Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
занимательные факты по теме
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.rar | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
Никовская Наталия Дмитриевна
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Ямальская школа-интернат» среднего (полного) общего образования
Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности
Автор: Никовская Наталия Дмитриевна,
учитель начальных классов,
МБОШИ «Ямальская школа-интернат»
среднего (полного) общего образования
с. Яр-Сале
2014г.
Оглавление
I.Введение:
II.Основная часть: 2.1. Исследовательская деятельность - средство активизации познавательной деятельности. 2.2. Характеристика видов учебно-исследовательской деятельности и ее место в учебно-познавательной деятельности. 2.3. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения. III. Технология педагогического опыта 4.1. Педагогический мониторинг. 4.2. Результативность деятельности. IV Заключение: V.Список использованной литературы. VI.Приложение. |
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
I. Введение
1.1. Актуальность
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея использования исследовательской деятельности в обучении как средства развития познавательной активности младших школьников.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Таким образом, в условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования - одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
1.2. Проблемы и противоречия, требующие решения
Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей.
Методы традиционной педагогики предлагает разнообразные методики, стимулирующие познавательную активность учащихся.
Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьякова, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Большой поток учебной информации для учащихся | _______ | Необходимость быстрого усвоения учебного материала |
Отсутствие эффективности системы подачи учебной информации разного уровня сложности | ________ | Необходимость использования заданий с учетом личностных особенностей ребенка |
Единые требования к учащимся по предметам по окончании начальной школы | ________________ | Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала |
Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Модернизация образования в целом включает и реформирование начального образования. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
1.3. Цели и задачи
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи :
- Изучить сущность исследовательской деятельности как средства развития познавательной активности младших школьников.
- Разработать методику обучения, направленную на организацию познавательной деятельности младших школьников, через использование исследовательской деятельности.
- Разработать и апробировать программу «Школа исследования».
- Обучать младших школьников проведению учебных исследований .
- Развивать познавательную активность детей.
- Вовлечь родителей в исследовательскую деятельность детей.
II. Основная часть.
Учиться - это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа «Начальная школа XXI века» ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
2.1. Исследовательская деятельность - средство активизации познавательной деятельности
Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося [3, 7, 9]. А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом»» [5]. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами» [12]. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные исследования. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Виды исследовательской деятельности:
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [1].
И. Я. Лернер выделяет эти элементы в виде этапов учебного исследования: [6]
- определение или осознание цели исследования;
- установление объекта изучения;
- изучение известного об объекте, его элементах и связях между ними;
- постановка проблемы, принимаемой к решению, или осознание ее;
- определение предмета исследования;
- выдвижение гипотезы;
- построение плана исследования;
- осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования;
- проверка гипотезы, в том числе экспериментальная, если это необходимо;
- определение значения найденного решения избранной проблемы для понимания объекта в целом; определение сфер и границ применения найденного решения.
В. Я. Синенко, рассматривает учебную исследовательскую деятельность как интеграцию двух важнейших подходов к обучению - принципа цикличности и концепции формирования понятий. Принцип цикличности в учебном поиске позволяет отразить в нем научное творчество исследователя, ориентирует учителя и учащихся на объективные этапы исследования. Концепция формирования научных понятий в сочетании с использованием различных видов самостоятельных работ наполняет принцип цикличности дидактическим содержанием, а деятельность учителей по организации учебного исследования делает более целенаправленной. [10]
Обучение в начальной школе обладает объективными возможностями для развития общих исследовательских умений и для становления и развития личности ученика при его включении в различные виды познавательной деятельности в учебном процессе.
Основные виды учебных умений обозначены в работах д.п.н., академика РАО, профессора А.В.Усовой. [11].
К основным познавательным умениям (умения самостоятельно приобретать знания) относятся: а) работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернета, а на этой основе умения самостоятельно приобретать и углублять знания;
б) проведение наблюдения и формулировки вывода, моделирование и построение гипотезы; в) самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания, объяснение явления и наблюдаемых фактов на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывание следствий из теорий.
В перечне учебных умений можно выделить учебные исследовательские умения
Умения, необходимые в решении исследовательских задач: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи
2.2. Характеристика видов учебно-исследовательской деятельности и ее место в учебно-познавательной деятельности
Экспериментально-исследовательская деятельность.
Экспериментально-исследовательские задания - это такие задания, в которых на основе теоретического анализа ситуации возможно предсказание результатов исследования. Цель эксперимента - создание условий для развития исследовательского мышления и формирования навыков самостоятельной экспериментальной деятельности. Эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения.
Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны: творческий лабораторный практикум, творческие экспериментальные задания, домашние экспериментальные задания, индивидуальное учебное исследование. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.
Проектно-исследовательская деятельность.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования [8].
Исследовательские задания.
Исследовательские задания - это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему. Решение ее требует проведения теоретического анализаприменения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [2].
Познавательные задачи - специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.
Творческие задачи могут носить форму загадки, составлены на основе необычного и интересного текста, содержат вопрос или задание.
Урок - исследования: русский язык, математика окружающий мир, литературное чтения, изучение которых предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя.
Выводы. Организация исследовательской деятельности - один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность. В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся.
2.3. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
При организации исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
- обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- обучение приемам мышления: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- использование разных источников информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
- подкрепление знания практическими делами, с использованием методов сбора, анализа и обобщения информации.
Рассматриваемый вид деятельности можно организовать на различных этапах урока, на различных типах уроков, на элективных курсах, а также во внеурочной деятельности. Система работы с учащимися отражена в схеме.
Работа по формированию исследовательских умений должна осуществляться, главным образом, на уроках: на уроках изучения нового материала, уроках решения задач, уроках лабораторных работ. На учебном занятии возможно применение исследовательского метода обучения, нетрадиционных форм занятий, домашних заданий исследовательского характера. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и проблемного обучения, а также информационные технологии.
Внеурочная работа - это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции, кружках.
В идеале исследовательская деятельность должна встраиваться в классно-урочную систему так, чтобы учитель мог сам компоновать необходимые ему учебные модули из отдельных элементов, они должны максимально учитывать действующие учебные программы и требования к учащимся.
Организация исследовательской деятельности учителем
При организации исследовательской деятельности необходимо подобрать правильно методы, средства и приемы обучения. Основной метод - продуктивный (проблемно -поисковый, эвристический), который предполагает самостоятельное усвоение знаний и способов действий, развитие творческого мышления, перенос знаний в незнакомую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.
Основные средства, которые нужно использовать учителю:
- образец решения задачи;
- алгоритмическое предписание;
- обучение эвристическим методам решения задач на большом числе примеров;
- самостоятельное и заинтересованное решение учащимися задач, способ решения которых им неизвестен, но материал, которых не выходит за рамки их знаний.
Основные общедидактические приемы: анализ, сравнение, обобщение и систематизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство или опровержение гипотезы, планирование исследования, оформления результатов исследования. Следует отметить, что обучать элементам исследовательской деятельности необходимо при дифференцированном подходе к обучению.
Этапы работы учителя при организации исследований
Мотивация исследовательской деятельности - очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы.
Цель исследовательской деятельности - формирование определенных исследовательских умений.
Программа действий: при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.
- Планирование деятельности обучающихся.
- Выполнение исследований.
- Результаты деятельности обучающихся.
- Анализ полученных результатов.
- Корректировка результатов.
- Результаты исследовательской деятельности (формирование исследовательских умений).
В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней такого рода обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает методы ее решения. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения. На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения.
Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на различных уровнях обучения.
Модель | Модель 1. «Обучение исследованию» | Модель 2. «Приглашение к исследованию» | Модель 3. «Систематическое исследование» |
Цель | Не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования. | Развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления | Формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов |
Технология | Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время. | Учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. | Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно |
Шаги | Шаг 1. Столкновение с проблемой. Шаг 2. Сбор данных -«верификация» Шаг 3. Сбор данных - экспериментирование. Шаг 4. Построение объяснения. Шаг 5. Анализ хода исследования. | Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования. Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования. Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования. Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследова-тельской процедуры. | Шаг 1. Определение проблемы. Шаг 2. Выдвижение гипотезы. Шаг 3. Выбор источников информации. Шаг 4. Анализ и синтез данных. Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы. |
Этапы исследовательской деятельности учащихся
Основные этапы учебного исследования, осуществляемые учащимися:
- Мотивация исследовательской деятельности.
- Формулирование проблемы.
- Сбор, систематизация и анализ фактического материала.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Доказательство или опровержение гипотез.
Этап формулирования проблемы - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.
Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения экспериментов, всевозможных наблюдений и т.д. Эксперименты не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала.
Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы точно и лаконично. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез. Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
При выполнении работы исследовательского характера, учащиеся должны сами составлять план и этапы выполнения эксперимента, определять необходимое оборудование для выполнения работы, ставить задачи и находить пути их решения, делать выводы. Тогда это и будет - исследовательская работа. [4]
Выводы. Исследовательская деятельность может быть организована двумя способами. Во-первых, как компонент традиционного учебного процесса, во-вторых, для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения.
III. Технология педагогического опыта.
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский.
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Первоклассник с увлечением рассматривает свои новые школьные принадлежности, кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на переменке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Таких наблюдений каждый учитель может привести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести урок, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит - обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.
Первый класс - время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организовываю мобильный классный телевизионный репортаж под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?», « Какие книги любит читать твоя семья?», « Какие фильмы любишь смотреть?» и т.д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о домашних животных. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность.
Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного раза в четверть. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини -исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.
Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного-двух учеников своего выпускного класса - участников школьной научно-практической конференции «Первоцвет» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе (Родители Конашевой А., Жукова К., Санджиевой Т., Сэротэтто А., Астаповой Е.. Ягудина А и многих других).
В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.
Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ - идти за интересами ученика.
Алёна летом была в музее «бабочек» и она спросила у мамы: « Почему бабочки такие красивые?», «Они похожи на цветочки - только летают»
На этой основе вырастет замечательное исследование «Роль бабочек в природе», во втором классе Алёна стала победителем школьного конкурса и призёром районного конкурса. (Приложение)
Саша любит собирать грибы, хорошо их различает. Его любимая книга - определитель «Грибы». Уже в первом классе мальчик сделал открытие о существовании особого царства и сделал вывод: «Грибы - это грибы». Проводя исследование, он измерил урожайность грибов по годам в банках, заготовленных на зиму грибов мамой (Салова А.А).
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
- опишите один день вашей воображаемой жизни) или, используя данную концовку (прозвенел звонок с урока, а Давид продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
- назови, как можно больше признаков предмета (например: стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
- работа в творческой тетради, в которых дети отвечают на вопросы, рисуют, фантазируют. (Русский язык Творческая тетрадь) (Приложение)
Задание «Фантастический сон»
- представьте, вам снится, что вы летите на космическом корабле;
а) оказываетесь среди инопланетян, которые ничего не знают о нашей планете, что бы вы им рассказали?
б) оказываетесь на другой планете, вас встречают её жители, о чём бы вы их расспросили?
Задание:
- что рассказали бы о солнце астроном, врач, биолог, садовод, поэт, художник?
Выбери, от чьего имени будешь описывать одноклассникам ближайшую звезду. Если хочешь, сделай модель Солнца.
Задание:
- подготовьте рассказ на тему: «Как живётся у нас в семье книгам?» (Литературное чтение).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
Задание: «Предположите…»
- Для чего белке хвост?
- Почему некоторые птицы, имея крылья, не летают?
- Почему зяблика так назвали?
- Почему дождевые черви после дождя выбираются на поверхность земли?
( Окружающий мир )
Вопросы рассматриваются как форма выражения проблемы, а гипотеза как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?»).
Умение правильно составлять вопросы, находить ответы формируется при работе с текстом на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Очень важно необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 19 обследуемых - 5 человек имели высокий уровень словарного запаса, 11 человек - средний, 3 человек - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение, (например осень и зима - времена года, но чем они отличаются), обобщение. (Русский язык, литературное чтение)
Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому, путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание - из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. (информатика, окружающий мир)
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. (Приложение Загадки, кроссворды).
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. (Окружающий мир)
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое - ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения - рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками
С ребятами учимся проводить эксперимент - важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в классе. Как же мы над этим работаем?
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей и выдаю детям памятки следующего содержания:
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Затем мы составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Применяя проектную технологию, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.
Мама Тольты - врач. Девочка много знает о её работе. Исследование «Что такое сколиоз и борьба с ним» построена на статистике. Тольта анализирует виды сколиоза по возрастной группе, сравнивает процентное соотношение количества учащихся нашего класса, носящих сумки и ранцы, изучает динамику болезней детей с патологией осанки на разных этапах обучения, рекомендует ученикам правила, полезные для их здоровья: (Нашла в Интернете физкультминутки и систематически проводила перед уроками и вовремя уроков)
Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.
Мурата заинтересовали разные сорта картофеля и их рост на севере. Он с группой одноклассников высадили разные сорта картофеля и в течение двух месяцев наблюдали за ростом растений. Так появилась исследовательская работа « Ах картошка!» (Стали победителями школьного и районного конкурса исследовательских работ). (Приложение)
После каникул Костя принёс в школу большую кедровую шишку с орешками, а со временем он много узнал о полезности и применении кедровых орешков в медицине, косметологии,
кулинарии. Так появилась исследовательская работа на тему: «Чудо орешки» стал призёром школьного и районного конкурсов. (Приложение)
К уроку литературного чтения дети принесли записанные родителями тексты колыбельных песен из своего детства. Получаем настоящий сборник разных колыбельных. Действительно ли разных? А что в них одинакового? Что означают слова «зыбка», «зыбаю», «баиньки»? А вот татарская колыбельная. Она совсем не похожа на русскую? В данный момент Бикбулатова Эмма и Белякова Алина берутся за исследовательскую работу «Колыбельная для куклы».
Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребёнка. Но часто бывает так, что ребёнок хочет участвовать в конкурсе, но не знает . какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личным особенностям ученика. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать надо быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Жуков Костя, Санджиева Тольта, Сэротэтто Анастасия, работая над проектом «Жевательная резинка - польза или вред» самостоятельно провели опрос среди школьников и оформили его результаты в виде графиков и диаграмм. В результате они выяснили интересные факты, что в подростковом возрасте жевательной резинкой лучше не увлекаться. Окружающим неприятно смотреть на жующего человека, а тем более с ним разговаривать, и главное, отправляя жвачку в рот, нельзя забывать о последствиях, к которым может привести этот приятный на вкус и кажущийся таким безобидным комочком. Может случиться, что «оздоровительный имидж», создаваемый ему в телерекламе, лопнет так же, как выдуваемый из него умельцами большой резиновый пузырь. (Окружающий мир, математика)
На зимней экскурсии я обратила внимание на красоту заснеженных деревьев, плавно кружащихся в воздухе снежинок, красивых узоров на стекле. Учащиеся сами обратили внимание, что опускаясь на ладошку, снежинка тает, превращается в капельку воды. Почему? Слепили снеговика. Появились вопросы. Почему снег так легко лепится? Как удается Морозу-Морозило нарисовать такой красивый узор на стекле без кисти и красок? Мне необходимо помочь учащимся познать окружающий их мир. Я считаю, что наилучшей формой работы является исследовательская деятельность, потому что именно в ней учащиеся смогут реализовать собственные таланты и возможности, стремиться к творческому поиску. Появилась тема: «Превращения воды».
Когда коллеги или родители спрашивают, где найти темы для детских исследований, я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла», «Экология жилища», «Как рождаются кристаллы?», «Вкусное мороженое на блюдечко положено», «Йогурт Йогуртович» и т.д. (Приложение. Темы для исследования)
К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность.
Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. «Послушай, Давид Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вместе с тем, интересна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.
Например, уроки-исследования по следующим предметам:
- русский язык: «Частица "не" и её написание с глаголами»; (Приложение)
- литературное чтение: «Русские народные сказки. Обобщение»; (Приложение)
- окружающий мир: «Царство природы»; (Приложение)
- математика: « Обобщение знаний табличных случаев умножения однозначных чисел»;
(Приложение).
- Информатика: «истина» и «ложь» (Приложение)
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели
исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем родителей учеников своего и других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов... Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В нашем классе на конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники - победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Была ли достигнута цель проекта?
- Что нового ты узнал для себя?
- Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
- Что ты сделал бы по-другому?
- Что получилось у тебя лучше всего?
- Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
- Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека.
Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных и районных научно-практических конференциях.(Приложения)
Использование современных педагогических технологий
Достоинство преподавания каждого
учебного предмета зависит сколько
от личности преподавателя,
столько же и от тех учебных средств,
какими он может свободно
распоряжаться. Без них у него нет
возможности удовлетворить многим
педагогическим требованиям, как
бы не казались они ему основательными
и разумными.
В.Я. Стоюнин.
Использование современных информационных технологий
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время создаю и использую презентации. Имеется и используется доступ к поиску информации в сети «Интернет». Все мультимедийные средства хранятся в медиатеке, которая пополняется новыми работами. По желанию учеников они могут использоваться для самостоятельного изучения материала.
Активное использовании нетбуков на уроках успешнее достигаются и формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли , логически рассуждать.
Систематически использую интерактивную доску на каждом уроке: вставка текста, вставка картинок, флеш- анимаций, видео, инструменты рисования, работа с объектами на странице, скрытие объектов, фоновое изображение,
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- Овладевать практическими способами работы с информацией;
- Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом, ежегодно увеличивается объем учебного материала, изучаемый с использованием ИТ и количество проведенных уроков. Это расширяет, углубляет и закрепляет знания и умения учащихся, полученные на уроках информатики, дает возможность приобрести совершенно новые, например, сканировать картинки и вставлять их в документы, работать в программе Microsoft Office Publisher, выполнять самостоятельные исследования, вырабатывать умение «критериально» подходить к самооценке уровня своих способностей и возможностей. Все это придает урокам эстетическую зрелищность, экономит время, позволяет использовать современный материал, самую актуальную информацию. Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:
- Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять
участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности.
- Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.
- В-третьих, участие в деятельности, например, исследовательской, открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодейсивия, реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».
Технология уровневой дифференциации.
Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века» и технология уровневой дифференциации является ведущей линией всей программы.
УМК «Начальная школа 21 века» предоставляет возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, т.е. возможности индивидуального развития каждого ребёнка.
Положительные стороны дифференцированного обучения
- Сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;
- Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль
- Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабого
- Повышается уровень мотивации.
Все рабочие тетради по всем предметам ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) рассчитаны задания для сильных и слабых учеников. У слабого ученика есть право выбора выполнения задания. Учебный успех для учащихся начальной школы имеют большое значение для дальнейшего обучения на второй и третьей ступенях школьного образования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
«Забота о здоровье ребёнка - это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества».
В. А. Сухомлинский
В своей работе реализую 3 степени приверженности идеям здоровьесбережения:
- Использование отдельных методов: проведение физкультминуток, создание в кабинете благоприятного микроклимата, достаточная освещенность и т.д.
- Решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, осанки. Перегрузки и психо- эмоциональное напряжение на уроке снимаются чередованием различных видов деятельности и возможностью выполнения заданий по выбору.
- Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Игровые технологии
«Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлински
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
IV Заключение:
4.1. Педагогический мониторинг.
Несмотря на обилие материалов, на данный момент отсутствует единая система критериев познавательной деятельности, и в практической деятельности учителю приходится самостоятельно определять показатели для измерения активности познавательной деятельности.
Поэтому, из всего множества имеющихся в психолого-педагогической и методической литературе характеристик, мною были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной деятельности младших школьников, которые можно отследить по следующим показателям, довольно легко поддающимся измерению: количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика.
Количественные результаты работы - это качество знаний учащихся, итоги участия в районных и заочных предметных олимпиадах, конкурсах.
Качественные изменения личности ученика – уровень мотивации, уровень интенсивности познавательной потребности, уровень активности учащихся на уроке, уровень познавательной активности.
Ниже приведены методы исследования, которые были применены. (Приложение).
- Для изучения общей школьной мотивации была применена анкета Н. Г. Лускановой.
- Для установления интенсивности познавательной потребности учащихся были проанкетированы родители.
- Для выявления уровня активности использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке.
- Для выявления уровня познавательной активности учащихся были использованы проверочные работы. Оценивание проводилось по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.
Обработав данные, полученные при проведении диагностик и наблюдений, были получены следующие результаты:
Диагностика мотивации учащихся
Уровень мотивации | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокая мотивация | 5 | 8 | 10 |
Средняя мотивация | 8 | 10 | 11 |
Низкая мотивация | 6 | 3 | 0 |
Положительное отношение к школе | 13 | 19 | 21 |
Негативное отношение к школе | 6 | 2 | 0 |
Диагностика познавательной потребности учащихся
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Выражена сильно | 3 | 6 | 10 |
Выражена умеренно | 7 | 8 | 11 |
Выражена слабо | 9 | 7 | 0 |
Всего | 19 | 21 | 21 |
Диагностика выявление уровня активности учащихся
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 | 9 | 11 | 16 |
2 | 11 | 14 | 17 |
3 | 13 | 15 | 18 |
4 | 14 | 16 | 17 |
5 | 12 | 15 | 18 |
6 | 11 | 16 | 17 |
7 | 8 | 12 | 18 |
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного опроса.
- Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
- Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
- Деятельность школьников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Диагностика уровня познавательной активности учащихся
Уровень познавательной активности | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокая | 4 | 7 | 10 |
Средняя | 6 | 8 | 10 |
Низкая | 9 | 6 | 1 |
Всего | 19 | 21 | 21 |
По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что число школьников с высоким уровнем познавательной деятельности увеличивается, а с низким уровнем – уменьшилось.
Таким образом, я могу сделать вывод, что использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, является благоприятным условием качественных изменений личности ученика.
4.2. Результативность деятельности.
Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной деятельности и дает положительные результаты.
Это подтверждает и качество обученности учащихся
Качество знаний по предметам в %
Учебный год | Класс | Литературное чтение | Русский язык. | Математика | Окружающий мир | Литературноекраеведение | Технология | Изобразительное искусство |
2009-2010 | 2 | 88% | 76% | 71% | 88% | 88% | 100% | 100% |
2010-2011 | 3 | 86% | 76% | 86% | 100% | 90% | 100% | 100% |
2011-2012 | 4 | 95% | 90% | 86% | 95% | 100% | 100% | 100% |
Успеваемость и качество обученности учащихся
Учебный год | Класс | Успеваемость | Качество |
2009-2010 | 2 класс | 100% | 87% |
2010-2011 | 3 класс | 100% | 91% |
2011-2012 | 4 класс | 100% | 94% |
Также в течение нескольких последних лет многие учащиеся класса с удовольствием участвуют в различных очных и заочных предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и творческих конкурсах, где становились победителями и призерами.
Школьные предметные олимпиады для младших школьников «Совёнок»
Учебный год | Математика | Результат | Русский язык | Результат |
2009-2010 | Конашева Алёна | Победитель | Конашева Алёна | Победитель |
Силкин Данил | Призер | Руденко Ольга | Призер | |
Санджиева Тольта | Призер | |||
2010-2011 | Руденко Ольга | Победитель | Руденко Ольга | Победитель |
Окотэтто Вадим | Победитель | Ламдо Полина | Призёр | |
Жуков Константин | Призёр | Жуков Константин | Призёр | |
Конашева Алёна | Победитель | Конашева Алёна | Победитель | |
Домбровский Алексей | Победитель | |||
Санджиева Тольта | Победитель | |||
2011-2012 | Жуков Константин | Победитель | Жуков Константин | Победитель |
Конашева Алёна | Победитель | Конашева Алёна | Победитель | |
Санджиева Тольта | Победитель | Санджиева Тольта | Победитель | |
2013-2014 | Куцак Никита | Победитель | Куцак Никита | Победитель |
Шелапутин Александ | Призёр | Шелапутин Александ | Победитель | |
Серотэтто Анастасия | Победитель | Ягудин Арслан | Призёр | |
Ягудин Арслан | Призёр | Стекляру Александр | Призёр | |
Окотэтто Любовь | Призёр |
Районные предметные олимпиады для младших школьников
«Интеллектуальный марафон»
Учебный год | Математика | Результат | Русский язык | Результат |
2009-2010 | Конашева Алёна | Победитель | ||
2010-2011 | Конашева Алёна | Победитель | ||
Силкин Данил | Призёр | |||
2011-2012 | Конашева Алёна | Победитель | Конашева Алёна | Победитель |
Санджиева Тольта | Призёр | |||
2013-2014 | Куцак Никита | Победитель | Куцак Никита | Победитель |
Шелапутин Александ | Победитель | |||
Ягудин Арслан | Призёр |
Участие в школьных научно-исследовательских конференциях и конкурсов проектов «Первоцвет»
Учебный год | ФИО участника | Результат |
2010-2011 3класс | Конашева Алёна - III школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр |
2011-2012 4 класс | Конашева Алёна- IV школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр |
Жуков Константин- IV школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | ||
Санджиева Тольта - IV школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр | |
Астапова Елена - IV школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр | |
Сэротэтто Анастасия- IV школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр | |
Жуков Константин - V школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Призёр | |
Рейзов Мурат - V школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Победитель | |
Санджиева Тольта - V школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов. | Победитель | |
2012-2013 1 класс | Ягудин Арслан - VI школьный конкурс проектов среди учащихся 1-4 классов | Победитель |
Участие в районных научно-исследовательских конференциях и конкурсов проектов « Юный исследователь»
Учебный год | ФИО участника | Результат |
2010-2011 | Конашева Алёна – III районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» | Призёр |
2011-2012 | Рейзов Мурат – IV районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» | Победитель |
Санджиева Тольта – IV районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» | Победитель | |
2013-2014 | Ягудин Арслан -V районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» | Победитель |
Участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
Учебный год | УРФО Математика | Результат | УРФО Русский язык | Результат | УРФО Информатика | Результат |
2010-2011 | Батманова Дарья | Диплом III степени | Батманова Дарья | Диплом III степени | Домбровский Алексей | Диплом III степени |
Вышкребенец Денис | Диплом III степени | Вышкребенец Денис | Диплом III степени | Окотэтто Вадим | Диплом II степени | |
Жуков Константин | Диплом III степени | Жуков Константин | Диплом II степени | Окружающий мир | ||
Ижбулаев Ренат | Диплом II степени | Ижбулаев Ренат | Диплом III степени | Домбровский Алексей | Диплом III степени | |
Конашева Алёна | Диплом I степени | Конашева Алёна | Диплом II степени | Батманова Дарья | Диплом II степени | |
Костин Кирилл | Диплом III степени | Костин Кирилл | Диплом III степени | |||
Ламдо Полина | Диплом II степени | Ламдо Полина | Диплом I степени | |||
Мурулькин Евсей | Диплом III степени | Мурулькин Евсей | Диплом III степени | |||
Рейзов Мурат | Диплом I степени | Рейзов Мурат | Диплом II степени | |||
Романов Александр | Диплом III степени | Романов Александр | Диплом II степени | |||
Руденко Ольга | Диплом II степени | Руденко Ольга | Диплом II степени | |||
Салов Александр | Диплом II степени | Салов Александр | Диплом II степени | |||
Санджиева Тольта | Диплом II степени | Санджиева Тольта | Диплом III степени | |||
Домбровский Алексей | Диплом III степени | Домбровский Алексей | Диплом II степени | |||
Окотэтто Вадим | Диплом I степени | Окотэтто Вадим | Диплом III степени | |||
Международный турнир учащихся 1-2 классов по русскому языку и математике | ||||||
2011-2012 | Русский язык | Результат | Математика | Результат | ||
Арешко Елизовета. | 87из100 | Арешко Елизовета. | 70 из100 | |||
Бикбулатова Эмма | 87 из100 | Бикбулатова Эмма | 79 из100 | |||
Костомарова Дарья | 80 из100 | Костомарова Дарья | 72 из100 | |||
Журавлёв Виталий | 79 из100 | Журавлёв Виталий | 88 из100 | |||
Куцак Никита | 97из 100 | Куцак Никита | 77 из 100 | |||
Никифоров Давид | 81из 100 | Никифоров Давид | 95из 100 | |||
Окотэтто Любовь | 79из 100 | Окотэтто Любовь | 97из 100 | |||
Стекляру Александр | 82из 100 | Стекляру Александр | 87из 100 | |||
Теньковская Влада | 76из 100 | Теньковская Влада | 75из 100 | |||
Шелапутин Александр | 95из 100 | Шелапутин Александр | 62 из 100 | |||
Ягудин Арслан | 97из 100 | Ягудин Арслан | 82из 100 | |||
2012-2013 | УРФО Русский язык | Результат | УРФО Математика | Результат | УРФО Информатика | Результат |
Арешко Елизовета. | Победитель | Арешко Елизовета. | Призёр | |||
Бикбулатова Эмма | Победитель | Бикбулатова Эмма | Призёр | |||
Костомарова Дарья | Победитель | Костомарова Дарья | Призёр | |||
Журавлёв Виталий | Призёр | Журавлёв Виталий | Призёр | |||
Куцак Никита | Победитель | Куцак Никита | Призёр | |||
Никифоров Давид | Победитель | |||||
Стекляру Александр | Победитель | Стекляру Александр | Призёр | |||
Окотэтто Любовь | Призёр | |||||
Теньковская Влада | Победитель | Теньковская Влада | Призёр | |||
Шелапутин Александр | Победитель | Шелапутин Александр | Победитель | |||
Ягудин Арслан | Победитель | Ягудин Арслан | Победитель |
Таким образом, я могу сделать вывод, что использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, является благоприятным условием формирования познавательной деятельности младших школьников.
Особенно выразительной является тенденция положительного влияния общественной деятельности на познавательный интерес и активизацию учащихся любого возраста. Процесс общения, коллективные формы взаимосвязанных видов деятельности с выходом на общественную всегда обеспечивают значительный интерес, стремление их к перспективной
деятельности коллектива. Социальная значительность труда школьников, их познания, общения и всех видов деятельности укрепляется общественно ценным результатом, становится в процессе жизнедеятельности коллектива учащихся не только важнейшим стимулом,
но и потребностью каждого осуществлять полезную, необходимую для других деятельность.
IV Заключение:
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности. В первом классе наличие только ситуативного интереса, но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять программу действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- сравнивать различные объекты и их совокупности;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.
Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
V. Список использованной литературы
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. – 1968. – №6.
- Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975. – 272 с.
- Синенко, В. Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие / В. Я. Синенко. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008.
- Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся . М,:Просвещение, 2002.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Приложение 1.
Методы исследования
Анкета определения школьной мотивации учащихся начальных классов Н. Г. Лускановой
Цель: получить информацию о школьной мотивации учащихся.
Ход проведения.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Тебе нравиться в школе? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
- Утром ты всегда идешь с радостью в школу или тебе хочется остаться дома? (3 – иду с радостью, 1 – бывает по-разному, 0 – чаще хочется остаться дома)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? (3 – пошёл бы в школу, 1 – не знаю, 0 – остался бы дома)
- Тебе нравится, когда отменяют уроки? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты часто рассказываешь о школе своим родителям или друзьям? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
- У тебя в классе много друзей? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной
10-14 баллов – низкая школьная мотивация
0-9 – негативное отношение к школе, дезадаптация
Анкета «Познавательная потребность»
Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.
Ход проведения.
Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Как часто ученик занимается подолгу какой-нибудь умственной работой? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)
- Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? (5 – помучиться, но самому найти ответ, 3 – когда как, 1 – получить готовый ответ от других)
- Много ли школьник читает дополнительной литературы? (5 – постоянно, много, 3 – неровно, иногда читает много, иногда ничего не читает, 1 – мало или совсем ничего не читает )
- Насколько эмоционально ученик относиться к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? (5 – очень эмоционально, 3 – когда как, 1 – эмоции ярко не выражает)
- Часто ли задаёт вопросы? (5 – часто, 3 – иногда, 1 – очень редко)
Обработка полученных данных: показателем интенсивности познавательной активности учащихся (I) является частное от деления общей суммы баллов ответов на общее количество ответов (5). Если 3,5
Программа наблюдения
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного опроса.
- Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
- Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
- Деятельность школьников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Критерии познавательной активности по А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.
- Высокий: активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выявление ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи; выбор способов работы. Владение мыслительными операциями: активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений.
- Средний: характеризуется в стремлении учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явлений, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
- Низкий: учебная деятельность и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствует понимание смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе: слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня...
Кружок как форма активизации познавательной деятельности младших школьников
В статье описывается значение кружковой работы по русскому языку....
«Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня»
Познавательная деятельность ребенка развивается не только учителем во время уроков. Весьма эффективно развитие данного аспекта в рамках деятельности воспитателя группы продленного дня.А повышению уров...
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке ...
КТД как форма организации внеурочной деятельности младших школьников.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность и направленный на улучшение совместной жизни. КТД - это дела н...