Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
презентация к уроку по теме
Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Технология развития критического мышления, как средство формирования творческих способностей у младших школьников»
- Что значит для ребёнка современная начальная школа?
- Прежде всего - это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.
- Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
- Прежде всего - умением учиться. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно и творчески думать.
- Таким образом у детей на выходе из школы должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у нас возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Наша задача: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни.
- Но можно ли всех детей научить творчеству?
- Обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних, они разовьются в большей степени, у других в меньшей (здесь сказывается различие в природных задатках), но у каждого ребёнка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок и т. д.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной творческой деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (слайд 1)
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова) (слайд 2)
Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться, «слушать и слышать». Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Особенностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска, что актуально для малокомплектных школ. Когда учителю в пределах урока, приходится распределять своё внимание на два, а то и на три класса (слайд 3 — 5).
В основе данной технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия ( слайд 6)
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. Третья стадия «Рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
- В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
- Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
Фаза «Вызов»
(слайд 7)
Ликвидация чистого листа. Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме и формируется представление, чего он не знает «Что хочу узнать?»
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | -Составление списка "известной информации"; -рассказ; -верные и неверные утверждения (слайд8); |
Некоторые из предложенных приёмов можно использовать на разных этапах урока. Их применение будет зависеть от преследуемой цели. (слайд 11-12)
Фаза «Осмысления»
(слайд 13)
Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому»
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
|
Фаза рефлексии
(слайд 19)
На стадии рефлексии (размышления) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме) или приём синквейн.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. |
|
Синквейн позволяет учителю решать сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее творческой. Ребятам нравится сочинять, они с удовольствием это делают.
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Синквейны можно писать индивидуально, в парах, группах. Написанные в группах часто бывают интереснее, так как ребята стараются выбирать наиболее ценные идеи ( слайд 24)
Работа с залом!!! (Мастер класс)
Условия, необходимые для развития критического мышления
Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников (слайд 26)
Также необходимо:
- Предоставлять время и возможности для развития критического мышления
- Давать возможность учащимся размышлять
- Убедить учащихся, что они могут высказывать любые мнения, идеи
- Помогать задавать вопросы
- Способствовать активной дискуссии
- Стимулировать рефлексию
- Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения
- Ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей
- Приучать с уважением выслушивать мнения других.
Мы работаем по данной технологии второй год.
- Какого результата добились?
- Мне кажется, что у детей меняется отношение к урокам.
- Изменяется отношение детей к собственным ошибкам - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
- Дети учатся работать в парах и в группах.
- В результате проведения уроков по данной технологии дети научились задавать вопросы, логично высказывать свои мысли.
- И, наконец, оживился их интерес к познанию всего нового.
(слайд 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."
В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
Технология развития критического мышления как основа формирования языковой компетенции младшего школьника.
Мастер класс для педагогов....
Технология развития критического мышления, как средство усвоения знаний в процессе творческого поиска
Технология развития критического мышления, как средство усвоения знаний в процессе творческого поиска...
«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...
Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников
Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческ...
Использование технологии развития критического мышления как средства совершенствования словесно-логической памяти младших школьников
Современная образовательная технология...