Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
статья на тему
В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_obrazovat._tehnologiy_iz_opyta_raboty_ermilova_n.n.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
«Использование образовательных технологий в начальной школе»
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вот уже 11 лет работаю в данной школе по УМК «Школа России».
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе использую элементы современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков, внеклассной работы в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
В своей практической деятельности по организации педагогической работы я ставлю конкретную цель - развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет применение новых методов и элементов современных образовательных технологий: технология поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающего обучения, игрового обучения, технология исследовательской направленности (в рамках НОУ), технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения. В связи с введением ФГОС НОО урочную и внеурочную деятельность строю на основе системно-деятельностного подхода.
Активно использую современные технические средства обучения: интерактивную доску, мобильный компьютерный класс в рамках реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер», программное обеспечение (личная медиатека, имеющиеся в школьной медиатеке ЭОРы), ресурсы сети Интернет, самостоятельно созданные электронные пособия.
Используемые мною средства информационных технологий направлены на повышение познавательного интереса на уроках: обучающие компьютерные программы, энциклопедии, справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках, интернет ресурсы, мультимедийные презентации.
Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий: использование на уроках и во внеурочной деятельности школьной локальной сети, интерактивной доски; участие в дистанционных олимпиадах и семинарах: Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты «Старт», Международный конкурс специалистов проекта ЭМУ, Международный конкурс-игра «Кенгуру – математика для всех», Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех», Всероссийская олимпиада ОВИО «Наше наследие», Всероссийская олимпиада «Летописец».
Своими педагогическими и методическими наработками делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на методических днях, семинарах, педсовете, районных педагогических конференциях. Открытые уроки и внеклассные занятия по предмету, воспитательные мероприятия провожу с использованием ИКТ. В работе использую автоматизированную информационную систему «Сетевой город. Образование», в системе работаю с электронным журналом по преподаваемым предметам.
Таким образом, информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки, занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Актуальность проектной технологии возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.
Данную технологию я реализую через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Кроме модульных программ ФГОС НОО в своей деятельности я разработала и использую программу дополнительного образования для 1-ого и 2-ого классов «Проект - это просто» (утверждена школьным методическим советом, Протокол от 26.08.2014 № 1)
Созданная программа «Проект – это просто» является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Социальное», основной целью которой является выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов обучающихся. Являюсь педагогом-тьютором муниципальной стажировочной площадки «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО». Провела открытое занятие в рамках кружка «Проект – это просто» по теме «Интересные люди. Интервьюер» (2013г).
На районном семинаре-практикуме «Практика реализации ФГОС начального общего образования в Ямальском районе» поделилась опытом работы по теме «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО» (2012г.). Принимала участие в региональном конкурсе исследовательских проектов педагогов ОУ ЯНАО. Представила комплект сценариев занятий по теме «Без духовного не может быть здорового!» (2012г.)
Исследовательские работы и творческие проекты, выполненные младшими школьниками под моим руководством представлены на школьной научно-практической конференции «Мир, в котором мы живём»: Нядынги Вера, 3класс «Комнатные цветы - это роскошь или необходимость в условиях Крайнего Севера?» (2010г.), Пырирко Александрина, 4 класс «От тайн природы к приметам природы» (2011г.).
Обучающиеся успешно участвуют в районных, окружных и Всероссийских исследовательских и творческих проектах, таких, как:
- Муниципальный тур IV окружного конкурса юных натуралистов экологов (призёр, 2010г.);
- Всероссийский детский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (диплом лауреата, 2010г.);
- Муниципальный тур III заочного конкурса «Юный исследователь» (призёр, 2011г.);
- IV окружное (заочное) соревнование юных исследователей-школьников «Ступень в будущее. Юниор» (участие, 2012г.)
- Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (диплом участника, свидетельство о публикации, 2011, 2012гг).
Неотъемлемой частью образовательного процесса являются здоровьесберегающая деятельность, которая позволяет соблюдать охранительный режим обучения, выбирать темп учебной деятельности, равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
∙ Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
∙ В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Например: «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п |
Этап урока | Варианты использования образовательных технологий |
Методы и приёмы |
1 |
Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа | ||
Здоровьесберегающий подход | -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка | ||
2 |
Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) | ||
3
|
Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках) |
Гуманно-личностная технология | - создание ситуации успеха | ||
Компетентностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах. парах | ||
Информационно-коммуникативные технологии | - знакомство с новым материалом на ПК -разноуровневые задания на ПК
| ||
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
| ||
Игровые технологии |
Игровая ситуация
| ||
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации | ||
4 |
Физкультминутка |
Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 |
Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК | ||
6 |
Подведение итогов урока. | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология
| - создание ситуации успеха | ||
7 |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология
| - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
В заключении, можно сказать, что сочетание элементов образовательных технологий, как в структуре урока, так и во внеклассной работе положительно влияют и на мотивацию школьника к образовательному процессу, на возможность повышать качество образования, на развитие индивидуальных способностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...
Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны
Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....
Выступление на МО учителей начальных классов «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ»
Академик Владимир Павлович Беспалько сказал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технол...
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...
Обобщение опытом на педагогическом совете " Практика применения образовательных технологий в начальных классах"
Образовательные технологии: ИКТ-технологии, метод проектов, портфолио...