Методика обучения сочинению младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика обучения сочинению младших школьников | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения сочинению младших школьников
Ласкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей №4», г. Королев, мкр. Юбилейный, Московская область
Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
Работа над сочинением делится на три этапа.
Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. Накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать.
Второй этап работы – это отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его. Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что, по их мнению, связывается с темой.
После обозначения темы начинается составление плана. План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений. В I классе Роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III и IV классах — в основном самостоятельно. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем — дальше, о чем — потом, чем нужно закончить свой рассказ.
Третий этап работы – написание сочинения. После составления плана совершается подготовка текста: запись слов, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов текста в связи с каждым пунктом плана, орфографическая подготовка к написанию трудных слов, затем — основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.
В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление — удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—следует поощрять учащихся). Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения.
По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств, анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания). Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи.
Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков.
Пример методической разработки к уроку обучения сочинения.
а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.)
б) Беседа с целью вызвать активность детей, восстановить в памяти факты и их последовательность (5 мин.)
в) Запись слов на доске (4—5 слов могут быть записаны заблаговременно).
г) Составление отдельных предложений и фрагментов текста. (4 мин.)
д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.)
е) Написание текста учащимися. Наблюдения и помощь учителя (20 мин.)
ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся, самоанализ.
Литература
- Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....
Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.
«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ(«ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ» – ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь....
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче-ния; степень развития целеп...
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг- ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обуче- ния; степень развития цел...