Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья в ГПД
статья по теме
Сохранение и укрепление здоровья в ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_usloviy_sohraneniya_zdorovya_vgpd.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья в ГПД
Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества. Наблюдается тенденция ухудшения здоровья в нашей школе по следующим показателям:
Сердечно - сосудистые, лор – патологии ,заболевания глаз.
С 2008 года в школе создана и реализуется программа «Здоровье», целью которой является создания условий для становления психически и физически здоровой социально мобильной личности, обладающей гуманистическими нравственными ориентациями, через внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни. Поэтому первоочередной задачей школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. С 2008 года в школе действует программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы « Здоровье – путь к успеху», направленная на создание условий, для сохранения и развития здоровья учащихся; воспитание культуры здоровья школьников, потребности в здоровье и здоровом образе жизни; воспитание умения управлять своим здоровьем.
Что же нужно, чтобы в стране росли здоровые дети? Какая задача стоит перед учебным учреждением?
Я думаю необходимо построить учебно-воспитательный процесс в школе, который обеспечил бы не только формирование глубоких и прочных знаний, но и сохранил и укрепил их здоровье, формировал мотивацию к здоровью и ЗОЖ.
Эта задача будет реализована за счет организации оптимального режима обучения, применения здоровьесберегающих технологий обучения, введение системы непрерывного обучения школьников культуре здоровья.
Стабильное функционирование ГПД и организация работы с учетом всех современных требований способствующих:
- улучшению физического и психологического здоровья школьников;
- своевременному и качественному выполнению домашнего задания;
- развитию интеллектуальных и креативных способностей личности;
- успешной школьной адаптации и социализации воспитанников;
- укреплению связи учебного и воспитательного процесса.
Формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников я начинаю с режимного момента: прием детей. В личной беседе с учителями и учащимися я выясняю состояние здоровья воспитанников, успехи в учебе, поведение, настроение, о выполнении ими различных поручений и обязанностей, проблемы.
На основе полученной информации делаю выводы и строго свою работу на день. Знакомлю детей с планом работы на текущий день, назначаю или выбираем дежурных в столовой, группе продленного дня. Провожу инструктаж по технике безопасности в столовой, групповой комнате, на игровой площадке.
Важное значение для воспитанников ГПД имеет правильная организация питания. Во время обеда обращаю особое внимание на осанку воспитанников, культуру приема пищи , культуру поведения за столом, аппетит и самочувствие детей, соблюдение санитарно-гигиенических норм и норм питания. После обеда предоставляю возможность учащимся отдохнуть в течение 15-20 минут.
Активный отдых в ГПД способствует укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, снижению утомления, повышению их умственной работоспособности.
При подборе физических упражнений и подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные особенности физического развития детей уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.
На прогулке проводим наблюдение за окружающим миром в течении 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем спортивный инвентарь на прогулке (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.
В своей деятельности применяю игровой и соревновательный методы. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.
С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Арбузики», «Тише едешь, дальше будешь», «Третий лишний», «Салки», «Латки-присядки», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Чей красивее прыжок», «Кто быстрее», «Совушка», и другие. Самым сложным направлением деятельности воспитателя является организация самоподготовки. Самоподготовка - ежедневное учебное занятие в ГПД, предусматривающее выполнение домашних заданий. Во время самоподготовки организовываю работу детей, слежу за дисциплиной, воспитываю привычку самостоятельно учится, беру под свою опеку школьников, отстающих в учебе. Через 20-30 минут делаем перерыв для активного отдыха. Иначе утомляемость наступает очень быстро. В своей практике использую веселые детские физминутки в стихах для игр, массажа и гимнастики: «Буратино», «Ветер», «Бабочка», «Цветы», «Цапля», «Тучки», комплекс упражнений: «Ракета», «Самолет», «Мельница», «Насос».
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилию согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитию речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память, воображение, фантазия. Пальчиковая гимнастика: «Кулачки», «Ежик», «Веселые лягушки» и другие. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, что облегчает овладение навыков письма. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем с целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Поэтому провожу физкультминутки- гимнастику для глаз: «Круг», «Квадрат», «Покорчим рожи», «Буратино», «Жмурки», «Страшилки», «Чудесная бабочка», «Мечтатели».
Дыхательную гимнастику используют для снижения стрессов и профилактики простудных заболеваний.
Формирование ценностей здорового образа жизни у младших школьников я продолжаю во внеурочной деятельности: при проведении клубных часов, спортивных праздников, дней здоровья, спортивных часов в ГПД. Двигательная активность в ГПД биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит от здоровья детей, не только их физическое , но и общее развитие.
Клубную деятельность организовываю с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждение школьников. Предоставляет им возможность для отдыха и удовлетворения своих интересов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает настроение, дает положительный заряд эмоций.
В соответствии с методическими рекомендациями по воспитательной работе и нормами СанПиН в начальной школе развлечение в ГПД провожу 1 раз в 2 недели, общешкольные 1 раз в квартал. Привлекаю к участию воспитанников, родителе, библиотекаря. Форма клубных часов разнообразная: викторины, конкурсы, загадки, кроссворды, беседы, коллективные и индивидуальные игры по интересам, спортивные состязания и эстафеты, праздники, просмотр мультиков, чтение сказок и рассказов, занятия по интересам. А интересов в группе столько, сколько в ней воспитанников. Это занятие для раскрытия особых задатков и развитие специальных способностей. Интересов у детей много это и плетение из бисера, вязание, работа с бумагой, рисование, лепка из пластилин.
Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, развивает любознательность, физические навыки. Так игра участвует в формировании нравственных ценностей ребенка, воспитание бережного, заботливого отношения к себе и другим людям. Больше внимания уделяю беседам по технике безопасности, профилактике дорожно-транспортного травматизма. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в ГПД снимает утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а- это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...
Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.
В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...
«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта»
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздрава России лишь 14% детей практи...
Педагогический всеобуч для родителей «Сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях современного образования»
Педагогический всеобуч для родителей...
Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»
Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...