проверка.
- Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с мягкого звука р.
- Мои друзья те ребята, слова которых начинаются с твёрдого звука р.
- Мои друзья те ребята, в словах которых два слога.
- Мои друзья те ребята, в словах которых ударение падает на первый слог.
- Мои друзья те ребята, в словах которых есть непарный мягкий согласный и т.д.
Игра «Теремок» (автор игры – Мурашковска И.Н.).
Каждый ребёнок играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Нельзя повторять ранее названные признаки. В процессе игры дети учатся сравнивать объекты. У детей накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний.
Русский язык, 2 класс.
Учитель: Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. И живёт в теремке слово «кричать». На доске слова: крик, крикливый, мычать, жить, бегун.
Ученик стучится в теремок, называя любую запись, которая есть на доске, и говорит, чем они похожи с объектами из теремка. После этого заселяется в дом.
Дети: Я слово «крикливый», пусти меня к себе жить.
Учитель: А чем ты на меня похоже?
Дети: Я твой родственник, у меня такой же корень, как у тебя. И т.д.
Игра «Я беру тебя с собой».
Учитель сообщает классу, что собирается в путешествие и берет с собой объекты, которые чем-то похожи. Детям требуется угадать, по какому признаку собираются объекты. Для этого они предлагают свои объекты, а учитель говорит, берет ли он их с собой. Задача детей – анализировать по ходу игры, какие объекты попадают во множество разрешений, а какие – нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не угадает, по какому признаку собираются объекты в группу. В ходе этой игры дети научатся объединять объекты по общему значению признака; определять имя признака; сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Обучение грамоте, 1 класс.
Учитель: Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой юлу. А что у вас?
Дети: Я возьму куклу.
Учитель: Я не беру тебя с собой.
Дети: Я возьму апельсин.
Учитель: Я не беру тебя с собой.
Дети: Я возьму ёжика.
Учитель: Я беру тебя с собой.
Дети: Я возьму Юлю.
Учитель: Я беру тебя с собой.
Дети: Вы берете все предметы, начинающиеся с гласных, которые обозначают два звука в начале слова.
Учитель: Да!
Игра «Цепочка».
Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т.д.
Пример: Облако - белое – вата – мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Игра «Поезд».
Ученики называют любые слова. Учитель записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.
Задание: записать в тетради общие признаки каждой, рядом стоящей пары.
Пример: на доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.
Игра «Паутинка».
Цель игры: учиться находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления. Ведущий называет два предмета (явления). Играющие по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.
Пример: Сено и авторучка.
Варианты ответов:
а) ручка выпала и затерялась в сене;
б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена;
в) пейзаж со стогом мена, нарисованный авторучкой;
г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.
Описанные игры – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗ-технологии использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики. Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения (при изучении раздела "Устное народное творчество"), музыки, русского языка, рисования и т. д. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.
Ещё один инструмент ТРИЗ - модель “Элемент - имя признака - значение признака”. Всё, о чём можно получить информацию, можно назвать ЭЛЕМЕНТАМИ МИРА. Элементы мира могут быть материальными, то есть существовать на самом деле, а могут быть нематериальными, то есть присутствовать только в нашем воображении. Материальные элементы мира можно назвать объектами. Информацию об элементах мира мы получаем с помощью вопросов. Чтобы информацией удобно было пользоваться, вопросы часто представляют в виде кратких назывных предложений. Так, например, на вопрос «Какого цвета?» обозначают просто словом «цвет», а вопрос «Для чего предназначен объект?» - словом «функция». Эта модель может быть использована практически на всех уроках. Работая с этой моделью, дети учатся структурировать информацию, применять на практике полученные знания. Приведу примеры.
Обучение грамоте. Звук [щ], буква Щщ.
Используя модель «ЭИЗ», в начале урока составляем паспорт объекта. Объектом служит буква «ща». Затем в данную модель помещаем слово «щавель», причём 2 раза. Дети отгадывают имена признаков. Сначала таблицы выглядят таким образом:
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Щавель | ? | Кислый |
? | Зелёный | |
? | Съедобный |
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Щавель | ? | 6 |
? | 5 | |
? | 2 | |
? | 2 | |
? | 0 | |
? | 3 | |
? | 1 | |
? | 2 | |
? | 1 | |
? | 1 | |
? | 1 |
Затем вместо вопросов появляются слова, которые называют учащиеся:
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Щавель | Вкус | Кислый |
Цвет | Зелёный | |
Съедобное/несъедобное | Съедобный |
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Щавель | Количество букв | 6 |
Количество звуков | 5 | |
Количество слогов | 2 | |
Место ударного слога | 2 | |
Количество твёрдых согласных | 0 | |
Количество мягких согласных | 3 | |
Количество всегда мягких согласных | 1 | |
Количество звонких согласных | 2 | |
Количество глухих согласных | 1 | |
Количество непарных звонких согласных | 1 | |
Количество непарных глухих согласных | 1 |
Первый раз мы рассматривали лексическое значение слова «щавель». Второй раз мы рассматривали слово «щавель». Этот контраст помогал ребятам понять, когда мы говорим о значении слова, а когда о самом слове.
Составленные таблицы активно можно использовать в играх, тренингах, при составлении загадок.
Задание 1.
Вы спросите: «вкус». Я отвечу «кислый».
Вы спросите: «цвет». Я отвечу «зелёный».
Вы спросите: «съедобно ли оно». Я отвечу «съедобно». Что это?
Задание 2.
Составьте загадку о щавеле по плану:
- Вкус
- Цвет
- Съедобное или несъедобное
Задание 3.
«Мне задали вопросы о растении щавель. На первый вопрос я ответила: кислый, на второй – зелёный, на третий – съедобный. Какие вопросы мне задали?»
Приведу ещё пример использования модели “Элемент – имя признака – значение признака” на уроке русского языка.
На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник). Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности).
Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах. Модель “Элемент – имя признака – значение признака” связана с паспортом объекта. Например, на уроках математики можно создать паспорт числа. Дети заполняют пустые клеточки, вписывают вопросы и ответы.
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
6 | ? | 5 и 6 |
? | 1 | |
? | 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 | |
Чего всегда бывает 6? | ? | |
? | 9 |
Элемент | Имена признаков | Значения признаков |
6 | Соседи? | 5 и 6 |
Количество цифр? | 1 | |
Состав? | 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 | |
Чего всегда бывает 6? | Лапок у насекомых? | |
На что похоже? | 9 |
На уроках литературного чтения, внимательно изучив произведение, создаем паспорт литературного героя. Такая работа развивает умение находить информацию, данную в тексте в неявном виде. Например, вот такие паспорта создали дети, изучая русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
Элемент (объект) | Имена признаков | Значения признаков |
Алёнушка | Имя героя | Сестрица - Алёнушка |
Создатель/автор | народ | |
Прописка | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
На кого похож? | На молодую девицу | |
Волшебные особенности | - | |
Особые приметы | Доверчивая |
Элемент (объект) | Имена признаков | Значения признаков |
Ведьма | Имя героя | Ведьма |
Создатель/автор | народ | |
Прописка | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
На кого похож? | На корявый пень | |
Волшебные особенности | Может превращаться в других людей | |
Особые приметы | Лживая, кровожадная |
По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.
Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
Также систематически на уроках использую «Копилки». Главное назначение копилок - создать мотивацию для работы с объектами определённого типа и дать опыт работы с этими объектами. Копилка может состоять:
- из настоящих объектов (копилка слов, выражений, уравнений, пословиц, считалок и т.д.);
- из фотографий (копилка фотографий бабочек, листьев, чашек, географических объектов);
- из текстовых записей высказываний разных людей по какому-то вопросу.
Очень важно, чтобы объем информации в копилке соответствовал возрасту учащихся. Копилки могут быть разными.
Готовые копилки.
Самый простой способ получения копилки – когда её вообще не надо собирать. Копилка даётся ученикам для работы в готовом виде. У готовой копилки есть два плюса:
- на её сбор ученикам не нужно тратить время.
- работа с ней хорошо предсказуема.
Однако эти большие плюсы оборачиваются большими же и минусами. Во-первых, то, на что не тратишь время, гораздо труднее полюбить. Во-вторых, предсказуемость готовой копилки далеко не всегда полезна. Научить самостоятельной работе с информацией на абсолютно предсказуемом информационном фонде вряд ли удастся.
Копилки, собранные на уроке.
В известной педагогической трилогии Ш.А. Амонашвили в самом начале есть описание первого урока в первом классе, где дети собирают в копилку слова. Просто отдают учителю символическую фишку и произносят слово. С этого начинает замечательный педагог свой учебный процесс. Просто и действенно. Можно собрать копилку геометрических фигур или математических выражений, копилку однокоренных слов или предложений определенной структуры, копилку сказочных героев.
Копилка из дома.
Если я хочу по-настоящему и надолго заинтересовать детей какими-либо объектами, то я чаще всего задаю сбор копилки в виде отсроченного домашнего задания. В течение этого времени в классе отводится место, где размещаются принесенные детьми объекты и несколько минут на уроке отводится для игр с копилкой (игры были описаны выше).
Копилка из сети Интернет.
В Интернете можно найти качественные фотографии объектов живой природы, географических объектов, изображения и описания мифологических героев, коллекции загадок, пословиц. Совсем немного времени осталось до Олимпиады в Сочи. Мы с ребятами начали собирать копилку Олимпийских слов, то есть слов, имеющих отношение к Олимпиаде. Ребята собрали копилку зимних олимпийских игр, фотографии спортсменов, стран, где проходили зимние олимпийские игры.
Развитие творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко), придумывание рассказа по картинке (методика И.Н. Мурашковской), синтез подвижных игр (методика М.С. Гафитулина, С.В. Сычева). Алгоритм сочинения загадок А.А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего периода обучения.
Последовательность этапов сочинения загадки:
- Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
- Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
- Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
- Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).
Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы:
- загадки по признакам:
какой? | что такое же? |
HO | НE |
- загадки по действиям:
что делает? | что делает то же действие? |
HO | НE |
- загадки по ассоциации:
на что похоже? | чем отличается? |
KAK | A НE |
Приведу примеры загадок, созданных ребятами на уроках литературного чтения:
Белая, но не сахар,
Ажурная, но не салфетка,
Хрупкая, но не стекло. (Снежинка)
Рисует, но не карандаш,
Трещит, но не дрова в печке. (Мороз)
Методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской (в первом классе — устных рассказов по сюжетной картинке, во 2-4 классах — письменных творческих работ по плану, по опорным словам, по определенной теме) отличается от традиционной прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике:
Название этапа | Формулировка задания для детей |
Аналитический: состав картины (Волшебник «Дели!») | Наводим глазок «камеры» на картину так, чтобы в ней был виден только один объект. — Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель на доске записывает в виде символических рисунков или словами) |
Восприятие объектов через разные органы чувств | — Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины. Какие звуки вы бы могли услышать? (Какие бы уловили запахи? Что можно было бы попробовать на вкус? Что почувствуете, если дотронетесь до…) |
Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор). | Узнаем значения новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок. — Придумайте, на что похож … |
Преобразование сюжета во времени | Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картине, что будет делать потом. — Что могло быть перед тем, как… (называется ситуации, изображенные на картине). |
Восприятие сюжета с разных точек зрения | Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. — Придумайте рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект). |
Смысловая характеристика картины | — Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины (учитель предлагает 4-5 пословиц различной тематики) |
Заключение.
Использование технологии ТРИЗ позволило достичь следующих результатов:
- Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира.
- Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения).
- Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
- Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца).
- Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру).
- Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
- Повысить мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
Результативность опыта.
Показатели качества знаний учащихся за последние два года подтверждает результативность использования инструментов ОТСМ – ТРИЗ в обучении младших школьников. Динамика качества знаний по предметам приведена в Таблице 1.
Таблица 1. Качество знаний учеников
год | предмет | всего учеников | обученность | средний балл | % качества знаний | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |||||
2011 - 2012 | математика | 25 | 4 | 10 | 11 | - | 3,7 | 56% |
русский язык | 25 | 3 | 12 | 10 | - | 3,7 | 60% | |
литературное чтение | 25 | 6 | 12 | 7 | - | 4,0 | 72% | |
окружающий мир | 25 | 4 | 12 | 9 | - | 3,8 | 64% | |
2012 - 2013 | Математика | 25 | 6 | 10 | 9 | - | 3,9 | 64% |
русский язык | 25 | 5 | 12 | 8 | - | 3,9 | 68% | |
литературное чтение | 25 | 8 | 12 | 5 | - | 4,1 | 80% | |
окружающий мир | 25 | 6 | 12 | 7 | - | 4,0 | 72% |
Многолетний опыт работы учителей, использующих в своей работе технологию ОТСМ - ТРИЗ показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации.
Список использованной литературы
1.Гин С. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников.
2. И.Н. Мурашковска «Картинка без запинки» http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
3. И.Н. Мурашковска «Игры для занятия ТРИЗ с детьми младшего возраста» http://www.trizminsk.org/e/23206.htm
4. И.Н. Мурашковска «Камо грядеши. ТРИЗ – педагогика» http://www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm
5. А.А. Нестеренко «Мастерская знаний» (электронная книга)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)
Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимо...
Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся....
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....
Опыт работы по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников»
В работе представлены теоретическая часть опыта, технология опыта и результаты....
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...