Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
опыты и эксперименты (3 класс) на тему
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 136 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete.pptx | 989.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на педагогическом совете.
Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых
образовательных стандартов».
Подготовила:
Учитель начальных классов
Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
(Слайд 2). Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.
(Слайд 3). Ресурсы развития современного урока:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый.
Главный ресурс урока – сам учитель
Технологический ресурс современного обучения
Технология обучения — это педагогическая система, включающая
упорядоченное содержание, специально организованные операции и
действия,
которые
дидактических целей.
Начиная работу с учащимися, сталкиваешься с рядом проблем:
- -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- -неумение следовать инструкции ,внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- -невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- -отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную
- при изучении предметных тем на уроках окружающего мира ограничивается время на проведение исследования и творчества;
- часто изучение отдельных тем не дает учащимся полного представления о системе знаний, закономерностях, а также теряется взаимосвязь различных тем курса.
- недостаточный уровень умения учащихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты;
- недостаточный уровень умения учащихся эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Обдумывая эти проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные в рамках стандартов второго поколения, необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность.
(Слайд 4). Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект - это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое. Из всех предметов начальной школы в отношении применения метода проектов наиболее эффективно срабатывают уроки окружающего мира. В процессе изучения окружающего мира ,учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.
(Слайд 5). Регулятивные УУД:
- определять цель
- определять проблему в деятельности
- выдвигать версии,
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий
(Слайд 6). Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
4. Презентация результатов.
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:
Виды проектов | УУД | Результативность деятельности |
Творческие | Регулятивные | – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. |
Информационные | – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
| |
Коллективные | Регулятивные | – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. -саморегуляция и оценка, контроль и коррекция
|
По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.
Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта | Роль учителя | Роль ученика | Формируемые УУД |
Замысел | Организатор | Участник замысливания | В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. |
Деятельностный этап | Консультант | Творец | В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. |
Представление работы | Координатор | Диктор и артист | В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. |
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.
Литература:
- М. Романовская: Метод проектов в начальной школе//Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2013.
- Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2010.
- Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2012. № 9
- Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010.
- «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» Викторова И.А//http://obrotdelstr.narod.ru/doc/
Проект «Овощи на грядке-здоровье в порядке!»
(Слайды 7,8,9).
Паспорт проекта
Вид проекта - Долговременный (с февраля по октябрь)
Участники проекта:
Дети, кл. руководитель, родители.
Целевая аудитория:
Ученики начальной школы.
Актуальность проекта.
Зима в самом разгаре. На дворе разыгрываются вьюги, а в классе, на подоконнике - весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в школе радость всем, от мала до велика. Не изобилием славятся грядки на окне, а возможностью живого общения с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием.
Объект проекта:
Посадка семян помидоров, огурцов, редиса.
Предмет проекта:
Выращивание рассады овощей в комнатных условиях.
Проблема:
Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними.
Цель проекта:
Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
(Слайд 10). Задачи проекта:
1. Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход); учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки) .
2. Развивать воображение, речь, фантазию, старательность, желание аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным
окружающим, добиваться результатов; воспитывать любовь к труду;
создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы представления о выращивании растений и правила ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Научатся пользоваться орудиями труда. Разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться результата.
Необходимые материалы:
Контейнеры с землей, пророщенные семена растений, лейка, лопаточка, палочки для рыхления, оформление для огорода.
Активизация словаря:
• Существительные :помидор, огурец, редис, семя, посадка, плод, росток, корень, полив, салат, растение, грядки, лаборатория, опыт, всходы, урожай.
• Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, пряный, полезный, лабораторный.
• Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.
Этапы проекта
(Слайд 11).
1 ЭТАП
Подготовительный:
Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород.
2 ЭТАП
Исследовательский:
Рассматривали семена (лук, огурцы, ппомидор, редис, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .
3 ЭТАП
Заключительный:
Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород», где дети представили на обозрение родителей и ученикам других классов свои рисунки, подготовили и рассказали о том, как они вырастили помидорную и огуречную рассаду на своем подоконнике в классе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми представили домашнее задание –презентации и интересные сообщения этих овощах. Подготовили открытое классный час «Праздник урожая».
План реализации проекта:
Рассматривание иллюстраций и наборов «Овощи»
Загадки об овощах
Беседа «Польза овощей»
Дидактические игры «Что растет на огороде?», «Две корзины», «У меня в огороде», «Растения леса, сада, огорода»
Высадка семян овощей в почву
Наблюдение за всходом семян
Связь с другими занятиями (изодеятельность - рисование, лепка).
Классный час «Праздник урожая».
Краткое описание проекта:
Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, ароматные травки. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Выращивание овощей в школе полезно еще и тем, что оно развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений.
Как устроить огород на подоконнике? Что для этого может потребоваться? Прежде всего желание всем этим заниматься!
Выводы:
В результате проектной деятельности у учеников сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян.
(Слайд 12). Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Ресурсы развития современного урока : 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке) 4 место – материально-технический, финансовый
Проект дает учащимся колоссальный опыт общения , формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью . Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Регулятивные УУД: определять цель; определять проблему в деятельности; выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Основные этапы работы над проектом. 1. Погружение в проект. Постановка цели и задач. 2 . Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. 3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. 4 . Презентация результатов.
Проект «Овощи на грядке-здоровье в порядке !» Из собственного опыта.
Задачи проекта: Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними. Развивать воображение, речь, фантазию . В оспитывать любовь к труду, создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой.
Этапы проекта: 1 ЭТАП Подготовительный: Приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу. 2 ЭТАП Исследовательский: Рассматривали семена и вместе с детьми сажали их в грунт. Наблюдали за ростом растений , ухаживали за ними. 3 ЭТАП Заключительный: Проводили анализ и обобщали результаты. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород». Подготовили открытый классный час «Праздник урожая».
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого ...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Работа с неуспевающими детьми в начальной школе".
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил: 1. Заинтересованность в процессе обучения...
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
использование различных ресурсов на уроках в начальной школе...
Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации....
Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
материал к педсовету...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Выступление на педагогическом совете...