«Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня»
статья (2 класс) по теме
Познавательная деятельность ребенка развивается не только учителем во время уроков. Весьма эффективно развитие данного аспекта в рамках деятельности воспитателя группы продленного дня.
А повышению уровня взаимодействия, отсюда и уровню повышения работоспособности и доверия воспитанника к воспитателю, способствует взаимодействие учителя и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сачкова Татьяна Владиславовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 292 с углублённым изучением математики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Воспитатель группы продленного дня, стаж работы 4 года, без категории
«Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня»
Познавательная деятельность ребенка развивается не только учителем во время уроков. Весьма эффективно развитие данного аспекта в рамках деятельности воспитателя группы продленного дня. А повышению уровня взаимодействия, отсюда и уровню повышения работоспособности и доверия воспитанника к воспитателю, способствует взаимодействие учителя и воспитателя.
Номер телефона: 360-76-84, 8-90-552-12-82
Электронная почта: Sachokovatanya@rambler.ru
Педагоги (К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко), приходили к мнению, что только тесное и хорошо организованное сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских объединений и организаций повлечет за собой правильное воспитание ребенка.
В.А. Сухомлинский не мог скрыть свою обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильное понимание самой сущности общественного воспитания.
Современные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как постоянно пропадают на работе, зарабатывая деньги на содержание своих детей.
Детская беспризорность в России постоянно растет. На сегодняшний день нет точных статистических данных, но упоминается более 2 млн. беспризорных детей. Это дети, которые вышли из семей, где за ними никто не смотрит, и живут по закону улиц.
Не легче ситуация у, так называемых, «благополучных детей». Часто после школы такие ребята идут домой. А там их встречает телевизор, компьютер и приставки.
Дети и подростки все чаще отклонены от развития. А созданная в советское время система воспитательной и развивающей деятельности (кружки, секции и т.д.) практически разрушена. Вот поэтому продленный день для начальной школы необходим. Школа, организующая для ребенка после уроков интересные занятия в кругу сверстников, способна уберечь его от асоциальных действий.
Взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Совместное планирование плана работу группы продленного дня с учениками способствует их заинтересованности и вовлеченности во все мероприятия. Важно, чтобы в основу планирования работы воспитатель закладывал следующие позиции:
- создание условий для развития и личностного роста воспитуемых;
- создание условий для реализации разных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
- создание условий для формирования нравственной системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учениками.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Индивидуальный подход к каждому ребенку создает дополнительные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Индивидуальный подход в первую очередь должен осуществляться к «трудным подросткам», они в первую очередь нуждаются в понимании.
Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуверенности.
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого школьника, нелегко, но этот приём воспитания является весьма эффективным и полностью вознаграждает учителя за затраченный труд.
Существует три важных условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:
- первое условие: доверие должно быть естественным и непринуждённым, а не явно искусственным приёмом. Ребёнок должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;
- второе условие: учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;
- третье условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.
На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: "Главное - не допустить переживания этими детьми своей "неполноценности", воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства".
Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продлённый день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать качественную помощь семье и детям.
Однако изменения, произошедшие в системе российского образования за последние года, сделали историей многие наработки советских педагогов. Сегодня трудно говорить о том, что в режиме продленного дня складываются самые благоприятные для развития ребенка условия, что с целью повышения качества приготовления домашних заданий с учащимися после уроков работают учителя-предметники на базе учебных кабинетов, а работой кружков и секций руководят специалисты.
Сегодня существует ряд серьезных проблем, оказывающих влияние на работу школ с продленным днём. Среди таких можно назвать проблему наличия специально приспособленных помещений для работы группы продленного дня, проблема кадров стоит наиболее остро.
Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их общие дела, события, с ними происходящие, взаимоотношения в коллективе.
Главная задача воспитателя – создать атмосферу взаимопомощи, взаимовыручки и взаимопонимания, уважения к мнению другого воспитанника. Эти факторы - основа комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Каждый ребенок - это индивидуальность, важная фигура воспитательного мира. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет помогать развитию личности ребенка.
Творческий подход грамотного воспитателя к своей работе позволяет создать во второй половине дня такие условия, что дети младшего школьного возраста получают возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня...
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...
Доклад Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной и воспитательной деятельности младших школьников в группе продленного дня.
Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вноси...
Методическая разработка Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.
Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...
Статья_Организация досуговой деятельности младших школьников в группе продленного дня
Досуг – часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.В статье предлагаются различные формы работы, которые возможно применять в досуговой деятельности младших шко...
Проект на тему: «Организация игровой деятельности младших школьников в режиме группы продленного дня»
Создание оптимальных условий для организации ГПД....
Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня
Актуальность исследования.Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознавать...