ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (4 класс) на тему
В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности обучающихся. авторы предлагают ряд приёмов психологического изучения личности, прогноз дальнейшего развития обучающихся, а также интерпретацию результатов достижений воспитанников через создание модели детского соуправления с использование игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferents.25.10.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.1
А.В. Хворост
Л.А. Женеева
Россия, г. Гуково
МБОУ ООШ № 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самореализации личности обучающихся.
Авторы предлагают ряд приемов психологического изучения личности школьника, прогноз дальнейшего развития обучающихся, а также интерпретацию результатов достижений воспитанников через создание модели детского соуправления с использованием игровой технологии.
Ключевые слова: типы личности - гармоничный, комфортный, доминирующий, чувствительный, тревожный, интравертированный; чувствительность, сентиментальность, напряженность, тревожность, самостоятельность, независимость, самоутверждение, склонность к риску, психотравмирующий, соуправление
A.V. Khvorost
L.A. Ženeeva
Russia, Gukovo
MBOW high school No. 3
PSYCHO-PEDAGOGICAL WORK IN THE CLASSROOM TO A STUDENT'S PERSONAL FULFILMENT OF ELEMENTARY SCHOOL
Abstract: the article presents the experience of working with students of primary school in conditions of self-realization of personality of students.
The authors offer a number of methods of the psychological study of personality, a forecast of further development of students enrolled, as well as the interpretation of the results of pupils through the creation of models of co-management with the use of gaming technology.
Key words: personality types-harmonious, comfortable, dominating, sensitive, anxious, intravertirovannyj; sensitivity, sentimentality, tension, anxiety, autonomy, independence, self-assertion, risk tolerance, psihotravmiruûŝij, co-management.
В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Каждый ребенок имеет право на полноценное образование в соответствии со своими интересами, способностями, возможностями, поэтому перед школой стоит задача использования инновационных эффективных моделей образовательного процесса.
Методы психологического изучения учащихся применяются школьным психологом и учителем начальных классов - это состояние знаний учащихся, учебной деятельности, познавательных процессов, самооценка школьника, поведенческие проявления. Но ряд приемов психологического изучения остается в компетенции психолога. Областью пристального внимания является изучение личности школьника, прогноз дальнейшего развития, а также интерпретация результатов для построения развивающих, коррекционных занятий. Наблюдения за детьми позволили, выделив одинаковые признаки у них, построить свою работу.
У детей гармоничного типа личности сформированы все личностные свойства и почти отсутствуют такие психологические факторы, как напряженность, тревожность. Они обладают высоким уровнем интеллектуальных функций, уверены в себе, добросовестны, хорошо контролируют свое поведение, соразмеряют свои поступки с общепринятыми нормами. Такие школьники успешны в любой деятельности, в том числе и учебной. Детям этой группы можно доверять в проявлениях самостоятельности, поощрять их успехи. Очень важно помочь им организовать время для контактов со сверстниками, отдыха, занятий любимым делом.
Дети комфортного типа очень зависят от ситуации, стремятся соответствовать окружению и поступать в соответствии с существующими нормами поведения. Эти дети ждут одобрения педагога и похвалы от сверстников. Чуткое отношение к таким детям помогает им преодолеть возникающие трудности. Очень важен для таких детей благоприятный круг общения, который могут организовать учитель, психолог и родители.
Дети доминирующего типа личности стремятся к самостоятельности, независимости, самоутверждению, обладают смелостью и склонностью к риску. Большинство таких детей – мальчики. Они непоседливы, нарушают дисциплину, привлекают к себе внимание окружающих. Наказание таких детей формирует агрессию. Лучшей мерой по отношению к такому ребенку является доверие. Ребенку нужно внушить, что все он может делать сам, но при этом должен отвечать за свои поступки. Эти дети стремятся к лидерству, необходимо помочь им наладить общение с детьми и взрослыми.
Дети чувствительного типа робки, застенчивы. Основным их свойством является чувствительность, сентиментальность, они чутко реагируют на любые оценки окружающих. Эти дети обидчивы, ранимы, часто плачут.
У детей тревожного типа наблюдается эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкая стрессоустойчивость. В школе особенно тяжело им во время контрольных работ. Для детей чувствительного и тревожного типов нужно организовать соблюдение режима труда и отдыха. Перегрузки противопоказаны. Нередко болезнь для них является защитной реакцией, поэтому они нуждаются в медицинском контроле.
Дети интравертированного типа отличаются от сверстников высоким уровнем интеллекта, для них характерна познавательная деятельность. Контакты и коллективная деятельность затруднены. Групповые формы работы часто являются психотравмирующими. Успешная адаптация таких детей возможна, при этом воздействия со стороны педагогов и родителей должны быть направлены через развитие интеллектуальной сферы. В то же время надо стараться вовлекать чувствительных и тревожных детей в процесс общения, ненавязчиво и осторожно.
Поэтому работу в классе учителю надо организовать так, чтобы всем было интересно и в то же время эффективно оказывать помощь в преодолении трудностей. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях востребован человек, который способен принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.
Опыт и школьные традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой показали, что можно решить путем организации детского самоуправления в начальной школе, которое позволит включить фактически всех учащихся в гуманистические отношения, реализующиеся в практической деятельности, поможет ребятам научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы.
Однако в силу возрастных особенностей детей, в начальной школе можно говорить только о построении соуправления. В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. Используя систему стимулирования у ребенка, возникает мотивация к собственному саморазвитию. Соуправление в среде начальной школы это сотрудничество, сопричастность, самореализация, самопознание, самоопределение. Также нельзя забывать, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой серьезные формы – совещания, заседания и комитеты ребятам не подходят. Им нужна игра, а значит и игровая модель самоуправления. В этой связи родилась идея создания игровой модели ученического соуправления. 17 мая 2013 года в МБОУ ООШ №3 г. Гуково обучающиеся 3 класса создали классную детскую организацию «СОЛНЫШКО», инициатором и организатором которой является классный руководитель Хворост Алла Валентиновна.
В ходе работы над созданием модели детского соуправления была сформулирована цель: реализация потребностей и интересов всех участников образовательного процесса в классе с использованием игровой технологии.
Задачи классного соуправления:
- Формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.
- Поддержка и развитие организаторских и лидерских способностей учащихся.
- Воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности.
- Помощь каждому школьнику, в том чтобы реализовать себя в разнообразных творческих делах.
- Частично освободить классного руководителя от организаторских, контролирующих функций, путём освоения учащимися азбуки организаторского мастерства.
- Использовать интеллектуальный и физический потенциал учащихся в решении практических педагогических задач школы.
- Реальное участие школьников в организации внеурочной деятельности в классе через своих представителей в Совете друзей.
- Придать ученическому соуправлению - характер Коллективного Творческого Дела, "через игру - в дело".
Смысл классного соуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений и толерантного поведения, и обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Соуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: подготовка и проведение КТД, участие всех (учителя, учеников, родителей) в событиях школьной и классной жизни, жизни социума.
За основу взяты принципы гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
- уважительное отношение между взрослыми и детьми;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка.
За период существования классной детской организации «Солнышко» (2-е полугодие 2012-2013 учебного года и 1четверть 2013-2014 учебного года) педагогом-психологом проводились следующие исследования:
- Мониторинг мотивации учащихся к обучению.
- Мониторинг умственного развития обучающихся.
- Мониторинг взаимоотношения друг с другом в классном коллективе.
- Мониторинг перегрузки обучающихся.
- Групповое консультирование обучающихся.
- Групповое консультирование родителей на родительском собрании по результатам социометрии, психологического часа «Качества важные для дружбы» и групповых занятий с обучающимися по программе «Шаг навстречу».
Результаты:
- 2 обучающихся из последней группы перешли во вторую, т.е. из группы «изолированные» в «предпочитаемые» (адаптировались, нашли друзей и свое место в классном коллективе.)
- 2 обучающихся из третьей группы перешли во вторую т.е. из «принимаемых» в «предпочитаемые» (их место в классном коллективе улучшилось.)
- На 3 % улучшилась мотивация обучающихся на приобретение знаний, т.е. ребята более серьезно и ответственно стали относиться к выполнению школьных заданий, проявляют творческие способности, используют современные средства для приобретения знаний и полезных навыков.
- На 50% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития логического мышления (методика Э.Ф Замбицявичене «Определение умственного развития детей»):
Развитие логического мышления | 3 класс 2012-2013 учебный год | 4 класс 2013-2014 учебный год |
Высокий уровень | 12,5 % | 62,5% |
Средний уровень | 81,25 % | 31,25% |
Низкий уровень | 6,25% | 6,25% |
- снизились показатели перегрузки учащихся на 11 %.
Таким образом, психолого-педагогические основы взаимодействия в начальной школе дают положительную динамику для самореализации личности младшего школьника.
Литература:
1.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. - Волгоград: Учитель, 2011.
2.Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1, 2, 3 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М., 2009-2010.
3.Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-н/Д, 2003.
4.Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. Методическое пособие.-Минск. Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков "Мы – детям" , 1999.
5.Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии.
Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 2001.
6.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебное методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность, как условие самореализации личности школьника.
Презентация-отчет стажировки ( с 28.03 по 08.04 2011) на базе инновационных школ и гимназий РТ (гимназия №122 г. Казани).Благодарим преподавателей и администрацию гимназии за теплый прием. Дальн...
"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"
Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....
Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса
В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...
Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....
Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...
Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...