Условия сохранения зрения
статья по теме

Коровина Елена Алексеевна

Условия сохранения зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_sokhraneniya_zreniya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пути сохранения зрения младших школьников на уроках.

Коровина Е.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ №24» г. Саранск

        Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в  ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

       В школах стало много внимания уделяться здоровьесберегающим методам, приемам, программам, технологиям. Ведь ответственное отношение к здоровью является социальной по природе, сложной по структуре категорией, отдельные аспекты которой рассмотрены представителями философии, педагогики, этики, социологии, психологии и других наук. Еще в трудах П.П. Блонского, А.Я. Коменского, А.Н. Леонтьева,  А.С.Макаренко, А.И. Ореховского, В.И. Сперанского, В.А. Сухомлинского рассматривались аспекты данной проблемы. Труды именно этих ученых служат обширной методологической базой изучения проблемы.

       Современные учителя так же стараются решать задачи сохранения здоровья обучающихся, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии. Я в своей практике большое внимание уделяю сохранению зрения учащихся, так как  зрение - одна из самых больших ценностей человека . После жизни и разума зрение, пожалуй, самое необходимое. Наибольшую часть информации об окружающем мире ребенок  получает благодаря зрению. Нужно беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности. Необходимо отметить, что, по словам ученых, за прошедшие полтора века нагрузка на человеческий глаз выросла в 40 раз!

        Поступление в школу – это испытание для всего детского организма, и в первую очередь для зрения, так как сам процесс учебы (чтение, письмо) направлен именно на нагрузки такого рода. Часто в этот период начинает страдать зрение. Поэтому  считаю необходимым вести целенаправленную работу по сохранению и развитию зрения каждого учащегося. Обеспечив естественный ход формирования важнейшего из органов чувств, можно добиться лучших результатов в усвоении учебного материала, так как через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.

        Внимательно изучив медицинскую карту каждого учащегося, необходимо следовать рекомендациям врача, исходя из особенностей зрения ребенка. Если у ученика снижено зрение, в специальной медицинской карте  указывается нужное место расположения школьника в классе, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Если в классе у большинства детей нормальное зрение, необходимо менять их местами (пересаживать) хотя бы каждый месяц – это тоже своего рода профилактика.

       Всегда необходимо следить за освещением в классной комнате. Общий свет здесь должен гореть постоянно, а доска должна быть освещена дополнительно.

       Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Необходимо соблюдать режим зрительной работы. Нужно следить за осанкой, обращать внимание на расстояние от книжки, тетрадки до глаз, которое должно составлять 35-40 см (для контроля – это расстояние от локтя до кончиков пальцев). Очень важно на уроках чередовать разные виды учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы). Длительность применения ТСО  в младших классах не должно превышать 15-20 мин.

       Еще один очень важный момент – перерывы в зрительной нагрузке. Лучше, если переменка между уроками будет временем подвижного отдыха. Обязательно  рассказываю учащимся, что во время перемены нельзя сидеть за учебниками, читать книжки или журналы. Нужно дать отдохнуть глазам.

        Наряду с этим на уроках я использую технологию по снятию утомления зрения.  Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

       Существуют известные способы снижения отрицательного воздействия учебной нагрузки на развитие зрительных функций учащихся и некоторые из них не только профилактируют заболевания, но и способствуют развитию остроты  зрения.  К таким способам и методам относится методика В.А. Ковалева.

       Я в своей работе использую элементы данной методики для сохранения и коррекции зрения учащихся. Например, следующие тренажеры:

  • Физкультминутка «запуск» глаз в работу (массаж активных точек лица на первой минуте занятия).
  • Для развития глазодвигательных мышц при профилактике близорукости и косоглазия применяю тренажер «Солнышко».
  • Для продления периода высокой зрительной работоспособности на 2-3 уроках -  «Видеоазимут», «Флажок».
  • Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних уроках использую  тренажер «Дорожка», «Ракета - 2».

       Чтобы сохранить остроту зрения на долгие годы, целесообразно выполнять гимнастику для глаз по методу Бейтса, что мы и делаем с детьми. Много времени не занимает, но дает свои положительные результаты.

       Упражнения для тренировки ослабленных двигательных глазных мышц необходимо делать до трех раз в день, повторяя каждое из них малое количество раз, чтобы не переутомить глаза. Очки во время выполнения гимнастики для глаз нужно снять. Лицо должно быть неподвижным, работают лишь глаза. Упражнения выполняют плавно, без резких движений.

        Сначала нужно расслабить глаза быстрым морганием век. Кстати, в народе недаром говорят: плохо видишь, поморгай.

1 упражнение. Несколько раз подряд поднять глаза кверху, опустить вниз (3-4 разы). После этого несколько секунд поморгать.

2 упражнение. Скосить глаза влево, потом вправо (3-4 разы). Потом несколько секунд поморгать.

3 упражнение. Поднять глаза в правый верхний угол, опустить по диагонали в левый нижний угол (3-4 разы). По окончанию несколько секунд поморгать.

4 упражнение. Поднять глаза в левый верхний угол и опустить по диагонали в правый угол книзу (3-4 разы). По окончанию несколько секунд поморгать.

5 упражнение. Нарисовать глазами прямоугольник: провести глазами справа налево, опустить по левой стороне сверху к низу, провести понизу слева направо и поднять по правой стороне снизу к верху. Поморгать несколько минут.

6 упражнение. Нарисовать глазами прямоугольник в обратном направлении. Поморгать.

7 упражнение. Провести глазами по кругу, вроде бы осматривая циферблат по часовой стрелке: поднять глаза на отметку 12-го часа, скосить на 3 часа, опустить на 6 часа, скосить на 9 часа, поднять на 12 часа (дважды). Поморгать.

8 упражнение. «Осмотреть циферблат» в обратном направлении - против часовой стрелки (дважды). Поморгать.

       На основе этих упражнений  были созданы различные игровые упражнения для глаз. Например:

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

       Существенным плюсом данных упражнений является то, что их можно делать и при дальнозоркости и при близорукости .

        Как показывает практика, применение в процессе обучения технологии по снижению утомления зрения привело к снижению показателей заболеваний зрения у детей. В моём классе из 30 учащихся только 2 ребенка носят очки для работы(у одного ребенка – наследственное, а второй – поступил в 1 класс уже в очках) и 3 человека имеют небольшие отклонения, им рекомендована 2-3 парта.

       Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий дает свои положительные результаты. Главное, чтобы у  учителя было желание, и он смог заинтересовать, вовлечь в эту работу обучающихся и родителей. Только при совместном действии врачей, учителей и родителей можно сохранить зрение и предотвратить его нарушение.

Литература.

  1. Ковалев В.А., Баньчукова Н.В. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся массовой школы. // Красноярский государственный педагогический Университет им. В.П.Астафьева, Красноярск – 2008.
  2. Мазурова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. – Барнаул, 2007.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  4. http://sapience-bus.at.ua/publ/zdorove/zritelnaja_gimnastika_po_metodu_bejtsa/2-1-0-434
  5. http://www.yventa-med.ru/beyts.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья в ГПД

Сохранение и укрепление здоровья в ГПД...

Правила внутрисемейного общения как условие сохранения культуры и здоровья нации.

Культура речевого общения - одна из составных частей общей культуры. Красивую, правильную речь всегда связывали с понятием интеллигентности. Когда же на поверхности оказались другие слои общества, ста...

"Проблема сохранения зрения у младших школьников"

С помощью специальных упражнений можно улучшить работу зрения....

Доклад: "Педагогические условия сохранения и приумножения здоровья детей дошкольного возраста"

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей....

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...