Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».
учебно-методический материал по теме
Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательных статей для более опытных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»
Елабужского муниципального района.
Из опыта работы
ТЕМА: «Инновационные образовательные технологии в начальной школе».
подготовила
учитель начальных классов
Шаймарданова
ДжамилияХабибуловна
г.Елабуга
2013
Инновационные образовательные технологии в начальной школе.
ШаймардановаДжамилияХабибуловна - 1953 года рождения, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагогический стаж –39 лет.
Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными считаем процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мнене столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Как же в этих условиях облегчить жизнь учителю, сделать обучение более интересным для ребенка?
Главная цель моей работы - достижение оптимального общего развития каждого ребёнка: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника.
Исходяиз этого, я стараюсь поставить каждого ребенка в позицию активного участника, даю возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, пытаюсь научить работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
В качестве примера, предоставляю Вашему вниманию разработку урока на основе интеллектуально – развлекательной игры «Большие буквы» по теме: Б. Гримм «Бременские музыканты».
Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты».
Цель: закрепить знание пройденного материала; развивать логическое мышление и общий кругозор учащихся.
Тип урока: интегрированный урок – игра.
Метод: деятельностный, словесный.
Оборудование: доска, мел, указка, кубики с буквами, фотографии(рисунки) главных героев сказки, вспомогательный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, постановка цели и задач урока учащимся. Представление команды.
- Ребята, сегодня нам с вами предстоит, необычный урок , мы будем играть в одну увлекательную игру, она называется «Большие буквы».
Правила игры состоят в следующем: игра состоит из нескольких туров, в которых вам необходимо будет выполнять поставленные задачи. По окончании урока, мы определим победителя.
Ход урока.
1 тур.
- Ребята, перед Вами представлены кубики, на которых вы видите буквы. Ваша задача состоит в том, чтобы составить из этих букв слово, которое имеет прямое отношение к сказке - теме нашего урока.
ПЕТУХ.
Если вы правильно составите слово, то получите первую большую букву, из которых впоследствии вам нужно будет составить главное слово. Время на выполнение задания - 5 минут. Буква Й(И)Ребята, но и это еще не все, вы можете заработать один восклицательный знак, для этого вам необходимо назвать 15 названий домашних животных.
2 тур.
- Итак, второй тур. Ваша задача состоит в том, чтобы в заданном тексте найти ошибку. Вам будет предоставлен некоторый текст, в отрывке будет одна ошибка, Вам необходимо будет ее найти и исправить, ошибка только одна!!!!! Если сумеете исправить все ошибки, получите еще одну букву.
- «Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осел — хороший осел, умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице, тоскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.
Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы, — и выгнал его из дому.
Испугался осёл: «Куда я пойду, куда денусь! Стар я стал и слаб». А потом подумал: «Пойду-ка я в немецкий город Бремен и стану там уличным музыкантом».
- «— Ах, осел, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила, по полям и болотам за дичью бегала. А теперь стара стала, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать — не знаю.
— Пойдем со мной в город Бремен, — отвечает ей осел, — зделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть».
- «Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот; печальный сидит, невесёлый.
— Что ты такой печальный? — спрашивает его осел.
— Что ты такой невиселый? — спрашивает собака.
— Ах, — говорит кот, — пожалейте вы меня, осел и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил — ловил крыс и мышей. А теперь стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка, не могу я больше мышей ловить, и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться, — не знаю».
- «Шли они, шли, проходят мимо одного двора и видят — сидит на воротах петух. Сидит и кричит во все горло: «Ку-ка-ре-ку!»
— Ты что, петушок, кричишь? — спрашивает его осел.
— Что с тобой случилось? — спрашивает его сабака.
— Может, тебя кто обидел? — спрашивает кот.
— Ах, — говорит петух, — пожалейте вы меня, осёл, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут — вот и собираются хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?»
- «Шли они, шли, и вот настала ночь. Осёл и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую вирхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.
Смотрел, смотрел и увидел — светится невдалеке огонёк.
— Огонёк светится! — кричит петух.
Осёл говорит:
— Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом стоит».
- «Закричали они и ввалились через окно в комнату. Испугались разбойники и убежали в лес.
Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли.
Осел растянулся во дворе на сене, собака улиглась перед дверью, кот свернулся клубком на теплой печи, а петух взлетел на ворота.
Потушили они огонь в доме и заснули».
Время на выполнения задания 5 минут. БукваК. Чтобы заработать еще один восклицательный знак, вам нужно назвать 10 сказок, где упоминаются животные.
3 тур.
- Следующий тур – это помощь ваших болельщиков. Если ребята справятся с поставленной задачей, вы сможете заработать еще одну букву.
Задание для болельщиков: необходимо назвать 10 песен о животных.
4 тур.
- Задание для 4 тура заключается в следующем. Вам завяжут руки, нужно будет «без рук» съесть то, что лежит у вас на тарелке и угадать, что написано с обратной стороны тарелки, затем, посмотреть. (Зелень - Осел, Горох - петух, молоко - кот, мясо - собака, яйцо-король, торт-принцесса).
Время на выполнения задания 5 минут. Буква Б. Чтобы заработать еще один восклицательный знак, вам нужно назвать 15 названий диких животных.
- Итак, ребята, перед Вами слово, которое нужно отгадать, используя буквы, которые заработали, если не получится, можно использовать вопросительные знаки.
РАЗБОЙНИК
- Ребята, ну а сейчас супер - игра, вам нужно составить как можно больше слова из этого слова. Оставшиеся восклицательные знаки, заменяют доп. 10 секунд к минуте.
Разбой, бой, кино, кон, бок, забор, бор, зной, кобра, бирка, коза, рак, кора, закон, роза.
3. Итог урока.
- Ну а сейчас мы подведем, с Вами итоги и будем награждать победителей нашей игры.
Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;
- дистанционные олимпиады и конкурсы;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся.
Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
В качестве примера, я хотела бы привести урок, посвященный С. А. Есенину. В котором ярко выражено присутствие использования ИКТ на уроке литературного чтения в 3 классе.
« Я ЕЩЕ ДОЛГО БУДУ ПЕТЬ...»
Тема:ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
ЦЕЛЬ: познакомить с творчеством великого поэта и его произведениями;
- развивать выразительность, навык быстрого чтения, речь, память,
кругозор;
- прививать любовь к родному краю, к природе.
ТИП: комбинированный, словесный, наглядный,
МЕТОД: проектно-деятельностный.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, учебник, дидактический материал, грамзапись, костюмы, портрет писателя, выставка художественной литературы, интерактивная доска.
Ход:
1. Организационный момент.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Портрет Я снова здесь в семье родной
Рисунки Мой край задумчивый и нежный
С.Есенин
Тихо звучит музыка (песня)
1 страница
Ведущий: В ста семидесяти км южнее Москвы начинается деревня, рязанская земля - «страна берёзового ситца».
1 ученик: Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и в росе,
В поле слоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Ведущий: Родина великого русского поэта С.Есенина - старинное село Константинове. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.
2 ученик: Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Ведущий: В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный
деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»
2 страница «Есенин о себе»
3 ученик : В октябре 1925 г поэт писал о себе: «Родился в 1895 году 21
сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминскойволости, в селе Константинове»
4 ученик: С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному
деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство.
5 ученик: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с
половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку!
6 ученик: Потом меня учили плавать. Один дядя (д.Саша) брал меня в
лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.
7 ученик: После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью
собаку, плавал по озёрам за подстрелянными утками, очень хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
8 ученик: Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам мыли меня , стригли ногти и гарным маслом гофрили голову. Потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало.
9 ученик: Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень
захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковь-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт к счастью, этого не случилось.
10 ученик: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное
творчество к 16-17 годам.
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве,
Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышуГде-то песнь соловья Вдалеке я слышу.
3 страница: «Есенин и отчий край»
11 ученик: Край родимый
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий:С.А.Есенин уже став известным поэтом, никогда не забывал родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С.Есенин писал о родных местах:
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под родным кровом.
12 ученик: А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах Тихо август прилёг ко плетню. Держат липы в зелёных лапах Птичий гомон и щебетню.
13 ученик: Я любил этот дом деревянный
В брёвнах теплилась грозная мощь.
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
14ученик: Мелькают часовни, колодцы,
Околицы и плетни
И сердце по-старому бьётся,
Как билось в далёкие дни!
Ведущий: С особенной остротой переживал поэт встречи с родным селом в последние годы жизни.
Нивы сжаты, рощи голы... Физминутка:
4 страница: «Есенин и Россия»
Ведущий: Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России... Судьба Родины, народа всегда волновала С.Есенина.
Звени, звени златая Русь,
Волнуйся неуёмный ветер
Блажен, кто радостно отметил
Твою пастушескую грусть
Звени, звени златая Русь.
Россия и берёза неразрывно связаны друг с другом
Сценка «Зелёная причёска...»
5 страница: «Есенин и музыка»
Ведущий: Больше всего Есенин любил русские песни. За ними он
проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил её - грустную, задорную, старинную, современную.
(Звучит песня)
6 страница «Есенин - нежное имя»
Ведущий: Творчество С.Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.
15ученик : «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнямисокровищ его души» (А.Толстой)
16 ученик: «Такой чистый и такой русский поэт» (М.Горький)
17 ученик: «Человек будущего также будет читать Есенина, как его
читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь. Есенин - это вечное, как это озеро, это небо...»
(Николай Тихонов)
18ученик: Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю - её синеющие речные дали, обнаженные ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над селами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги. (К.Паустовский)
7 страница «Я ещё долго буду петь»
Ведущий: Вот и перевёрнута последняя страница нашего устного
журнала, который мы подготовили к этому уроку. Поэзия его вечна, потому что писал он о вечном - Матери, Родине, Природе, Любви.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
На протяжении всего урока используется следующая презентация. (см. в приложении).
Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными считаем процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.
В силу того, что инновации заключают в себе- в основном контексте, поиск. Я решила обратиться, скажем так к системе Л.В.Занкова, целостность которой достигается благодаря взаимодействию всех её частей. Причем, данная система, напрямую связана, с основной целью моей работы и тем, что лежит в основе обучения и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.
Для системы Л.В. Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В ней реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
И еще один пример, из практики использования иннновационных методов обучения. Урок на тему: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.
О К Р У Ж А Ю Щ И Й М И Р .
ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.
ЦЕЛЬ: 1) Конкретизировать, углубить, систематизировать знания об экологии.
2) Научить учащихся анализировать, делать выводы, решать проблемы, развивать наблюдательность, общий кругозор.
3) Воспитать любовь к родному краю, бережному отношению к природе, способствовать патриотическому и правоохранительному воспитанию.
ТИП УРОКА: Интегрированный урок окружающего мира и чтения, закрепление знаний, умений и навыков.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Проблемно- поисковый.
ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетные картинки, предметные картинки, таблицы с ответами, сигнальные карточки, аудиозапись, дополнительная литература, призы, кубики с буквами.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: Эпиграф, таблицы, репродукции.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Беседа об экологии.
Решение экологических проблем:
-- беседа о комарах;
-- беседа о воробьях;
-- об экологической катастрофе.
3. Физминутка.
4. Беседа о краеведении:
-- о нашем городе,
-- о наших земляках,
-- о природе Елабуги,
-- чтение стихотворения.
5. Итог урока:
а) подведение итогов,
б) награждение победителей,
в) домашнее задание.
Х О Д У Р О К А .
1. Организационный момент.
Объявление цели урока:
- на уроке мы будем анализировать, делать выводы, решать проблемы.
2. Беседа об экологии:
а) - что такое « экос» и «логос»?
дом и наука.
- Экология – наука о доме.
- Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между живыми существами их окружающей средой, между человеком и природой (слово «ЭКОЛОГИЯ» на доске).
б) Учитель: По вине людей уже исчезли или на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от 1 до 10 видов животных и по одному виду растений еженедельно. Это больше, чем появляются новые.
В 1948 году создан Международный Союз Охраны природы (МСОП), а в 1966 году издана Красная книга (цвет красный – сигнал тревоги) через 14 лет книга переиздавалась. Почему?
Ученик: - потому что появились новые виды животных и растений, которые на грани исчезновения.
б) А сейчас расскажем о комарах (ученик рассказывает)
- в чем проблема? , - что надо было сделать, чтобы избежать этого?
г) Рассказ о воробьях ( ученик рассказывает) ( В Китае истребили всех воробьев.)
- чем это закончилось?
- надо ли было это делать? Почему?
Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые? - ответы детей.
д) Экологическая проблема:
- работа по рисунку, беседа;
- решение проблемы.
4. Физминутка (аудиозапись музыки). Приглашаем вас в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
встали и тихонько сели.
- Из коробки-грамотейки выпадают кубики с буквами, из них надо составить слово: КРАЕВЕДЕНИЕ.
- какое это слово? (сложное)
- из каких корней состоит это слово?
- Краем ведать.
Поговорим о Елабуге, нашем благодатном крае, который красив своими лесами, полями, своей природой.
- Сколько лет нашей Елабуге? (1000, беседа).
6. 1) а) У нас в городе много музеев, но покажите название музея, которого нет в Елабуге.(4)
1. Н. ДУРОВА
2. И ШИШКИНА.
3. А. ГОВОРОВА.
4. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
5. М. ЦВЕТАЕВОЙ.
6. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА.
б) Назовите музей, который находится в нашей школе.(3)
2) На доске 6 репродукций картин, 5 из них И.И.Шишкина.
- покажите картину «Рожь»
- какая из этих картин не принадлежит кисти И.И.Шишкина?
3) На доске названия деревьев.
1. СОСНА.
2. РЯБИНА.
3. ДУБ.
4. КЛЕН.
5. ОСИНА.
6. БЕРЕЗА.
- Из древесины какого дерева изготавливают самую прочную мебель и в кораблестроении? (3).
- Плоды какого дерева используют в пищевой промышленности?(2).
- Какие деревья преобладают в наших лесах?(1).
- Какие деревья используютпри изготовлении музыкальных инструментов?(4)
4) Чтение и разбор стихотворения.
7. Итог урока:
-- из-за чего на Земле становится много лесов?
-- какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
-- отчего загрязняется вода в реках и озерах?
-- что люди делают для спасения живой природы?
-- что такое заповедники?
Награждение победителей.
- Д/З выучить стихотворение.
Причем, на примере данного урока мы видим переплетение уроков литературы,
окружающего мира и русского языка, что наглядно показывает, что в начальной школе нет главных и вспомогательных предметов, они все имеют четкую связь между собой.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.Также можно отнести к инновационному подходу в обучении. Потому что ничто не стоит на месте, все изменяется, и любознательность школьников в этом не исключение. Ведь, чем больше нового входит в нашу жизнь, тем больше хочется расширить границы нового и непознанного, что приводит к поиску новых аспектов обучения и воспитания.
И вот теперь в силу вступает один из основных методов обучения: проблемно – поисковый, который и отвечает засистемную организацию поисковой самостоятельной деятельности, достигаемой с помощью применения технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении. Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. Одним из которых и является организация деятельностного метода (аспекта), использование активности которого , во многом обеспечивает успешность ее реализации в полной мере отражает идеи личностно- ориентированного обучения.
И еще один пример из практики использования инновационных методов, урок- игра «»Кто умнее второклассника», причем проводился он вместе с родителями, что не совсем характерно в работе, но достаточно эффективно влияет как на образовательный, так и на творческий потенциал учащихся.
КТО УМНЕЕ ВТОРОКЛАССНИКА.
Тема: Экология.
Цель: познакомить с игрой; учить видеть прекрасное в обычном явлении природы; формировать умение четко, полно, широко излагать свои мысли; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности; воспитывать экологическую культуру школьника, бережное отношение к природе, воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром.
Форма проведения: игра.
Метод: словесный, проблемно- поисковый, наглядный.
Оборудование: Красная книга,магнитофон, аудиокассеты, высказывания о природе, названия тем, фишки, в виде животных; костюмы выступающих, выставка книг и рисунков о природе и энциклопедии.
« Кем бы ты ни был. Жизнь твоя
должна быть духовно богатой,
ты должен видеть прекрасное,
уметь любоваться им, беречь его».
(Герман Титов).
Х О Д
1.Организационный момент.
(на аудиокассете звучит стихотворение)
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир живой природы и экологии, продолжим говорить об удивительном мире, нас окружающем и о тех представителях флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу не только Татарстана, но России и в Международную Красную книгу. А проведем мы его, играя вместе с вашими родителями.
Итак, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на развлекательно-познавательной игре: «Кто умнее второклассника?», но дорогие родители если вы не сможете ответить на все вопросы, то вы должны сказать, что:- «Я не умнее второклассника!»
(на доске 6 тем, каждая определенного цвета)
РАСТЕНИЯ ГРИБЫ
ЦВЕТЫ ЖИВОТНЫЕ
ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ
(участвуют 1 родитель и 5-6 учеников, родитель выбирает тему, заслушивает вопрос и отвечает, если не знает ответа, то может воспользоваться тремя подсказками) ( ПОДГЛЯДЕТЬ – может подсмотреть, но может взять свой ответ; СПИСАТЬ – тупо списать, берем без дополнения; СПАСЕНИЕ – если кто-нибудь из детей ответит правильно, то родитель остается в игре.) Родитель выбирает тему и партнера из учеников, за каждый правильный ответ получают фишки в образе животных. Дети тоже получают фишки.
- ГРИБЫ:
а) К какому «царству» относятся грибы? (к особому «царству» грибов)
б) Какой гриб носит воинское звание? (белый гриб, или«полковник»).
в) Где используются грибы? (в производстве лекарств, чернил и клея, для дрожжевого теста, при выпечке хлебобулочных изделий; первым антибиотиком был пенициллин, его получают из плесени; выполняют главную роль в процессе разложения умерших животных и растений, и следовательно в повышении плодородности почвы).
- ПТИЦЫ:
а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвина)
б) Какая птица умеет ходить по дну реки? (воробей – оляпка)
в) Какая птица умеет спать во время полета? (аист).
( Небольшая переменка: исполнение песни о птиц «Всем нужны друзья»)
- РАСТЕНИЯ:
а) Назови самое быстрорастущее на Земле растение? (бамбук – до 1 метра в сутки)
б) Какое дерево является для пчел настоящим санаторием? ( клен остролистый. Очень рано, уже в начале мая, ветви его покрываются желто-зелеными букетиками цветов. На цветущий клен охотно летят пчелы. С одного гектара кленовых деревьев можно получить 200 кг меда. Из клена делают кларнеты и флейты--музыкальные инструменты).
в) Назовите хищные растения? (Росянка – насекомоядная трава, волосики листьев выделяют липкую жидкость для улавливания и переваривания насекомых; Жирянка – насекомоядное растение, с мясистыми ловчими листьями; Пупырчатка – растет в стоячих водах торфяных болот, лишенное корней, пузыри на веточках).
- ЖИВОТНЫЕ:
а) Назовите животных, которые летают? (летучая мышь и белка – летяга, которая ведет ночной образ жизни, отпугивает характерный запах мочи, питается листьями, корой, цветами, ягодами).
б) Как живут и охотятся львы? (львы – единственные кошки, которые живут и охотятся стаями, строго соблюдая иерархию – от старшего к младшему, охотятся в основном львицы, львы появляются только тогда, когда добыча уже убита, и получает свою «львиную долю», съедает 20 кг раз в 2-3 дня).
в) Чем занимается зимой черепахи? (не спят, а впадает в анабиоз, жизненный процесс в их организме снижается к минимуму. У черепах прекрасный слух, зрение – реагирует на белый, красный, желтый свет, не воспринимает синий, фиолетовый, голубой. При помощи обоняния добывают не только пищу, но и общаться с сородичами. Морские черепахи выходили из воды на долгое заунывное пение. Вероятно, это правда, сейчас мы узнаем, посмотрев сценку.
Сценка: «ЧЕРЕПАХА И ЛЬВЁНОК».(из мультфильма)
(действующие лица: ведущий, черепаха и львёнок)
- НАСЕКОМЫЕ:
а) Воинское звание и название насекомого? (Адмирал – залетные особи, дают одно поколение, откладывают яйца и питаются гусеницы на крапиве, могут жить в паутине).
б) Для чего у божьей коровки черные точки? (коровками их называют, потому что они умеют выделять «молоко», правда не белое, а оранжевое, ядовитое; они - хищники, очень прожорливые, за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей .Приносят счастье)
в) Кем питается стрекоза? (Комары и мошки любимая еда, комара – съедает на лету, а муху – садясь на веточку, неторопливо).
Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась!
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
6.ЦВЕТЫ:
а) У какого растения самое продолжительное время жизни цветка? ( у цветка орхидея – 80 дней)
б) Назови символ подснежника ( Надежда .Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник , согрело землю и открыло дорогу Весне).
в) Назовите самые древние цветы? (хризантемы – 2500 лет).
Исполнение танца: «Вальс «цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Вот и закончилась наша увлекательная игра.
А сейчас прочитаем удивительные стихи об охране природы:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
(Стук в дверь, входит почтальон, принёс письмо.Ребята, это экологическое письмо, давайте послушаем).
Этим летом мы решили съездить всем классом за город.
Игорь, наш староста, договорился с директором школы об автобусе, и мы поехали. Нам было весело. Правда, сначала шёл дождь, но мы не испугались и развели костер под ёлкой, где сухо. Потом мы гуляли. Видели хищную птицу и долго искали её гнездо на земле, но не нашли. Солнце высушило траву, залетали бабочки, и мы поймали почти всех для коллекции. Одна очень красивая бабочка, большая и с хвостиком на крылышках. Затем мы помогали шоферу мыть в речке автобус, а тем временем Пашка нашел ямку и сачком выловил там всех мальков для ухи. После обеда мы играли в прятки, с криками носились по лесу. Девочки собирали букеты. Аня набрала букет из красивых луговых васильков. Даша – из черёмухи, а Надя – из ландышей, кувшинок, собранных на опушке.
Какие поступки, приносящие вред природе, совершили ребята?
Какие биологические ошибки есть в этом письме?
(Ответы учащихся).
Оценить эффективность проектной деятельности не настолько сложно, как это может показаться, причем сразу нужно заметить, что выходят на первый план несколько очевидных аспектов:
-повышения интереса к обучению;
- развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи;
- систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации;
-и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости.
Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности. При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации. Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов. Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению.
Исходя из мониторинга результатов, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по формированию проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.
Проведя мониторинг результатов, я могу сделать следующий вывод:
- при систематическом применении проектной деятельности учащихся и других инновационных методов обучения, можно четко отследить повышение качества обучения школьников, уровня формирования проектнойкомпетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми навыками и умениями в соответствии с ФГОС.
Список использованной литературы:
- Интернет ресурсы
http://standart.edu.ru/
методическая литература:
Беседы с учителем 2 кл., под редакцией Л. Е. Журовой, М., Изд. центр «Вентана – Граф», 2007 г.
- Методическое пособие «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2006 г.
- Н.А. Пряхина Родные истоки. Книга для внеклассного чтения 1-4 кл. (1-3) М. «Издат-школа» 1997 г.
- Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2009 г.
- М. Суворова «Большая хрестоматия для начальной школы» М. «Эсксмо» 2007 г.
- Братья Гримм «Сказки»
- Аникина А.. Жарова Т., Акшина Т. Игры на уроках русского языка – М.: Русский язык, 1990
-Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике – М.: Просвещение, 1989
-Патрушева В.В. Играем, считаем // начальная школа. – 1994. - № 5
-Перькова О.И., М.А. Вержбицкая Время подводить итоги // Начальная школа. – 1989. - № 9
-Родионова Л.Г., Сазанова А.И. Раз, два три – отвечай!. – М., 1994
-Седова О.О. Элементы занимательности на уроках // Начальная школа. – 1982. - № 9-10
-Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение 1975
-Сахаров И.П. Н.Н Аменицкий Забавная арифметика. – С-Пб.: Лань, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...
Ресурсы и современные образовательные технологии в начальной школе на уроках математики с переходом на ФГОС НОО. Из опыта работы.
В начальной школе учителя используют различные технологии и интернет- ресурсы на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимп...
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Представление научно-исследовательской работы....
Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....
Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"
Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей....