Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах
статья
Интересные приемы ТРКМ, которые можно применить на уроках в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы ТРКМ | 82 КБ |
Приемы ТРКМ | 679 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ с.Алымовка»
Педагогическая статья:
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах
Рубцова Марина Олеговна
учитель начальных классов
«Скажи мне - я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму»
Актуальность. Технология развития критического мышления позволяет учителю добиваться реализации целей в обучении и развитии младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность, формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации, развиваются ключевые компетенции.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Цель: создание эффективных условий применения приемов технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.
Задачи :
1) обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем;
2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы;
3) создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;
4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении.
Огромное количество различных приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания. Приёмы теории развития критического мышления – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося. Применяя приемы ТРКМ у ученика формируется умение: ясно излагать свои мысли; воспринимать идеи других; проявлять настойчивость в достижении цели; быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение; рассуждать; искать и находить решения с учётом мнения других.
В процессе работы ученик не принимает на веру всё, что ему предлагается, а учится проверять, высказывать и обосновывать свой выбор, признавать ошибки, исправлять их. Он учится вдумчиво читать как художественные, так и научно-познавательные тексты.
Технология развития критического мышления включает три этапа или стадии. «Вызов - Осмысление - Рефлексия».
Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия — осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию; б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка.
Приём «До-После». Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод.
До | После |
Стратегия «Вопросительные слова». Универсальный прием технологии развития критического мышления, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Kак? Что? | Проступок |
Приём «Инсерт» или Чтение с пометами. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это: самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы). Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Приём «Толстый и тонкий вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? Мог ли…? |
Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Пример. Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет). Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Приём «Знаю-Хочу знать-Узнал». Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Приём Ромашка «Блума» или ромашка вопросов. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?". Приём «Генераторы-критики». Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
Приём «Синквейн». Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Ценность приемов данной технологии в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, формируют у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом, дают возможность общения, активизируют мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждают детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо на уроках. В этом заключается метапредметность приемов данной технологии и её значимость.
Ожидаемый результат: Применение приемов данной технологии учителями в образовательном процессе дать возможность учащимся овладеть УУД , т.к. ТРКМ позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Список используемой литературы:
1. Заир-Бек С., Муштавинская И.Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, 2010.
5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В.Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.)
6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999.-с.187.
7. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Цель и задачи Цель : С оздание эффективных условий применения приемов технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся. Задачи : 1) обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем; 2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы; 3) создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся; 4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении.
Мышление самостоятельное Основано на убедительной аргументации Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить Информация является отправным, а не конечным пунктом Мышление социальное Признаки критического мышления:
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия : 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.
Стратегия “Вопросительные слова”. Приёмы обучения в технологии развития критического мышления До После Приём «До-После» Вопросительные слова Основные понятия темы Kак? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Kакой? Зачем? Проступок Вина Наказание
Приём «Толстый и тонкий вопрос» Приём "Инсерт". Приёмы обучения в технологии развития критического мышления + - уже знал, знакомо; - думал иначе, или не согласен; ! - новое; ? - не понял, есть вопросы. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Стратегия “ИДЕАЛ” И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как . Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Приёмы обучения в технологии развития критического мышления
Приём «Знаю-Хочу знать-Узнал» Приёмы обучения в технологии развития критического мышления Знаю Хочу знать Узнал Приём «Ромашка Блума»
Приём “Генераторы-критики” Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Приём "Синквейн" Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. . Приёмы обучения в технологии развития критического мышления
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления Стадия Работа с информационным текстом Взаимообучение Урок-исследование Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм Осмысление Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Рефлексия Возвращение к кластеру Сводная таблица Предсказание
Ожидаемый результат: Применение приемов данной технологии учителями в образовательном процессе дает возможность учащимся овладеть УУД, так как ТРКМ позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Список используемой литературы: Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, 2010. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В.Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.) Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999.-с.187. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления» на уроке ОРКиСЭ.
· формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;· научить ...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мастер класс по теме...
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"
Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.
Статья будет интересна учителям начальных классов...