"Проблема сохранения зрения у младших школьников"
методическая разработка по зож по теме
С помощью специальных упражнений можно улучшить работу зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_zreniya.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема сохранения зрения у младших школьников.
Подготовила:
Алексеева Эллада Васильевна
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
1. Введение …………………………………………………………………………………
2. Окна в наш мир…………………………………………………………………………..
2.1. Строение и функции глаза…………………………………………………………..
2.2. Особенности детского зрения………………………………………………………
3. Почему у школьников портится зрение? ..........................................................
3.1. Факторы, способствующие возникновению зрительных
расстройств…………………………………………………………………………….
3.2. Основные формы нарушения зрения у детей…………………………………...
4. Как сохранить зрение у младших школьников…………………………………..
4.1. О пользе упражнений для глаз……………………………………………………..
4.2. Несколько советов родителям, как сохранить зрение школьнику……………
5. Упражнения для сохранения зрения школьников ……………………………...
5.1. Комплекс упражнений для зрения по Бейтсу ……………………………………
5.2.Гимнастика для глаз с целью предупреждения зрительного утомления ......
5.3. Упражнения для больших мускулов глаз ………………………………………..
6. Заключение………………………………………………………………………………..
Введение
Современный мир подарил человеку множество возможностей, которыми не обладали наши предки. Мы можем получить любую информацию, не выходя из дома – достаточно включить телевизор или компьютер. Мы можем купить разнообразные продукты питания в ближайшем супермаркете – не нужно для этого охотиться или бродить с корзиной по лесам. Мы можем зарабатывать деньги умственным трудом, почти не ударяя палец о палец.
Но все эти блага цивилизации обернулись тем, что здоровье современного человека стало катастрофически ухудшаться. Недостаток физического труда откликается ожирением и болезнями сердца. Отсутствие свежих натуральных продуктов «сажает» пищеварительную систему и подрывает иммунитет. Но, пожалуй, ничто так не страдает от многочисленных «благ» цивилизации, как зрение.
Если ещё столетие назад проблемы со зрением считались уделом людей в возрасте, то сегодня всё чаще жалуются на глаза совсем молодые люди. В том числе – дети.
Нарушение зрения является одной из самых распространённых проблем наших школьников. Количество детей с нарушениями зрения закономерно увеличивается от младших классов к старшим. Самые значительные изменения зрения за короткий период наблюдается в младших классах.
Чаще всего зрение у детей ухудшается из-за увеличивающихся с каждым новым учебным годом нагрузок в школе. Так как на зрение влияет всё: освещение, угол обзора школьной доски, длительность напряжения глаз и многое другое. По данным статистики в начальных классах нарушениями зрения страдают примерно 25% учащихся.
Тема о нарушениях зрения у детей чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. И если некоторые заболевания школьника родители могут решить сами, то с нарушением зрения ситуация обстоит хуже всего. Причины, вызывающие глазные заболевания многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идёт о детях, а поэтому нужна помощь родителей, учителя, причём своевременная и систематическая.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, поэтому выбор темы работы не случаен. В этом учебном году столкнулась с данной проблемой в своём классе. В начале четвёртого класса часть детей стала жаловаться на ухудшение зрения, а к середине учебного года пять учеников уже носили очки.
Цель моей работы – познакомится с упражнениями, которые способствуют оздоровительному эффекту в процессе использования предложенных упражнений.
Задача: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предложенных упражнений; предупредить зрительные утомления у младших школьников.
Следовательно, я считаю, что важно овладеть знаниями и навыками работы по сохранению зрения у младших школьников.
Окна в наш мир.
Строение и функции глаза.
Глаза расположены во впадинах черепа, называемых глазницами; глаз укреплён здесь при помощи четырёх прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Глазное яблоко человека имеет диаметр около 24 мм и весит 6-8 гр. Большую часть глаза составляют вспомогательные структуры, назначение которых в том, чтобы проецировать поле зрения на сетчатку - слой фоторецепторных клеток, выстилающий глазное яблоко изнутри.
Стенка глаза состоит из трёх концентрических слоёв: 1) склеры (белковой оболочки) и роговицы; 2) сосудистой оболочки, ресничного тела, хрусталика и радужки; 3) сетчатки. Форма глаза поддерживается за счёт гидростатического давления (25 мм рт.ст) водянистой влаги и стекловидного тела. Схема строение человеческого глаза приведена ни рис.1.
Склера – самая наружная оболочка глаза. Это очень плотная капсула, содержащая коллагеновые волокна; защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.
Роговица – прозрачная передняя сторона склеры. Благодаря искривлённой поверхности действует как главная светопреломляющая структура.
Конъюктива – тонкий прозрачный слой клеток, защищающий роговицу и переходящий в эпителий век. Конъюктива не заходит на участок роговицы, прикрывающий радужку.
Веко – защищает роговицу от механического и химического повреждения, а сетчатку – от слишком яркого света.
Сосудистая оболочка – средняя оболочка; пронизана сосудами, снабжающими кровью сетчатку, и покрыта пигментными клетками, препятствующими отражению света от внутренних поверхностей глаза.
Ресничное (цилиарное) тело – место соединения склеры и роговицы. Состоит из эпителиальных клеток, кровеносных сосудов и цилиарной мышцы.
Цилиарная (цинновая) связка – прикрепляет хрусталик к цилиарному телу.
Хрусталик – прозрачное эластичное двояковыпуклое образование. Обеспечивает тонкую фокусировку лучей света на сетчатке и разделяет камеры, заполненные водянистой влагой и стекловидным телом.
Водянистая влага – прозрачная жидкость, представляющая раствор солей. Секретируется цилиарным телом и переходит из глаза в кровь через шлемов канал.
Радужка – кольцевая мышечная диафрагма, содержит пигмент, определяющий цвет глаз. Разделяет пространство, заполненное водянистой влагой, на переднюю и заднюю камеры и регулирует количество света, проникающего в глаз.
Зрачок - отверстие в радужке, через которое свет проходит внутрь глаза.
Стекловидное тело – прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.
Сетчатка – внутренняя оболочка, содержащая фоторецепторные клетки (палочки и колбочки), а также тела и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв.
Центральная ямка – наиболее чувствительный участок сетчатки, содержащий только колбочки. В этом участке наиболее точно фокусируются лучи света.
Зрительный нерв – пучок нервных волокон, проводящих импульсы от сетчатки в мозг.
Слепое пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв; оно не содержит ни палочек, ни колбочек и потому не обладает светочувствительностью.
Рис.1.
Внутри глаза находится около130 миллионов светочувствительных клеток. Когда на них попадает свет, в них тут же происходят химические изменения, которые преобразуются в нервный импульс. Через зрительный нерв он попадает в ту часть головного мозга, которая отвечает за зрение. Здесь про-
исходит обработка этого сигнала, после чего мы видим тот или иной предмет. Свет через зрачок падает на хрусталик, который преобразует световые лучи в изображение на стенке глазного яблока. Здесь, подобно плёнке фотоаппарата, есть слой светочувствительных клеток, или сетчатка.
Вокруг зрачка находится радужная оболочка. Она имеет форму баранки голубого, зелёного или коричневого цвета. Радужная оболочка может менять свои размеры подобно диафрагме фотоаппарата. При ярком свете крошечные мышцы расширяют её, и поэтому зрачок сужается, пропуская вовнутрь меньше лучей. В потёмках же он, наоборот, расширяется.
Всё глазное яблоко покрывает оболочка, которая называется склерой. Белки глаз – тоже часть этой мембраны. С внешней стороны она прозрачная, эта её часть называется роговицей. Пространство между роговицей и радужной оболочкой заполнено жидкостью, или «камерной влагой». Она выполняет функцию линзы.
Другая же линза глаза – хрусталик – может изменять форму. Когда мы смотрим на близкие предметы. Хрусталик становится толще, когда на дальние – тоньше.
Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека.
Особенности детского зрения.
В первый месяц жизни взгляд ребёнка ещё не способен фиксироваться и носит блуждающий характер, но к двум-трём месяцам здоровый малыш уже об-
ладает начальными навыками слежения - он уже может переводить взгляд на новые объекты; к шести-восьми месяцам у ребёнка начинает формироваться предметное и пространственное зрение – он изучает предметы, поворачивая их руками, рассматривает взрослых, может реагировать на отражение в зеркале, начинает совершать направленное движение к объекту внимания – маме, яркой игрушке и т.д. Ко второму году жизни дети различают рисунки, к концу третьего года у ребёнка уже достаточная острота зрения; цветоощущение обычно полностью формируется к двум-четырём годам.
Глаз как орган заканчивает своё структурное формирование к 11 – 12 годам. В возрасте 6 – 7 лет орган находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие дальнозоркой рефракции (определённой оптической установки глаз), поэтому наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых объектов.
Вместе с тем в школах большую часть учебного времени дети работают с книгой или тетрадью на близком то глаз расстоянии. Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными.
Таким образом, исходя из этого, следует очень дозировано нагружать детские глаза и давать им регулярный отдых. Если этого не учитывать, то у ребёнка возникают зрительные расстройства.
Почему у школьников портится зрение?
Факторы, способствующие возникновению зрительных расстройств.
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.
Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.
Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.
Нагрузка на зрение должна быть адекватной и разнообразной. Глаза утомляет не сама работа, а то, что они работают в неверном режиме. Любая работа чередуется с отдыхом. А вот маленькая мышца глаза работает без отдыха в постоянном напряжении. Следовательно, у школьников, физически недостаточно развитых, мало занимающихся физическим трудом и спортом, ослабленных болезнью, недостаточно бывающих на свежем воздухе и солнце, подолгу занятых напряжённой зрительной работой на близком расстоянии, чаще возникают зрительные расстройства. Все это может оказать непосредственно неблагоприятное влияние на зрение. К основным факторам (рис.2.), стимулирующим зрительные расстройства у школьников, считаются:
Рис.2.
Таким образом, необходимо как можно раньше поставить преграду неблагоприятным факторам, воздействие которых может привести к патологии зрения, чтобы значительно уменьшить и предупредить появление зрительных расстройств.
Основные формы нарушения зрения у детей.
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора.
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Спазм аккомодации
Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.
Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами и офтальмологами.
Близорукость
Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость
В отличие от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм
Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врождённого
или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Косоглазие
Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.
Как сохранить зрение у младших школьников?
О пользе упражнений для глаз.
Глаза, как и любой орган, нуждается в покое и расслаблении. Глазные мышцы упрощают глаз при рассматривании удалённых объектов и удлиняют его в оси при рассмотрении близкорасположенных объектов. Только напряжение мышц мешает глазу изменить свою форму. Этот недостаток стараются компенсировать очками, которые выполняют функции глазных мышц. В результате глазные мышцы ослабевают ещё больше, так как функция их утрачивается. Значит, глазные мышцы необходимо не только вовремя напрягать или расслаблять, но и тренировать специальными физическими упражнениями.
С помощью специальных упражнений для глаз можно не только тренировать и укреплять глазные мышцы, но и в целом улучшать работу зрения – повышать психофизиологические параметры работы зрительного анализатора, такие как восприятие поступающей информации, её усвоение и переработка, скорость реакции, фокусировка зрения при расширении его границ, что положительно влияет на качество работы – принятие решений, эффективность, уверенность в своих силах и самооценку.
Ориентировочно упражнения можно разделить на несколько групп в зависимости от преобладания, получаемого от них эффекта:
группа релаксирующих методик и упражнений;
упражнения для тренировки мышц глаза, улучшения их координированной деятельности;
- статичные и динамические упражнения для глаз;
- группы целенаправленно действующих упражнений для устранения или корректировки имеющихся нарушений зрения 9лечебная гимнастика для глаз).
Освоение упражнений желательно начинать с приёмов, направленных на расслабление и восстановление способности глаза полноценно отдыхать.
Выполнение гимнастики для глаз не требует больших временных затрат, однако, приступая к упражнениям, необходимо соблюдать определённые правила:
- перед началом занятий всегда снимайте очки;
- сидите прямо, свободно, не напрягаясь;
- голову не опускайте, держите прямо;
- расслабьте плечи и опустите их;
- следите за дыханием – при каждом вдохе вы получаете заряд энергии и бодрости, при каждом выдохе – избавляетесь от зажатости мышц и усталости;
- сосредоточивайте всё внимание на глазах.
У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, её выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное – тренировать их регулярно, понемногу и постепенно, чтобы это вошло в привычку и носило чёткую организацию занятий. Гимнастику для глаз, можно использовать дома, на уроке, на перемене. Мероприятия в режиме дня – подвижные перемены. В подготовительной и заключительной части урока, а также в секционной работе (в заключительной части). Эти упражнения можно выполнять во время физкультминутки, физкультурных паузах на уроке или на перемене, сидя или стоя. Также гимнастику глаз можно выполнять под музыку, что повысит не только настроение, но и интерес учащихся к этим упражнениям. Тогда и хорошее зрение будет у многих.
По мнению авторов: Е.Г. Сайкиной, Ж.Е. Фирилёвой (2004 г.) группа
упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц, снимает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений для глаз, могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.
Комплексы – это упражнения, составленные из разных движений, направленных на активную работу различных мышечных групп, их расслабление, активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также дыхания. В комплексы могут входить элементы массажа и упражнения для глаз.
Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 1,5 – 3 минут. Упражнения подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий и не должны утомлять или чрезмерно возбуждать занимающихся. В зависимости от локализации утомления ФМ имеют разное содержание, соответствующее степени утомляемости. Это могут быть комплексы упражнений при утомлении не только глаз, но и плечевого пояса, пальцев рук и др.
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью и проводятся в течение 6-10 минут (6 – 8 упражнений), но главное их отличие в том, что во время проведения физкультминуток, при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультурных пауз кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшается память и внимание у занимающихся детей. Для этого можно применять комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально – ритмическую гимнастику или ритмические танцы.
Выполнение одного комплекса упражнений физкультминутки или физкультурной паузы осуществляется на протяжении двух недель или 10 дней, после чего вводится новый комплекс упражнений.
Физкультминутки или физкультурные паузы могут быть использованы на уроках любой направленности, за исключением тех, где нет статической нагрузки, и ученик может передвигаться, а также для различных возрастных групп – от дошкольников до старшеклассников.
В какой момент проводить на уроке ФМ, в каждом отдельном случае решает учитель. Как правило, это делается во 2-й половине урока после завершения какого-нибудь задания.
В 1 и 2-ом классе физкультминутки проводят 2-3 раза в день, лучше на каждом уроке между 15-й и 20-й минутами.
В 3-м классе она проводится 2-3 раза в день после 20 минут работы, начиная со второго урока.
В 4-м классе обычно бывает достаточно проводить также упражнения 2 раза в день на последних двух уроках. В старших классах это физкультурное мероприятие проводится по мере необходимости.
Со второй половины учебной недели во время уроков рекомендуется проводить физкультурные паузы. Их необходимо выполнять и в режиме работы групп продленного дня после 30-й и 40-й минут выполнения домашних заданий, а также дома при подготовке к урокам следующего дня.
Прежде чем начать выполнять упражнения, нужно сначала подготовить помещение. Для этого необходимо открыть форточку или окна и тщательно проветрить помещение. Учащиеся могут выполнять упражнения в положении сидя и стоя за партой, а также стоя между партами или чередуя различные исходные положения.
Следовательно, если у ребёнка нет врождённых нарушений зрения, сохранить его глазки здоровыми не так и сложно. Нужно попросту научить ребёнка соблюдению зрительной гигиене.
Несколько советов родителям, как сохранить зрение школьнику.
Помимо уроков в школе, дети и подростки дополнительно посещают кружки, секции. Продолжительность рабочего дня школьника увеличивается до 12-16 часов, что приводит к утомлению зрительного анализатора, ведет к росту заболеваемости органа зрения и формированию так называемой «школьной близорукости».
Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения, работой за компьютером.
Что необходимо знать и делать, чтобы управлять динамикой зрительной работоспособности учащихся:
Класс | Зрительная нагрузка в мин. | Перерыв в мин. |
1-2-3 | 20 мин. | 10-15 мин. |
4-5-6 | 25-30 мин. | 10-15 мин. |
7 и старше | 35-40 мин. | 10-15 мин. |
1. Непрерывная продолжительность чтения или работа за компьютером должна быть регламентирована и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы.
Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов (в зависимости от возраста учащихся):
Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или закрыты.
2. Чтение художественной литературы по нагрузке на зрение близко к таковой, как при выполнении домашних заданий. Учитывая это, не рекомендуется браться за чтение тотчас по возвращению из школы. Лучше сначала погулять на воздухе, пообедать, выполнить домашнее задание, вновь погулять и только затем приступить к чтению или занятиям на компьютере.
3. Недопустимо читать лежа и в движущемся транспорте. Это приводит к зрительной утомляемости и головным болям.
4. Если ребенку рекомендовано постоянное ношение очков, он должен обязательно пользоваться ими и у телевизора, и у компьютера.
5. При просмотре телепередач расстояние до телевизора должно быть не менее 2,5-3м. Экран должен находиться примерно на уровне глаз или чуть ниже.
6. Работа на компьютере должна проводиться в индивидуальном ритме. Продолжительность занятий на компьютере зависит от возраста детей, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемой работы:
- на развивающихся, игровых занятиях: для детей 6 лет - 10 мин.;
- для учащихся начальной школы – 15мин.;
- для учащихся 5-7 классов – 20мин.;
- для учащихся 8-9 классов – 25мин;
- для учащихся 10-11 классов – 40 мин.
7. Проводить комплексы упражнений для глаз во время установленных перерывов.
Упражнения для сохранения зрения у школьников.
Впервые метод восстановления зрения через специальные упражнения придумал американский офтальмолог Уильям Бейтс. Сейчас их взяли на вооружение и другие популяризаторы, додумали свое – Жданов, Норбеков, Панков… Однако принцип остается тем же – нужно тренировать мышцы глаз, расслаблять их, питать полезной для них пищей. Правда, все эти методики не очень популязируют – видимо, производство очков и линз намного выгоднее.
Итак, базовые постулаты улучшения зрения.
Во-первых, усилить приток крови к голове. Проделываем повороты головы вправо-влево, наклоны головы вниз, влево и вправо, можно сделать массаж ушей.
Во-вторых, тренировать мышцы глаз нужно регулярно – три раза в день, проделывать от двух до 10 упражнений специального комплекса.
В-третьих, делать упражнения, направленные на расслабление.
Комплекс упражнений для зрения по Бейтсу.
Легко моргать после каждого упражнения. Начинать заниматься с двукратного повторения упражнения (со временем количество повторов увеличивать).
Упражнение 1.
Поворачивая голову вправо-влево; Выполняем наклоны головы вперед-назад и вправо-влево. Поморгали.
Упражнение 2.
Водим глазами вверх-вниз. С напряжение, как будто хотим достать до макушки и подбородка, соответсвенно. Поморгали.
Упражнение 3.
Водим глазами вправо-влево. С напряжение, как будто хотим достать до ушей. Поморгали.
Упражнение 4.
Описываем глазами круг, по максимальному диаметру, сначала по часовой стрелке, потом поморгав, – против часовой. Поморгали.
Упражнение 5.
Рисуем взглядом диагонали: вправо – вверх и влево – вниз, потом влево – вверх и вправо – вниз. Поморгали.
Как вариант, рисуем глазами горизонтальную восьмерку: Вправо и вверх, вниз по правому краю глаза, влево и вверх, вниз по левому краю глаза. Поморгали.
Упражнение 6.
Смотрим на палец, на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближаем его к кончику носа, не отрывая взгляда от пальца. И, так же медленно, отдаляем палец назад. Достаточно 1-2=х раз. Поморгали.
Упражнение 7.
Взгляд на ладони, потом – на какой-то объект подальше и совсем вдаль, затем обратно – на горизонт, объект поближе и свои ладони прямо под носом. Поморгали. На ладонях и объектах стараемся рассмотреть детали 15-30 секунд, а потом наводим резкость далее.
Упражнение 8.
Раскачиваем тело вправо-влево, отрывая только пятки.
Упражнение 9.
Повороты тела вправо-влево, отрывая только пятки.
Упражнение 10.
Пальминг (делать в любое свободное время).
Прогреть руки, потерев ладони одна об другую до ощущения жара,
и прикрыть ими глаза так, чтобы центр ладони оказался над глазом.
Расслабиться. На глаза не нажимаем. Под ладонями должно быть свободно и совсем темно. Тепло рук согревает и расслабляет глаза.
Просто находимся в этом положении 2-5-10 минут, или сколько хотите.
Медленно отводим ладони, глаза закрыты, и потом открываем глаза. Поморгали.
Гимнастика для глаз с целью предупреждения зрительного утомления.
Наибольшее распространение получили тренировки зрения разработанные под руководством Э. С. Аветисова.
Для предупреждения зрительного утомления и близорукости профессор Аветисов Э. С. Разработал короткий гимнастический курс для глаз, который можно выполнять на рабочем месте. Для выполнения упражнений достаточно 3 – 5 минут. Все они выполняются сидя.
Упражнение 1.
Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох. (5-6 раз)
Упражнение 2.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3.
Руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)
Упражнение 4.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой. (5-6 раз)
Упражнение 5.
Руки - вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 5-6 раз.
Упражнение 6.
Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз
Упражнение 7.
Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Упражнения для больших мускулов глаз
Делайте упражнения стоя, расслабившись. Важно, чтобы была хорошая осанка.
Смотрите вперед, повернув лицо в одном направлении.
Упражнение 1.
Взгляните на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.
Упражнение 2.
Двигайте глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.
Упражнение 3.
Взгляните в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый. Делайте это 10 раз. Затем сделайте 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.
Упражнение 4.
Представьте себе очень большой обруч. Обведите его глазами 10 раз справа налево. То же сделайте в другом направлении. Не двигайте головой, но вращайте только глазами.
Заключение.
Целью выполняемой работы – является сохранение зрения у младших школьников с помощью специальных методических упражнений, разработанных учёными.
Часто недооценка применение зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям прстые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
Следовательно, зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы.
Литература
- Е.К. Глушкова «Береги зрение», Москва, «Медицина», 1987
- Г.Г. Демирчоглян, В.И. Янукин «Гимнастика для глаз», Москва, «Физкультура и спорт»,1988
- «Как самому улучшить зрение», Ростовский ОБКОМ Общества красного креста совместно с издательством «Слово и дело», Ростов-на-Дону, 1991
- Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор «Биология» 2 том, Москва, Мир, 1993
- М.Норбеков «100%-е зрение неожиданно и интересно», Санкт-Петербург, «ВЕСЬ», 2003
- «Здоровье ребёнка с рождения до 7 лет» / сост.В.Г. Дмитриева, М.С.Зимина, Н.Н. Ивакина/, Москва, «Эксмо», 2009
- С.Троицкая «Коррекция зрения у детей», СПБ, «Питер», 2010
- О.Панков «Радуга прозрения», Москва, «Метафора», 2010
- «Восстановление зрения. Лучшие методики: от У.Бейтса и М.Корбетт до В.Жданова и М. Норбекова», Санкт-Петербург, «Вектор», 2010
- О.С. Лихачевская «Как сохранить зрение при работе на компьютере», Москва, «Эксмо», 2010
- А. Васильева «Зрение: проблемы сохранения и восстановления», Санкт-Петербург, «Вектор», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К сожалению, в последние десятилетия всё чаще приходится слышать и убеждаться на практике в том, что общеобразовательная система обучения по многим параметрам не соответствует ...
Проблемы современного экологического образования младших школьников
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...
Методическая публикация по проблемам образования. «Проблемы дефекта речи у младших школьников с помощью игровых упражнений»
Устранение дефектов речи у младших школьников с помощью игровых упражнений....
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
laquo;Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»...
Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан...
Профилактика нарушений зрения у младших школьников
В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для профилактики нарушений зрения у детей. Проведение электронных физминуток, упражнений зрительной гимна...