Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления
статья по теме

Семенова Диана Сергеевна

Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умение учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к  самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [ФГОС , 2010: стр. 5].

Цель данной работы - описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий и показать их практическое применение в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Кафедра естественно-научного образования

Итоговая аттестационная работа

по теме

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

с использованием приемов технологии развитие критического мышления"    

Работа выполнена

слушателем курсов повышения

квалификации по программе:

"Образовательные технологии формирования

универсальных учебных действий"

Семенова Диана Сергеевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №491

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Абдулаева Оксана Каримовна

к.п.н., доцент кафедры ЕНО

Санкт-Петербург

2013

Введение

Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умение учиться, а также сформировать устойчивую мотивацию к  самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [ФГОС , 2010: стр. 5].

Цель данной работы - описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий и показать их практическое применение в учебной деятельности.

1.Теоретическая часть.

Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий с помощью приемов и методов технологии развития критического мышления

1.1.Характеристики универсальных учебных действий.(УУД)

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание  учащимися  ее  целевой  направленности,   ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие   и  самосовершенствование  путём  сознательного и  активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося  независимо  от  ее  специально-предметного  содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных .

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

1.2.  Приемы и методы технологии развития критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной  Айовы и      колледжей Хобарда и Уильяма Смита.      Авторы программы - Чарльз Темпл,   Джинни Стил,   Курт Мередит.      Эта технология   является системой  стратегий   и    методических приемов,  предназначенных    для    использования    в различных  предметных областях, видах и формах работы.

           Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно[Заир С.И. 2004: стр 12].

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского      «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так,       как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы   поведения, которые он применял раньше к другим.»     [Выготский, 1984: стр. 243],    а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о   необходимости   развития в учениках   аналитически-творческого подхода к любому материалу.

    Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических   приемов,   развивающих интеллектуальные,   коммуникативные   и  познавательные  умения  учащихся        [ Демидова М.Ю. 2009;стр 127]

Технология   помогает ученику   овладеть  способами работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Эссе

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Знали – Хотим узнать – Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их

Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«» - уже знал                          «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

ТРКМ  позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с информацией в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы;

способность самостоятельно заниматься своим обучением;

умение сотрудничать и работать в группе;

способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

        Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

  В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности.

При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.

     Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются   не    пассивными    слушателями,    а    постоянно    активно    ищут информацию, соотносят то,  что  они  усвоили  с  собственным  практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику  доказательств,   делать  выводы,  конструировать  новые  примеры  для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяем    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения.   Таким   образом,    нам    удается    значительно приблизить  учебный  процесс  к  реальной  жизни,  протекающей  за  стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.    

2. Методическая разработка урока по литературному чтению.

Технологическая карта урока

 2класс

УМК "Школа 2100"

Название урока

А. Милн " Винни - Пух и все-все-все..."

Предмет(ы)

литературное чтение

Класс

2 класс

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Цели урока

для учителя

для ученика

Способствовать развитию умения находить в тексте слова для характеристики героев, размышлять над прочитанным.

Продолжить работу по развитию умения анализировать прочитанный текст


Образовательные результаты

Предметные

Выразительное и правильное чтение по ролям, размышление о характерах героев, составление рассказа о персонажах

                                                                                               Личностные:

Применяют правила делового сотрудничества- считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность.

Метапредметные

Познавательные:

  • осуществление поиска необходимой информации в тексте произведения
  • установление причинно-следственных связей

Коммуникативные:

  • определение функций участников группы и способов их взаимодействия;
  • планирование и согласование общих способов работы в группе;

Регулятивные:

  •  согласование в группе последовательности действий

выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии)

Образовательная среда урока

  •  учебники
  •  изображения главных героев урока
  • ватманы

Технология / методический прием

  • технология развития критического мышления; прием  "Зигзаг-1"

Форма работы на уроке

группы сменного состава  (примерно 4 группы по 4 ученика),

 Этапы урока

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Организационный

ставит и поясняет цели урока, предлагает разделиться классу на группы

вытягивают жребии, объединяются в группы

Этап вызова

организация учебного пространства, работы с текстом.

Проводится работа с верными и не верными утверждениями- учитель зачитывает их, дети отмечают себе на листочках-с чем согласны, с чем не согласны.

рассаживаются в группы, отмечают себе на листочках- с какими предложенными высказываниями согласны, с какими нет.

Этап осмысления

организация учебного пространства, работы с текстом

На данном этапе учащимся предлагается индивидуально поработать со своим заданием и учебником ( 3 глава из произведения А.Милна "Винни-Пух и все-все-все.."

Далее учащиеся пересаживаются в группы , объединенные по тематике вопроса-"Экспертов",где обсуждается единый вопрос.

Затем «эксперты» возвращаются в свою группу. Каждый «эксперт» должен разъяснить своим сотоварищам суть изученного в экспертной группе так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста.

Работают с учебником. Ищут ответ на поставленный вопрос.

В группе Экспертов обсуждается материал, который учащиеся открыли для себя по данному вопросу в учебнике и создают единое мнение, которое отображают на ватманах в виде рисунков и схематических обозначений. Докладчики от каждой группы представляют свои проекты, сопровождая его наглядными материалами

Дети возвращаются в свой первоначальный состав групп и каждый из членов должен рассказать своим согрупникам  о той части, что изучали в экспертной группе так, чтобы участники группы были в курсе.

Этап закрепления знаний

Учитель дает небольшой тест по изученному на уроке

Дети показывают свои знания, полученные на уроке, в виде прохождения небольшого письменного теста.

Рефлексия

Подводятся итоги работы на уроке. Что понравилось? Что нового узнали? Что было трудным? Что хотелось бы еще узнать о наших героях?

Дети делятся впечатлениями от урока, анализируют доступность полученной информации, свое участие в процессе

Домашнее задание

  • Предлагает изобразить главных героев, какими дети их представили

выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Заключение.

Когда я познакомилась с технологией критического мышления - равнодушной остаться не смогла. Сам способ работы прост и достаточно легок в использовании. Конечно, перестраивать обычную работу и отходить от традиционной методики преподавания -  не всегда просто. Но работа в данной технологии очень эффективна при работе.  

Используя эти достаточные приемы на практике можно было сделать выводы, что:

1. Введение таких приемов проведения урока дети воспринимают с восторгом и активно участвуют в процессе. При этом в работу включаются как активные дети, с легкостью воспринимающие материал, так и дети с трудностями  в обучении- быстро утомляемые, с трудом воспринимающие материал.

2. Задействованы все группы  универсальных учебных действий, особый акцент на данном уроке делался на следующих видах:

-личностные

-регулятивные

-познавательные

-коммуникативные

3.Приемы достаточно просты в использовании и дают положительный результат- на моем классе апробировался не один прием и все воспринимались детьми с интересом. А главное - учебные задачи урока были выполнены. Дети учились с удовольствием, проявляя интерес, активность в ходе урока, самостоятельность при выполнении предложенных заданий ,овладевая  новыми знаниями .Необходимо отметить, что на этапе закрепления новых знаний, учащиеся выполняли тест, с которым  65 % учащихся справился на отлично , 20 % на хорошо, что позволяет сделать вывод, что использование приемов технологии критического мышления успешно можно использовать как при закреплении, так и при получении новых знаний

4. Использование приемов технологии критического мышления успешно можно использовать как при закреплении, так и при получении новых знаний

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
  3. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.
  4. Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г
  5. И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство «Просвещение» 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Формирование УУД с использованием приемов технологии "Развитие критического мышления"

Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- т...

использование приемов технологии развития критического мышления

Технология развития критического мышления младших школьников...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Интересные приемы ТРКМ, которые можно применить на уроках в начальных классах...