Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Master-klass_1_Prezentaciya.rar | 167.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Красникова Марина Борисовна
Тема мастер – класса: «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)»
Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования и развития мыслительной деятельности его учеников на основе применения на уроке алгоритмических инструментов (опор)
Структура мастер – класса: пять «шагов к мастерству»:
1 Презентация педагогического опыта
2 Представление системы уроков по теме
3 Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»
4 Моделирование: самостоятельная разработка слушателями модели урока
5 Рефлексия
Оборудование:
компьютер и проектор, мультимедийная презентация мастер – класса, буклеты, карточки, схема алгоритма
Форма организации: групповая (общение в малой группе – паре)
План мастер – класса
I Актуализация педагогического опыта «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
II Представление системы уроков по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»:
Основные приёмы работы
Приёмы алгоритмизации деятельности учащихся
Виды алгоритмических инструментов (опор); алгоритмические опоры в системе уроков по теме «Имя существительное»
III Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»:
Организация деятельности по подготовке к восприятию нового материала: актуализация знаний
Объяснение нового материала: коллективное формулирование правила
Закрепление: классификация слов по теме «Правописание имён существительных с основой на шипящую»
Итог урока: рефлексия
IV Моделирование: самостоятельная разработка слушателями модели урока в режиме технологии урока: использование алгоритмических инструментов (опор) с целью формирования и развития мыслительной деятельности учащихся
V Рефлексия
(СЛАЙД 1)
Ход мастер – класса
I Актуализация педагогического опыта «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Краткое описание опыта.
(СЛАЙД 2)
Первым шагом к мастерству и успеху в работе считаю приобретение научно обоснованного опыта педагогической деятельности и знание реального состояния обучаемой группы учащихся. Выбор технологий обучения и воспитания должен основываться на педагогическом мониторинге.
Анализируя качественные характеристики класса и уровень готовности детей к обучению в школе первой ступени, их потенциальные возможности выполнить программные требования УМК «Начальная школа XXI века», я пришла к выводу о том, что ведущей технологией обучения должна стать технология личностно-ориентированного развивающего обучения. Приоритетным направлением работы на ближайшие годы для меня стало формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся как средство повышения эффективности обучения по УМК «Начальная школа XXI века».
(СЛАЙД 3)
На этом слайде представлены задачи, технологии, формы, методы и приёмы, которые я комплексно применяю для достижения поставленной цели. (Краткая характеристика «Радуги успеха»)
(СЛАЙД 4)
Результат обучения наглядно демонстрируют диаграммы динамики общей и качественной успеваемости по русскому языку, математике и литературному чтению за последние три года.
II Представление системы уроков по теме «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»
(СЛАЙД 5)
Второй шаг к мастерству - выбор приёмов обучения, позволяющих оптимизировать учебный процесс.
Переход современного общества к состоянию информационного приводит к необходимости учить школьников не только ориентироваться в океане информации, но и учить их организовывать свою жизнь так, чтобы при наименьших затратах времени, сил и средств получать от своей деятельности наибольшую отдачу. Умение действовать не «по наитию», а по чёткому алгоритму – залог успешности моих учеников. Алгоритм деятельности не даётся им «свыше», это не заученные правила и инструкции, а результат их личного творчества. Начиная с «малого» – алгоритма пересказа, правила, учебного действия, они приходят к умению разрабатывать для себя пошаговые задачи в любом виде деятельности, что оптимизирует их положение в пространстве, времени и социуме.
Краткая характеристика основных приёмов работы.
Обучая детей в содружестве, используя разнообразные приёмы организации учебного процесса, я помогаю им в формировании мышления. Основные приёмы формирования мышления – составление кластера, микроисследование, помогают им в алгоритмизации их деятельности и алгоритмизации процесса решения учебных задач. Одним из важнейших приёмов алгоритмизации считаю формирование и использование различных видов алгоритмических инструментов, иначе – алгоритмических опор.
(СЛАЙД 6)
Представленные алгоритмы действий при решении учебной задачи можно применять на любых уроках как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла.
Алгоритм работы в паре позволяет сформировать умение организации групповой деятельности: в паре ученики проверяют друг у друга задание, определяют оптимальный способ действия, излагают новый материал, закрепляют его, актуализируют знания. Такая форма работы подходит не только для начальной школы, но и для учеников старшего возраста.
Отработанность операций, четкое знание последовательности действий, автоматизация действия – залог успешного применения алгоритма.
Алгоритм к орфографической задаче «Правописание окончаний имён существительных» наглядно демонстрирует процесс алгоритмизации учебного действия. Первым этапом формирования алгоритма является создание кластера признаков орфограммы «Окончания имён существительных». Затем, выделив существенные признаки: начальная форма, склонение и, используя закон аналогии (гласная буква в ударном окончании аналогична в окончании безударном), ученики с моей помощью составляют алгоритм.
Сформированный алгоритм записываем в виде опоры – алгоритмического инструмента учебного действия. Опора используется в цикле уроков по соответствующей теме как средство закрепления изученного, повторения и актуализации знаний.
(СЛАЙД 7)
Виды опор, которые я применяю на уроках:
опора на зрительную наглядность
опора на графическую иллюстрацию
опора на зачётную и тестовую формы
(СЛАЙД 8)
опора на таблицы – схемы
Общее для всех опор то, что в них концентрируется внимание на самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала. При выполнении упражнений опора помогает ученику в случае затруднения. Опора, что очень важно, способствует развитию монологической речи учеников.
Опора в системе уроков русского языка по теме «Имя существительное».
(СЛАЙД 9)
1 урок. В процессе микроисследования выстраиваем алгоритм определения существенных признаков имени существительного (тип «Домик»).
(СЛАЙД 10)
2 урок. Актуализация знаний об имени существительном. Далее в ходе решения проблемной задачи выявляем существенный признак имени существительного – наличие категории рода. После формирования кластера признаков имени существительного и дифференциации по существенным признакам выстраиваем алгоритм определения рода имени существительного.
(СЛАЙД 11)
3 урок. На основе алгоритма определения рода имени существительного формируем опору по теме. По опоре производится обобщение и закрепление полученных знаний.
(СЛАЙД 12)
Алгоритм пролонгированного действия.
По мере изучения правописания безударной гласной в разных морфемах различных частей речи ученики создают обобщающую схему – опору, которая включает в себя все изученные случаи написания безударной гласной буквы. Данная схема - опора не только используется для закрепления полученных в начальной школе знаний и умений, но и помогает ученикам при изучении предмета в средних и старших классах.
III Имитационная игра «Приёмы эффективного использования алгоритмических инструментов (опор)»
(СЛАЙД 13)
Рассмотрим способы формирования и применения опор на примере урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Правописание ь после шипящих у имён существительных.
Первым этапом урока, на котором можно и необходимо использовать алгоритмические инструменты, является этап актуализации полученных ранее знаний.
(СЛАЙД 14)
1 Актуализация знаний: классификация по заданному признаку (фронтальная работа)
Участникам предлагается карточка со словами КАРТОФЕЛЬ, КРОВАТЬ, ВОРОБЬИ, ПАЛЬТО.
Какова роль мягкого знака? Распределите слова по группам.
Ученики называют группы: ь - показатель мягкости и разделительный ь.
С помощью опоры создаётся проблемная ситуация: неизвестная роль Ь.
- Что объединяет эти слова? (Слова на карточке - имена существительные)
Ученики доказывают своё утверждение с помощью опоры «Я – часть речи».
- Имя существительное имеет род. С помощью опоры вспомните, как определить род имени существительного. ( Рассказ ученика) Мы вооружились необходимыми знаниями и можем смело приступить к решению поставленной задачи: определению пока неизвестной нам роли Ь.
(СЛАЙД 15)
2 Объяснение нового материала: коллективное формулирование правила (групповая работа)
Собирание кластера признаков имён существительных, выделение существенного признака:
- Для этого рассмотрим две группы слов. Назовите признаки, общие для обеих групп. (Ученики называют: имя существительное, в единственном числе, основа оканчивается на шипящую)
Дифференциация по существенным признакам:
- Назовите признаки, по которым эти группы имён существительных отличаются друг от друга. (Род – мужской и женский, наличие мягкого знака на конце слова)
- Сделайте вывод о роли ь, используя закон аналогии.
Вывод: (Ученики) На конце имён существительных женского рода в единственном числе пишется Ь.
Составление алгоритма правила. Составление алгоритмической опоры.
(СЛАЙД 16)
3 Закрепление: классификация слов с ь после шипящего и без него.
(работа в парах по алгоритму)
Карточка 1
Замени каждое выражение одним существительным с основой на шипящую.
Самое тёмное время суток. Лицо, несущее охрану чего-нибудь. Место, удалённое от центров общественной и культурной жизни. Мелкие деньги. Двенадцать часов ночи. Молодое поколение. Горький вкус.
(сторож) (глушь) (мелочь) (полночь) (молодёжь) ( горечь) (ночь)
Карточка 2
Подбери синонимы – существительные с основой на шипящую.
Доктор. Поддержка. Неправда. Родник. Сила. Разговор (беседа). Друг.
(врач) (помощь) (ложь) (ключ) (мощь) (речь) (товарищ)
3 Итог урока
(СЛАЙД 17)
На основе работы с карточками дополним таблицу – схему .
Рефлексия: «Загадочные шары».
Для проверки знаний и внимания учеников предлагаются три схемы: какая из них относится к сегодняшнему уроку? Учащиеся указывают на зелёный шар, объясняя написание ь на конце существительных с основой на шипящую.
Таким образом, актуальность применения на уроках алгоритмических инструментов (опор) обусловлена несколькими факторами:
Возможность использования приёмов технологии развивающего обучения
Алгоритмизация учебного действия
Экономия времени урока
Возможность обратиться к алгоритмической опоре в случае затруднения
Развитее монологической речи
Развитие процессов мыслительной деятельности учащихся
(СЛАЙД 18)
IV Моделирование
Слушатели самостоятельно разрабатывают модели применения алгоритмических инструментов (опор) в рамках своего учебного предмета.
(СЛАЙД 19)
V Рефлексия
(СЛАЙД 20)
- Знания, полученные на мастер–классе помогут мне…
- Теперь я думаю, что алгоритмические инструменты …
- Я, как учитель - практик, хочу отметить ...
Выберите фразеологизм, наиболее полно характеризующий вашу сегодняшнюю работу:
В трёх соснах заблудиться.
Шевелить мозгами.
Играть в бирюльки.
(СЛАЙД 21)
СПАСИБО!
Библиографический список:
1. Гагай В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 1991.
2. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997
. № 3.
3. Колычева Г.Ю. Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного// Начальная школа.- 2008.- №12
4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2000. – 96 с.
5. Левина Е.Ю. Работа с алгоритмами?// Начальная школа.- 1996.- №1
6. Лобчук Е.И. Обозначение безударных гласных на письме// Начальная школа. – 1999.- №4
7. Научно – методический сборник «Реализация идей УМК «Начальная школа XXI века» на Белгородчине»/ под ред. Н.С. Сердюковой, О.А. Павловой и др. – Изд-во «Константа»: Белгород, 2006.
8. Привалова С.А Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику С.В. Иванова и др. / авт. – сост. С.А. Привалова.- Волгоград: Учитель, 2006
9. Рябцева С.Л. Диалог за партой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989
10. Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями// Начальная школа. – 2003 – С.33
11. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – СПб, «СМИО Пресс», 1999. – 288с.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся....
Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...
Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся
Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...
Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся
Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....
Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.
Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....
МАСТЕР-КЛАСС «Мультипликация как способ развития познавательной деятельности учащихся»
Создание мультипликации как средство развития познавательной активности младших школьников/...
Комментарии
Марина Борисовна, спасибо за
Большое спасибо!