Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Красникова Марина Борисовна
Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности его учеников на основе применения на уроке алгоритмических инструментов (опор) Структура мастер – класса: пять «шагов к мастерству»: 1 Презентация педагогического опыта 2 Представление системы уроков по теме 3 Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)» 4 Моделирование: самостоятельная разработка слушателями модели урока 5 Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Master-klass_1_Prezentaciya.rar167.49 КБ

Предварительный просмотр:

Красникова Марина Борисовна

         Тема мастер – класса: «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)»

Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности его учеников на основе применения  на уроке алгоритмических инструментов (опор)

Структура мастер – класса: пять «шагов к мастерству»:

1      Презентация педагогического опыта

2      Представление системы уроков по теме

3 Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»

4      Моделирование: самостоятельная разработка слушателями модели урока

5      Рефлексия

 Оборудование:

компьютер и проектор, мультимедийная презентация мастер – класса, буклеты, карточки, схема алгоритма

Форма организации: групповая (общение в малой группе – паре)

План мастер – класса

I Актуализация педагогического опыта «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

II Представление системы уроков по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»:

    Основные приёмы работы

    Приёмы алгоритмизации деятельности учащихся

    Виды алгоритмических инструментов (опор); алгоритмические опоры   в системе уроков по теме «Имя существительное»  

III Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»:

  Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала: актуализация знаний

  Объяснение нового материала: коллективное формулирование правила

 Закрепление: классификация слов по теме «Правописание имён существительных с основой на шипящую»

   Итог урока: рефлексия

IV   Моделирование: самостоятельная разработка слушателями модели урока в режиме технологии урока: использование алгоритмических инструментов (опор) с целью формирования и развития мыслительной деятельности учащихся

V   Рефлексия

                                                       (СЛАЙД 1)

Ход мастер – класса

I Актуализация педагогического опыта «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Краткое описание опыта.

             (СЛАЙД 2)

Первым шагом к мастерству и успеху в работе считаю приобретение научно обоснованного опыта педагогической деятельности и знание реального состояния обучаемой группы учащихся. Выбор технологий обучения и воспитания должен основываться на педагогическом мониторинге.

Анализируя качественные характеристики класса и уровень готовности детей к обучению в школе первой ступени, их потенциальные возможности выполнить программные требования УМК «Начальная школа XXI века», я пришла к выводу о том, что ведущей технологией обучения должна стать технология личностно-ориентированного развивающего обучения. Приоритетным направлением работы на ближайшие годы для меня стало формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века».

              (СЛАЙД 3)

На этом слайде представлены задачи, технологии, формы, методы и приёмы, которые я комплексно применяю для достижения поставленной цели. (Краткая характеристика «Радуги успеха»)

             

             (СЛАЙД 4)

Результат обучения наглядно демонстрируют диаграммы динамики общей и качественной успеваемости по русскому языку, математике и литературному чтению за последние три года.

  II Представление системы уроков по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»                  

                                           (СЛАЙД 5)

             Второй шаг к мастерству - выбор приёмов обучения, позволяющих оптимизировать учебный процесс.  

Переход современного общества к состоянию информационного приводит к необходимости учить школьников не только ориентироваться в океане информации, но и учить их организовывать свою жизнь так, чтобы при наименьших затратах времени, сил и средств получать от своей деятельности наибольшую отдачу. Умение действовать не «по наитию», а по чёткому алгоритму – залог успешности моих учеников. Алгоритм деятельности не даётся им «свыше», это не заученные правила и инструкции, а результат их личного творчества. Начиная с «малого» – алгоритма пересказа, правила, учебного действия, они приходят к умению разрабатывать для себя пошаговые задачи в любом виде деятельности, что оптимизирует их положение в пространстве, времени и социуме.

Краткая характеристика основных приёмов работы.

Обучая детей в содружестве, используя разнообразные приёмы организации учебного процесса, я помогаю им в формировании мышления. Основные приёмы формирования мышления – составление кластера, микроисследование, помогают им в алгоритмизации их деятельности и алгоритмизации процесса решения учебных задач. Одним из  важнейших приёмов алгоритмизации считаю формирование и использование различных видов алгоритмических инструментов, иначе – алгоритмических опор.

                  (СЛАЙД 6)

Представленные алгоритмы действий при решении учебной задачи можно применять на любых уроках как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла.

Алгоритм работы в паре позволяет сформировать умение организации групповой деятельности: в паре ученики проверяют друг у друга задание, определяют оптимальный способ действия, излагают новый материал, закрепляют его, актуализируют знания. Такая форма работы подходит не только для начальной школы, но и для учеников старшего возраста.

Отработанность операций, четкое знание последовательности действий, автоматизация действия – залог успешного применения  алгоритма.

Алгоритм к орфографической задаче «Правописание окончаний имён существительных» наглядно демонстрирует процесс алгоритмизации учебного действия. Первым этапом формирования алгоритма является создание кластера признаков орфограммы «Окончания имён существительных». Затем, выделив существенные признаки: начальная форма, склонение и, используя закон аналогии (гласная буква в ударном окончании аналогична в окончании безударном), ученики с моей помощью составляют алгоритм.

Сформированный алгоритм записываем в виде опоры – алгоритмического инструмента учебного действия. Опора используется в цикле уроков по соответствующей теме как средство закрепления изученного, повторения и актуализации знаний.

        (СЛАЙД 7)

Виды опор, которые я применяю на уроках:

опора на зрительную наглядность

опора на графическую иллюстрацию

опора на зачётную и тестовую формы

        (СЛАЙД 8)

опора на таблицы – схемы

Общее для всех опор то, что в них концентрируется внимание на самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала. При выполнении упражнений опора помогает ученику в случае затруднения. Опора, что очень важно, способствует развитию монологической речи учеников.

Опора в системе уроков русского языка по теме «Имя существительное».

         (СЛАЙД 9)

1  урок. В процессе микроисследования выстраиваем алгоритм  определения существенных признаков имени существительного (тип «Домик»).

         (СЛАЙД 10)

2   урок. Актуализация знаний об имени существительном. Далее в ходе решения проблемной задачи выявляем существенный признак имени существительного – наличие категории рода. После формирования кластера признаков имени существительного и дифференциации по существенным признакам выстраиваем алгоритм определения рода имени существительного.

         (СЛАЙД 11)

3 урок. На основе алгоритма определения рода имени существительного формируем опору по теме. По опоре производится обобщение и закрепление полученных знаний.

          (СЛАЙД 12)

Алгоритм пролонгированного действия.

По мере изучения правописания безударной гласной  в разных морфемах различных частей речи ученики создают обобщающую схему – опору, которая включает в себя все изученные случаи написания безударной гласной буквы. Данная схема - опора не только используется для закрепления полученных в начальной школе знаний и умений, но и помогает ученикам при изучении предмета в средних и старших классах.

III Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»

        (СЛАЙД 13)

Рассмотрим способы формирования и применения опор на примере урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: Правописание ь после шипящих у имён существительных.

Первым этапом урока, на котором можно и необходимо использовать алгоритмические инструменты, является этап актуализации полученных ранее знаний.

       

(СЛАЙД 14)

1 Актуализация знаний: классификация по заданному признаку (фронтальная работа)

Участникам предлагается карточка со словами КАРТОФЕЛЬ, КРОВАТЬ, ВОРОБЬИ, ПАЛЬТО.

Какова роль мягкого знака? Распределите слова по группам.

Ученики называют группы: ь - показатель мягкости и разделительный ь.

С помощью опоры создаётся проблемная ситуация: неизвестная роль Ь.

- Что объединяет эти слова? (Слова на карточке - имена существительные)

Ученики доказывают своё утверждение с помощью опоры «Я – часть речи».

- Имя существительное имеет род. С помощью опоры вспомните, как определить род имени существительного. ( Рассказ ученика) Мы вооружились необходимыми знаниями и можем смело приступить к решению поставленной задачи: определению пока неизвестной нам роли Ь.

         (СЛАЙД 15)

2 Объяснение нового материала: коллективное формулирование правила (групповая работа)

Собирание кластера признаков имён существительных, выделение существенного признака:

- Для этого рассмотрим две группы слов. Назовите признаки, общие для обеих групп. (Ученики называют: имя существительное, в единственном числе, основа оканчивается на шипящую)

Дифференциация по существенным признакам:

- Назовите признаки, по которым эти группы имён существительных отличаются друг от друга. (Род – мужской и женский, наличие мягкого знака на конце слова)

- Сделайте вывод о роли ь, используя закон аналогии.

Вывод:  (Ученики) На конце имён существительных женского рода в единственном числе пишется Ь.

Составление алгоритма правила. Составление алгоритмической  опоры.

        (СЛАЙД 16)

3 Закрепление: классификация слов с ь после шипящего и без него.

(работа в парах по алгоритму)

Карточка 1

Замени каждое выражение одним существительным с основой на шипящую.

Самое тёмное время суток. Лицо, несущее охрану чего-нибудь. Место, удалённое от центров общественной и культурной жизни. Мелкие деньги.  Двенадцать часов ночи.  Молодое поколение.  Горький вкус.

(сторож) (глушь) (мелочь) (полночь) (молодёжь) ( горечь) (ночь)

Карточка 2

Подбери синонимы – существительные с основой на шипящую.

Доктор.  Поддержка.  Неправда.  Родник.  Сила.  Разговор (беседа).  Друг.

(врач) (помощь) (ложь) (ключ) (мощь) (речь) (товарищ)

3 Итог урока

                  (СЛАЙД 17)

На основе работы с карточками дополним таблицу – схему .

Рефлексия: «Загадочные шары».

Для проверки знаний и внимания учеников предлагаются три схемы: какая из них относится к сегодняшнему уроку? Учащиеся указывают на зелёный шар, объясняя написание ь на конце существительных с основой на шипящую.

Таким образом, актуальность применения на уроках алгоритмических инструментов (опор) обусловлена несколькими факторами:

 Возможность использования приёмов технологии развивающего обучения

  Алгоритмизация учебного действия

  Экономия времени урока

 Возможность обратиться к алгоритмической опоре в случае затруднения

 Развитее монологической речи

 Развитие процессов мыслительной деятельности учащихся

 

 (СЛАЙД 18)

IV Моделирование

Слушатели самостоятельно разрабатывают модели применения алгоритмических инструментов (опор) в рамках своего учебного предмета.

(СЛАЙД 19)

V Рефлексия

(СЛАЙД 20)

- Знания, полученные на мастер–классе помогут мне…

- Теперь я думаю, что алгоритмические инструменты …

- Я, как учитель - практик, хочу отметить ...

   Выберите фразеологизм, наиболее полно характеризующий вашу сегодняшнюю работу:

В трёх соснах заблудиться.

Шевелить мозгами.

Играть в бирюльки.

                                                   

                                                  (СЛАЙД 21)

                                                 

                                                    СПАСИБО!

Библиографический список:

1. Гагай В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 1991.

2. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997

. № 3.

3. Колычева Г.Ю. Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного// Начальная школа.- 2008.- №12

4.  Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2000. – 96 с.

5. Левина Е.Ю. Работа с алгоритмами?// Начальная школа.- 1996.- №1

6. Лобчук Е.И. Обозначение безударных гласных на письме// Начальная школа. – 1999.- №4  

7. Научно – методический сборник «Реализация идей УМК «Начальная школа XXI века» на Белгородчине»/  под ред. Н.С. Сердюковой, О.А. Павловой и др. – Изд-во «Константа»: Белгород, 2006.

8. Привалова С.А Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова и др. / авт. – сост. С.А. Привалова.- Волгоград: Учитель, 2006

9. Рябцева С.Л. Диалог за партой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989

10. Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями// Начальная школа. – 2003 – С.33

11. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.  – СПб, «СМИО Пресс», 1999. – 288с.

                                                                     

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся....

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся

Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....

МАСТЕР-КЛАСС «Мультипликация как способ развития познавательной деятельности учащихся»

Создание мультипликации как средство развития познавательной активности младших школьников/...


 

Комментарии

Плеханова Валентина Алексеевна

Марина Борисовна, спасибо за мастер - класс. Интересно и поучительно!
Хураскина Ирина Анатольевна

Большое спасибо!