Методика обучения сочинению в системе Л. В. Занкова.
учебно-методический материал по теме

Обучение написанию сочинения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.v._zankov.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения сочинению в системе Л. В. Занкова.

        Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика. Такой деятельностью является написание сочинения (особого способа общего развития учащихся и усвоения ими содержания образования и внешкольного опыта). Сочинение — это выражение в речевой форме впечатлений, мыслей, чувств его автора.
        Методика обучения написанию сочинений в системе Л.В. Занкова отличается от общепринятой в начальной школе. Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение, неразрывно связан с развитием речи школьников во всех ее формах (внутренняя, внешняя, устная, письменная) и функциях (общение, сообщение, воздействие). Успех уже первых сочинений учеников 2 класса (соответственно 3 и 4) будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями, насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове. 

        Согласно требованиям Занковской системы сочинения пишутся школьниками без специальной подготовки, отсутствует принятая и сейчас в обычной методике предварительная проработка содержания сочинения, словарная и орфографическая подготовка и др. Сочинения пишутся без плана. Специальная подготовка и план ограничивают или даже подавляют индивидуальное раскрытие темы и воплощение задуманного содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным особенностям личности данного школьника. 

        Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях (1-е условие развития речи - мотивация). А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики. Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется естественная потребность поделиться своими новыми знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове. Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет реализацией свойства вариантности методики, т. е. обеспечения активного участия на уроке всех учеников с учетом возможностей каждого. Задача учителя — научить их пользоваться словом, учить речи точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и выразительной (2-е и 3-е условия развития речи – содержательность речи и ее правильность). Первых два условия (мотивация и содержательность) формируются лишь на межпредметном уровне, тогда как правильность речи – в основном, на уроках русского языка.

        Такое учение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества. С наибольшей силой внутренне мотивированное будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. 
        В обучении детей связной речи использую материал разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, впечатления от учебной и внешкольной жизни, материал, почерпнутый из: книг, рассказов учителя, изучения репродукций картин, просмотра телепередач, кинофильмов и др.; использование разных типов речи (повествование, описание и рассуждение), жанров (сказка, стихотворение, хокку, басня, поздравление, объявление, синквейн и т.д.), стилей речи (научного, художественного, делового) и т.д.

        В системе Л.В. Занкова важным является направленность тематики сочинений на осознание школьниками своего социального опыта и содержания начального образования. Формулирование тем ориентируется на разный уровень обобщения материала и в связи с этим на разную силу проявления эмоционально-оценочных отношений. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Репродуктивные темы, чередуясь с темами творческими, многоаспектными, требующими литературно-образного воплощения, выступают упражнениями в специальных навыках (в составлении плана, в строгом отборе конкретного материала, в соблюдении логики изложения и т.д). Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей.  Особое значение придаю формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению, стремясь вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Ведь именно то, как реагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочных суждений, т.е. затронуть не только ум ребенка, но и прежде всего его чувства.

        В системе Л. В. Занкова анализ сочинений имеет важное значение и не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей. Нет сомнения, что такие критерии качества сочинений, как последовательность, логичность изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность изложения, достаточно правильное построение предложений характеризуют мыслительную деятельность. Вместе с духовным ростом ребенка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности, больше проявляется индивидуальность автора. Таким образом, сочинения указывают на результаты по всем трем основным показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (конспект), система Л.В. Занкова.

Конспект урока по обучению грамоте, система Л.В. Занкова...

Конспект урока обучения грамоте по системе Л.В.Занкова

Данный урок разработан по системе Л.В.Занкова в соответствии со стандартами второго поколения....

Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"

Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)                          в 1 классе Тема. «Его Величество Театр».Цель урока: ...

Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС

Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов  с  тематическим  планированием уроков....

Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»

познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...

Методика обучения сочинению младших школьников

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочине...