Занятие по развитию исследовательских умений/ 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Ишкова Мария Николаевна

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.rar4.63 КБ

Предварительный просмотр:

2 КЛАСС

Научные исследования и наша жизнь.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «проблема»;
  • Развивать речь, мышление, умение видеть проблему;
  • Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Ход. занятия

        

I.Организационный момент.

Учащиеся делятся на четыре группы.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что такое исследование?

- Какие науки вам известны? (математика, биология, …)

- Какие области исследования вам известны? (космос, ….)

- Какими качествами обладает настоящий исследователь? (Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, выделять главное…)

- О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, компьютер, кино, медицина, транспорт).

Вывод: На наших занятиях в этом году мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необходимо для того, чтобы написать еще одну коллективную исследовательскую работу, только теперь мы будем работать по группам.

III. Практические задания.

- Сегодня на занятии мы будем учиться видеть проблему.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.

Задание 1. Посмотрим на мир чужими глазами.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

        Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

Надо продолжить этот рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания:

  1. представив себя водителем грузовика, едущего по дороге;
  2. представив себя главой …. городского округа;
  3. представив себя вороной, сидящей на дереве;
  4. представив себя зайчиком или лисичкой в лесу.

Обсуждение придуманных текстов в группах, заслушивание готовых вариантов.

Вывод. Одну и ту же возникшую проблему каждый вариант видит и решает по-своему.

Задание 2. Выявление причин и следствий.

        Проверим, насколько вы наблюдательны, внимательны в реальной жизни. Слова в предлагаемом  списке особым способом связаны между собой.  Найдите и назовите, что является причиной, а что следствием.

Слова и словосочетания, написанные на доске:

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

Утро, солнце, радость пение, птиц, радость.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Рекорд, медаль, тренировка, победа.

Вывод. Без умения владеть понятием «проблема», «причина», «следствие» не может быть абстрактного мышления.

IV. Итог занятия.

- Мы учились сегодня видеть проблему, пытались ее решить, выявляли причину и следствие.

        Важным средством развития мышления являются загадки. Таковыми средствами они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же серьезное задание.

Домашнее задание: найти и описать по 2 загадки, в содержании которых есть описания-отгадки. Например: «Стоят в поле сестрички; желтый глазок, белые реснички». (ромашки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Развитие исследовательских умений младших школьников. Мастер-класс

Тема семинара: Системно-деятельностный подход как основа развития ребенкаТема выступления: Развитие исследовательских умений младших школьниковФорма выступления: мастер-классДата проведения: 10.04.201...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...