Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
проект (4 класс) на тему
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и почувствовать себя частью своего родного края. Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. Достичь эту цель можно разными путями, но один из действенных- это экскурсии по достопримечательностям и другим интересным местам родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Из школы должен выйти человек, который научится усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоит способы добывания нужной информации, сможет быть социально адаптированным.
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс [1, с.36].Изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой цель - решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность. Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, хотя, они заинтересованы в этом. Но только в школе тоже невозможно воспитывать и развивать ребёнка. Поэтому воспитательная работа и внеурочная деятельность в классе направлена на тесное взаимодействие с родителями школьников, работниками музеев, библиотеками города, с учреждениями дополнительного образования, а также с другими интересными местами города. В результате такого взаимодействия семьи и школы повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется культурный кругозор не только у детей, но и их родителей.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Поэтому, я считаю, экскурсия как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время дают учителю надежный инструмент для реализации ФГОС. В начальной школе экскурсионная работа подразделяется на несколько групп:
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);
- краеведческие экскурсии (в первую очередь– знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и почувствовать себя частью своего родного края. Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали: - учет возрастных особенностей обучающихся; (Специфической особенностью процесса воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.) - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; (Реализовать внеурочную деятельность в виде экскурсий я начала ещё задолго до ФГОС, потому что видела и понимала полезность этого мероприятия ) - опора на ценности воспитательной системы школы; (Цель работы школы - создание условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, формирование осознанного отношения к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни в едином здоровьесберегающем образовательном пространстве для готовности выпускников к выбору профессиональной сферы деятельности при дальнейшем культивировании здоровьесберегающих способов жизнедеятельности) - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Каждое путешествие имеет свое завершение в виде творческой работы. При реализации какого- либо проекта учитываются следующие педагогические условия: - организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ; - создание ситуации успеха; - организация работы в малых группах; - планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания - всестороннего развития личности
На первом собрании я познакомила родителей с программой воспитательной работы с классом. Акцент был сделан на значение экскурсий по краеведению в развитии детей. Родители меня в этом поддержали, более того, они сами стали договариваться об экскурсиях с различными организациями города. За 4 года мы объездили все предприятия города (в плане молочный завод, хлебный и колбасный цех), музеи города, являемся активными посетителями библиотек. Но работу эту начали с изучения родословной каждого ученика класса. На празднике, посвященном дню семьи, дети презентовали их. Были показаны настоящие шедевры: красочно оформленные плакаты, фотографии в рамочках, древо родословной Юли Аниськиной, выполненное из бисера. Всё это не осталось лежать мертвым грузом. Родители говорят, что их родословные стали украшение интерьера в квартирах. Далее мы выяснили некоторые интересные сведения о своей школе. Далее поехали за пределы школы. В 4 классе впервые совершили выезд за город, в Национальный парк «Смольный». Поездка была вместе с родителями. Все получили массу приятных и полезных впечатлений. А венцом этого мероприятия было сочинение - мозаика «Хроника одного дня». После экскурсий в музеи МВД, ОМОН, ГАИ, в питомник служебных собак дети рассуждали о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время, выяснили, чем сказочный герой отличается от реального героя. Поездки на предприятия города привела к размышлению о важности всех профессий.
Прогулки в лес убедили учеников в том, что необходимо охранять природу. 22 мая 2014 года наш класс принял участие в акции МВД республики Мордовия "Спасем лес от пожара вместе!", которая состоялась в парке культуры и отдыха Пролетарского района Саранска. Дети на специальных стендах развесили рисунки-плакаты, в которых призвали взрослых бережнее относиться к лесу и лесным насаждениям. Ребята описали причины возникновения лесных пожаров и попросили горожан не выбрасывать окурки и стекла, не оставлять в лесу разожженные костры. Класс за это был награжден грамотой МВД.
Большое значение имеют совместные экскурсии в музей и в библиотеки. Работники музеев и библиотек не только обогащают знания детей, показывают пример правильной коммуникации, но и воспитывают нравственно. Дети получают возможность соприкоснуться с этими сокровищницами. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей и библиотеки необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку они являются важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея и библиотеки активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
После походов в музей или библиотеки в классе организуются выставки, конкурсы рисунков, фотографий и поделок, совместные доклады, презентации.
Мы знаем, какое большое значение в воспитательной работе имеют коллективные походы в театр. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Ребенок при этом развивается гармоничней, повышаются показатели его умственного и психического развития:
- усложнение речи, словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих,
исторических терминов, отрывков из литературных произведений и т.д.;
- умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
- умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события;
- умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и. наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что наблюдения во время экскурсий можно и нужно использовать учениками в исследовательских работах. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Так после наблюдений за ящерицами, появилась исследовательская работа Воробьева А. «Как появляются ящерицы». В ней он нам объяснил, что мы имели дело с живородящим видом ящериц.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. (Например, во время экскурсии в Национальный парк «Смольный» дети заметили следы крупного копытного животного.
Ребята предположили, что это следы лосей- ведь они были в лесу. Тогда я предложила им сфотографировать эти следы и выяснить, верна ли их догадка. Детям пришлось выяснить, какими бывают следы лосей. Оказалось, что лоси также как и коровы парнокопытные, но их следы поострее коровьих. Сравнивая результаты исследований с увиденными следами, ребята вынуждены были признать, что они видели следы не лосей, а коров)
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении своего края и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как, если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой.
Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
Вся эта работа убедили меня в том, что: - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - происходит развитие умственной и мыслительной деятельности учащихся; - растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; - учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Передавая обучающихся в 5-й класс, классному руководителю буду рекомендовать продолжить практиковать экскурсии. В этом видят преемственность и родители учеников.
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.
2. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.
3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446с.
4. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. - 94 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. - 223с.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.
7. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с.
8. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.
9.Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. - 256 с.
10. Монтессори М. Дети - другие. [Тест] / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.
11. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха
В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/01/picture-572561-1672583893.jpg)
Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-247528-1366736412.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1316122-1613631763.jpg)
Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»
Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1372329-1639584022.jpg)
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/30/picture-1409448-1653922778.jpg)
Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности младших школьников
Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-876091-1484566138.jpg)
Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» (учащиеся 1-4 классов)
Этапы реализации проекта ЭтапыСрокиМероприятияХарактеристикаОрганизационныйСентябрь 2021 годаВходной мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение це...