использование приемов технологии развития критического мышления
статья (2 класс) на тему

Лапаева Елена Петровна

Предварительный просмотр:

                                                                           Приложение №8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Из опыта работы.

Тема:

 «Технология развития критического мышления в начальных классах»

                                                          Подготовила

учитель начальных классов Лапаева Е.П.

г.Гуково

2013 - 2014 учебный год

Технология развития критического мышления в начальных классах

    Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего,  на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата.  Вместе с тем, школьные учителя сталкиваются с трудностями, связанными с организацией такого процесса обучения, который обеспечивал бы решение поставленных задач. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование  универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

   Сегодня существует достаточно большое количество психолого- педагогической литературы, посвящённой образовательным технологиям. Среди авторов можно назвать С.И.Заир - Бек, И.О. Загашева, Т.Б.Казачкову, И.В.Муштавинскую, Е.С.Полат,  Г.К.Селевко,  и других. Это технологии диалогового взаимодействия, развития критического мышления, педагогические мастерские, проектные, исследовательские, кейс- технологии и др. Учитель имеет возможность выбрать технологию, которая в большей степени соответствует его педагогическим задачам и психологическим особенностям класса.

    Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность для формирования всех видов УУД.

                                 

Особенности технологии развития

критического мышления в начальной школе

  Работа в рамках ТРКМ может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности.  Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных УУД. Дети учатся доносить свою точку зрения до других, слушать друг друга, принимать чужое мнение, договариваться с  одноклассниками. Данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование осмысленного чтения, являющегося основой умения находить и извлекать информацию, находить решение проблемы. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных  общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства.  Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам,  рефлексии при обобщении знаний. Несомненно, ТРКМ, способствует развитию личностных УУД, таких как  самоопределение и смыслообразование, поскольку «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя». ( Д. Клустер).                                                                                                                   В начальной школе ТРКМ можно использовать на всех уроках. На мой взгляд, наиболее удобно применение  данной технологии на уроках литературного чтения и окружающего мира, поскольку уроки предполагают работу с текстом. Урок, построенный в данной технологии, имеет чёткую структуру. Выделяют 3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Целью стадии вызова (evocation) является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.
      Стадия осмысления — реализации (
realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
      Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Для каждой стадии характерны свои приёмы. Их достаточно много, но естественно имеются возрастные ограничения. На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верные - неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн». Выбор приёмов обусловлен возрастом и возможностями  детей второго класса (8 лет). Для каждой стадии характерны свои приёмы. Так, на стадии вызова используются приёмы «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает. Использование приёмов «Верные – неверные утверждения», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верные – неверные утверждения нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное. Как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД (смыслообразование). Например, на уроке литературного чтения  при изучении отрывка из  сказки Эни Хогарт «Мафин и паук» на этапе первичного знакомства с героем  была проведена беседа, целью которой было выяснение того, что знают дети о существах, которые являются героями сказок . Затем детям сообщалось  о том, что есть писатели, которые  сами придумывали сказочных героев и одним из таких писателей являлся Эни Хогард, сочинивший сказку  . Дети выдвинули свои  предположения о том, кто такие сказочные герои и я провела игру «Верю – не верю».

Вопросы заинтересовали детей, и, таким образом, был создан мотив, побуждающий детей к чтению текста . Далее детям предлагалось самостоятельно прочитать текст и найти подтверждение или наоборот, опровержение своих предположений. Читая текст, дети должны  отметить карандашом нужные места. Это был этап  индивидуальной, самостоятельной работы. Можно также организовать работу в парах, когда дети сверяют отмеченные места, обсуждают правильность выбранных отрывков. Практика показывает, что для некоторых детей представляется достаточно трудным выделение в тексте нужной информации, многое зависит и от техники чтения. Если в классе много детей с низкой техникой чтения, то можно организовать чтение в парах или коллективное чтение. Главное, чтобы дети отмечали необходимые отрывки. На этапе рефлексии мы возвращаемся к таблице и обсуждаем вопросы, подкрепляя своё мнение чтением необходимых отрывков.

Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения (гипотезы), связанные с развитием сюжетной линии в рассказе или повести, то есть, мы формируем познавательные логические УУД. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. На примере того же текста мы строили предположения, что должен или может сделать ослик Мафин, какими будут его действия. Кроме того, что данный приём способствовал пробуждению интереса к тексту, он позволял проверить гипотезы, высказанные детьми .Дерево можно рисовать на доске и заполнять его цветными мелками, или на листе ватмана и использовать маркеры.  Нужно также отметить, что побуждая детей к высказыванию самых разных предположений, мы приучаем их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказывать своё, что способствует формированию коммуникативных УУД.

 Приёмы стадии осмысления, которые я использовала на уроках литературного чтения – это «Чтение с остановками»  и  «Инсерт».

«Чтение с остановками» направлено на конструирование, осмысление, обсуждение (анализ) текстовой информации. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно – аналитических и прогностических способностей, развитие целостного восприятия текста. Мы развиваем и формируем познавательные общеучебные действия.                                                                                                             При использовании приемов «Чтение с остановками» в начальной школе нужно соблюдать несколько правил:                                                                                                                                 1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. Необходимо найти оптимальный момент для остановки, поскольку информация, которая будет сообщена дальше, способна повлиять на ход событий  
3. После каждой остановки детям задаём вопросы разных уровней, но последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цветные маркеры .                                                      5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», эссе, синквейн, письмо другу (сказочному герою, маме, учителю).

Данный приём я использовала при чтении  сказки С Михалкова «Новогодняя быль». Сказка детям была не знакома и на стадии вызова мы рассматривали иллюстрации и отвечали на вопрос

«О чём может быть сказка с таким названием и такими иллюстрациями». Далее мы читали сказку по частям и отвечали на вопросы по содержанию прочитанного и каждый раз пытались предположить, а что дальше? Обязательно при этом я обращала внимание на то, оправдались ли  наши предположения.  Когда мы закончили чтение предпоследней части, детям предлагалось сначала придумать своё окончание сказки.  Многие дети сказали , что Елочку срубят.На мой взгляд, это говорит о недостаточности развития произвольного внимания, неумении удерживать в памяти события произведения, что естественно требует отдельной работы.

Использование приёма Чтение с остановками» на данном уроке способствовало формированию познавательных  общеучебных УУД (смысловое чтение),  коммуникативных (активное обсуждение в парах, высказывание собственных предположений), личностных (формирование собственного отношения к героям, оценка их поступков)

Приём «Инсерт»  направлен на смысловой анализ текста, актуализацию имеющихся знаний. Во время работы с учебным текстом дети проводят маркировку текста специальными значками.

+ - уже знал, знакомо;

- думал иначе, или не согласен;

! - новое;

? - не понял, есть вопросы.

 «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль,самооценка), познавательных  общеучебных УУД.

Данный приём можно использовать при чтении отрывков из произведения А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», поскольку большинству детей герои знакомы, но в основном по мультфильмам и в связи с этим могут возникнуть представления о героях и событиях,  не соответствующие авторскому тексту.  Можно составить коллективную таблицу «Инсерт», и на основе  проведённой работы поговорить с детьми о создании мультфильмов, фильмов, картин, то есть о творчестве в целом.  Приём «Инсерт» часто используется вместе с приёмом «Верные – неверные утверждения».

На стадии рефлексии  на уроках литературного чтения  во 2-ом классе я использовала такие  приёмы как «Синквейн», письмо герою, таблица «Верю – не верю». Синквейн (а мы ещё сочиняли синквейн о Бильбо) мы придумывали вместе, письмо герою (Мумми-троллю) каждый пытался написать сам, а при работе с таблицей я обращала внимание детей на то, какие их предположения подтвердились, а какие нет. Таким образом,  формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Нужно сказать, что используя технологию развития критического мышления  на уроках литературного чтения необходимо учитывать подготовку класса, насколько дети готовы к самостоятельному чтению, или нуждаются в коллективном чтении вслух. Дети с плохой техникой чтения могут читать вслух друг другу.  Есть дети, склонные к повторению чужих предположений. Поэтому необходимо добиваться от них чёткого выражения своих мыслей. Можно спросить: « А с какой мыслью Пети ты согласен». Конечно,  нужно учить и работе с карандашом. Трудности возникают у тех детей, которые могут работать только вместе со взрослым.  Задание поставить пометки при чтении получается не у всех сразу. Но данная технология, несомненно, способствует и развитию интереса к чтению, и  активизирует мышление, и помогает достичь заданных результатов образования, а в частности формированию и развитию всех видов УУД.

Литература

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

2.Заир-Бек С. И. Учим детей мыслить критически / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская. — СПб.: Скифия, 2002.

3.Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий:учебно – методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56с. –(Постдипломное образование педагога).

4.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

5.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /  О.Б.Дутова, Е.В.Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.176с. – Серия Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».

6. www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.

7.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.



Предварительный просмотр:

                                                                           Приложение №8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Из опыта работы.

Тема:

 «Технология развития критического мышления в начальных классах»

                                                          Подготовила

учитель начальных классов Лапаева Е.П.

г.Гуково

2013 - 2014 учебный год

Технология развития критического мышления в начальных классах

    Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего,  на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата.  Вместе с тем, школьные учителя сталкиваются с трудностями, связанными с организацией такого процесса обучения, который обеспечивал бы решение поставленных задач. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование  универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

   Сегодня существует достаточно большое количество психолого- педагогической литературы, посвящённой образовательным технологиям. Среди авторов можно назвать С.И.Заир - Бек, И.О. Загашева, Т.Б.Казачкову, И.В.Муштавинскую, Е.С.Полат,  Г.К.Селевко,  и других. Это технологии диалогового взаимодействия, развития критического мышления, педагогические мастерские, проектные, исследовательские, кейс- технологии и др. Учитель имеет возможность выбрать технологию, которая в большей степени соответствует его педагогическим задачам и психологическим особенностям класса.

    Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает возможность для формирования всех видов УУД.

                                 

Особенности технологии развития

критического мышления в начальной школе

  Работа в рамках ТРКМ может быть организована с использованием как индивидуальных, так и групповых видов деятельности.  Организация взаимодействия в малых группах и парах способствует формированию коммуникативных УУД. Дети учатся доносить свою точку зрения до других, слушать друг друга, принимать чужое мнение, договариваться с  одноклассниками. Данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование осмысленного чтения, являющегося основой умения находить и извлекать информацию, находить решение проблемы. Различные приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия. Это анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построение логических рассуждений, выведение следствий. Почти все приёмы являются основой для формирования познавательных  общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска, в том числе и информационные средства.  Регулятивные УУД формируются в процессе проверки достоверности гипотез, на стадии вызова при актуализации имеющихся знаний, на стадии осмысления, поскольку необходимо найти информацию, соответствующую заданным параметрам,  рефлексии при обобщении знаний. Несомненно, ТРКМ, способствует развитию личностных УУД, таких как  самоопределение и смыслообразование, поскольку «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя». ( Д. Клустер).                                                                                                                   В начальной школе ТРКМ можно использовать на всех уроках. На мой взгляд, наиболее удобно применение  данной технологии на уроках литературного чтения и окружающего мира, поскольку уроки предполагают работу с текстом. Урок, построенный в данной технологии, имеет чёткую структуру. Выделяют 3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Целью стадии вызова (evocation) является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.
      Стадия осмысления — реализации (
realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
      Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Для каждой стадии характерны свои приёмы. Их достаточно много, но естественно имеются возрастные ограничения. На своих уроках я чаще использую такие приёмы, как «Верные - неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Инсерт», «ЗХУ», «Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Чтение с остановками», «Синквейн». Выбор приёмов обусловлен возрастом и возможностями  детей второго класса (8 лет). Для каждой стадии характерны свои приёмы. Так, на стадии вызова используются приёмы «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний», «Корзина идей», таблица «ЗХУ». На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся должен вспомнить то, что он знает. Использование приёмов «Верные – неверные утверждения», «ЗХУ» побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Данные приёмы не только позволяют заинтересовать ребёнка информацией и актуализировать имеющиеся знания, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий, но и формировать другие виды УУД. Так, приём «Верные – неверные утверждения нацелен на проверку гипотез, развитие способности к прогнозированию и анализу понятий, а это не что иное. Как познавательные и регулятивные УУД. Применяя данный приём, мы способствуем развитию умения вчитываться в текст и понимать прочитанное, а также находить нужное. Это не что иное, как познавательные общеучебные действия. Соотнесение своего мнения с авторским текстом способствует развитию регулятивных действий, а обсуждение в группах – коммуникативных универсальных действий Использование приёма помогает заинтересовать детей, способствует более осмысленному знакомству с текстом. Мы способствуем, таким образом,  формированию личностных УУД (смыслообразование). Например, на уроке литературного чтения  при изучении отрывка из  сказки Эни Хогарт «Мафин и паук» на этапе первичного знакомства с героем  была проведена беседа, целью которой было выяснение того, что знают дети о существах, которые являются героями сказок . Затем детям сообщалось  о том, что есть писатели, которые  сами придумывали сказочных героев и одним из таких писателей являлся Эни Хогард, сочинивший сказку  . Дети выдвинули свои  предположения о том, кто такие сказочные герои и я провела игру «Верю – не верю».

Вопросы заинтересовали детей, и, таким образом, был создан мотив, побуждающий детей к чтению текста . Далее детям предлагалось самостоятельно прочитать текст и найти подтверждение или наоборот, опровержение своих предположений. Читая текст, дети должны  отметить карандашом нужные места. Это был этап  индивидуальной, самостоятельной работы. Можно также организовать работу в парах, когда дети сверяют отмеченные места, обсуждают правильность выбранных отрывков. Практика показывает, что для некоторых детей представляется достаточно трудным выделение в тексте нужной информации, многое зависит и от техники чтения. Если в классе много детей с низкой техникой чтения, то можно организовать чтение в парах или коллективное чтение. Главное, чтобы дети отмечали необходимые отрывки. На этапе рефлексии мы возвращаемся к таблице и обсуждаем вопросы, подкрепляя своё мнение чтением необходимых отрывков.

Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения (гипотезы), связанные с развитием сюжетной линии в рассказе или повести, то есть, мы формируем познавательные логические УУД. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. На примере того же текста мы строили предположения, что должен или может сделать ослик Мафин, какими будут его действия. Кроме того, что данный приём способствовал пробуждению интереса к тексту, он позволял проверить гипотезы, высказанные детьми .Дерево можно рисовать на доске и заполнять его цветными мелками, или на листе ватмана и использовать маркеры.  Нужно также отметить, что побуждая детей к высказыванию самых разных предположений, мы приучаем их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказывать своё, что способствует формированию коммуникативных УУД.

 Приёмы стадии осмысления, которые я использовала на уроках литературного чтения – это «Чтение с остановками»  и  «Инсерт».

«Чтение с остановками» направлено на конструирование, осмысление, обсуждение (анализ) текстовой информации. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно – аналитических и прогностических способностей, развитие целостного восприятия текста. Мы развиваем и формируем познавательные общеучебные действия.                                                                                                             При использовании приемов «Чтение с остановками» в начальной школе нужно соблюдать несколько правил:                                                                                                                                 1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. Необходимо найти оптимальный момент для остановки, поскольку информация, которая будет сообщена дальше, способна повлиять на ход событий  
3. После каждой остановки детям задаём вопросы разных уровней, но последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цветные маркеры .                                                      5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», эссе, синквейн, письмо другу (сказочному герою, маме, учителю).

Данный приём я использовала при чтении  сказки С Михалкова «Новогодняя быль». Сказка детям была не знакома и на стадии вызова мы рассматривали иллюстрации и отвечали на вопрос

«О чём может быть сказка с таким названием и такими иллюстрациями». Далее мы читали сказку по частям и отвечали на вопросы по содержанию прочитанного и каждый раз пытались предположить, а что дальше? Обязательно при этом я обращала внимание на то, оправдались ли  наши предположения.  Когда мы закончили чтение предпоследней части, детям предлагалось сначала придумать своё окончание сказки.  Многие дети сказали , что Елочку срубят.На мой взгляд, это говорит о недостаточности развития произвольного внимания, неумении удерживать в памяти события произведения, что естественно требует отдельной работы.

Использование приёма Чтение с остановками» на данном уроке способствовало формированию познавательных  общеучебных УУД (смысловое чтение),  коммуникативных (активное обсуждение в парах, высказывание собственных предположений), личностных (формирование собственного отношения к героям, оценка их поступков)

Приём «Инсерт»  направлен на смысловой анализ текста, актуализацию имеющихся знаний. Во время работы с учебным текстом дети проводят маркировку текста специальными значками.

+ - уже знал, знакомо;

- думал иначе, или не согласен;

! - новое;

? - не понял, есть вопросы.

 «Инсерт» способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль,самооценка), познавательных  общеучебных УУД.

Данный приём можно использовать при чтении отрывков из произведения А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», поскольку большинству детей герои знакомы, но в основном по мультфильмам и в связи с этим могут возникнуть представления о героях и событиях,  не соответствующие авторскому тексту.  Можно составить коллективную таблицу «Инсерт», и на основе  проведённой работы поговорить с детьми о создании мультфильмов, фильмов, картин, то есть о творчестве в целом.  Приём «Инсерт» часто используется вместе с приёмом «Верные – неверные утверждения».

На стадии рефлексии  на уроках литературного чтения  во 2-ом классе я использовала такие  приёмы как «Синквейн», письмо герою, таблица «Верю – не верю». Синквейн (а мы ещё сочиняли синквейн о Бильбо) мы придумывали вместе, письмо герою (Мумми-троллю) каждый пытался написать сам, а при работе с таблицей я обращала внимание детей на то, какие их предположения подтвердились, а какие нет. Таким образом,  формируются личностные, регулятивные, познавательные УУД.

Нужно сказать, что используя технологию развития критического мышления  на уроках литературного чтения необходимо учитывать подготовку класса, насколько дети готовы к самостоятельному чтению, или нуждаются в коллективном чтении вслух. Дети с плохой техникой чтения могут читать вслух друг другу.  Есть дети, склонные к повторению чужих предположений. Поэтому необходимо добиваться от них чёткого выражения своих мыслей. Можно спросить: « А с какой мыслью Пети ты согласен». Конечно,  нужно учить и работе с карандашом. Трудности возникают у тех детей, которые могут работать только вместе со взрослым.  Задание поставить пометки при чтении получается не у всех сразу. Но данная технология, несомненно, способствует и развитию интереса к чтению, и  активизирует мышление, и помогает достичь заданных результатов образования, а в частности формированию и развитию всех видов УУД.

Литература

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

2.Заир-Бек С. И. Учим детей мыслить критически / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская. — СПб.: Скифия, 2002.

3.Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий:учебно – методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56с. –(Постдипломное образование педагога).

4.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

5.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /  О.Б.Дутова, Е.В.Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.176с. – Серия Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».

6. www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657- описание методических приёмов технологии РКМ.

7.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm - приёмы РКМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Формирование УУД с использованием приемов технологии "Развитие критического мышления"

Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- т...

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления

Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления» на уроке ОРКиСЭ.

·        формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;·        научить ...

Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС

Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению.  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...