Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"
презентация к уроку по теме
Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.ppt | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. 1.Актуальность данной темы. 2.Отличие проблемного обучения от традиционного. Глава 1. Понятие проблемного обучения. Проблемное обучение по Дж. Дьюи. Особенности содержания проблемного обучения. - Технологическая схема проблемного обучения. Глава 2. Методы проблемного обучения. Заключение. план:
Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса. Постепенно нарастало осознание того обстоятельства, что обучение - бинарный, двусторонний процесс, что при изучении этого процесса одинаково важно исследовать и деятельность учителя, и деятельность учащихся. Вторая причина возникновения теории проблемного обучения - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции. Актуальность темы.
При традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.). При проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений). Отличие проблемного обучения от традиционного.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Проблемное обучение по Дж. Дьюи.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Особенности содержания проблеммного обучения.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Технологическая схема проблемного обучения.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Таких методов три: 1) проблемное изложение, 2) эвристическая беседа, 3) исследовательский. При проблемном изложении самостоятельность детей невелика: они следуют своею мыслью за мыслью и рассуждением учителя, осуществляющего целостное решение задачи. Продуктивным при проблемном изложении оказывается показ младшим школьникам алгоритма решения проблемных задач учителем. В эвристической беседе школьники самостоятельно решают проблемную задачу по частям, этапам, ведомые цепочкой логически следующих друг за другом проблемных вопросов учителя. При использовании исследовательского метода проблемные задачи решаются школьниками самостоятельно и помощь учителя предельно минимальная. Методы проблемного обучения.
Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность учащихся выступает таковою прежде всего в процессе познавательной деятельности. Заключение.
Литература: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Интегрированные уроки в начальной школе".
Всё про интеграцию в начальной школе....
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ на уроках в начальной школе при реализации ФГОС"
Сегодня образовательный процесс немыслим без использования ИКТ. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мо...
Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)
Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...
Презентация на тему " Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе"
На методическом объединении я выступала на тему "Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе".И хочу поделиться своей презентацией....
Презентация выступления на методическом совете "Групповая работа на уроках в начальной школе и границы её применения"
Данная презентация содержит цели групповой работы и обращает внимание на важные моменты групповой работы....