Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.
Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческим, ориентированным на каждого ученика.
Технология развития критического мышления ориентирована на равитие мыслительных навыков (умение работать с информацией, анализировать, обобщать, принимать решения).
В начальных классах применение приёмов ТРКМ возможно на различных уроках и внеурочных занятиях.
В данной статье рассмотрено несколько приёмов ТРКМ при работе с литературными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления
в процессе формирования читательской культуры у младших школьников
Карпенко И.Ю.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 684 "Берегиня"
г.Санкт-Петербург
«Книга — учитель без платы и благодарности.
Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости.
Это — собеседник, имеющий мозг,
покрытый кожей,
о тайных делах вещающий молча».
А.Навои
Во все времена слово, книга, чтение являлись неотъемлемой частью процесса становления и развития личности. Именно книга - кладезь информации, опыта, чувств, эмоций, который формирует нравственные качества человека, его взгляды и общечеловеческие ценности.
Человек соприкасается с книгой ещё в раннем детстве. Уже тогда она приобретает большое значение в жизни ребёнка. Учит, заинтересовывает, сопровождает, подсказывает, увлекает, заставляет задуматься... Необходимо как можно раньше сделать чтение важной составляющей развития и воспитания ребёнка.
Для этого необходимо не просто научить ребёнка процессу чтения, как техническому воспроизведению текста, а создать необходимые условия для воспитания читательской культуры и компетентности. Как сказал Ф.Искандер, "Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых". Читательская культура детей подразумевает под собой проявление читательского интереса, полноценное восприятие прочитанного, определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, наличие характерных возрасту литературных знаний.
Актуальность и необходимость работы над читательской культурой обусловлена требованиями ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, которые должны соответствовать требованиям современного общества. Это способность свободно ориентироваться в потоке информации, осуществлять коммуникативные процессы, сформированность мотивации к познанию, готовность к саморазвитию. Немаловажную роль в этом играет формирование читательской культуры и читательского интереса, проявляемого в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности.
Новые стандарты нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, такие, как информационно – коммуникационная технология, проектная, модульная, кейс-технология, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, игровые технологии, технология мастерских и другие.
Рассмотрим более подробно возможное использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) для развития читательской культуры младших школьников.
Цель технологии - научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать информацию, планировать и быть готовым исправлять свои ошибки в процессе достижения цели, осознавать свои действия, уметь воспринимать идеи других. Усвоение знаний на уроке, где применяется ТРКМ, происходит в процессе постоянного поиска.
Основа ТРКМ состоит из трёх фаз: вызов (актуализация), осмысление (получение новой информации) и рефлексия. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Для ТРКМ характерны следующие методические приёмы: «Кластер», учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, "Зигзаг", "Инсерт, "Корзина идей", написание синквейнов, "Да-нет", "Круги по воде", "6 шляп", "Дерево предсказаний", "Диаманта".
Рассмотрим применение некоторых приёмов при изучении конкретных литературных произведений или при проведении внеклассной работы.
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Приём ТРКМ | Описание приёма | Пример применения |
"Диаманта"- полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Можно использовать для характеристики литературных персонажей. Возможно использование со 2 класса. | Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) | "Школа России", 2 класс. И.Крылов "Стрекоза и Муравей". 1. Стрекоза 2. Беззаботная, легкомысленная 3. Веселится, отдыхает, танцует 4. Лето, веселье // серьёзность, труд 5. Работает, думает, старается 6. Трудолюбивый, мудрый 7. Муравей |
"Круги по воде" | Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. | Изучение литературоведческих понятий. Д - диаманта И - идея А - автор Л - легенда О - описание Г - герой |
"Интеллектуальная разминка" | Основная цель не контроль знаний, а правильный настрой на учебную деятельность. Активизация мышления. Несложные вопросы, не требующие развернутых ответов. | "Кто лишний?" На доске вывешиваются портреты писателей. Надо найти "лишнего". Например, все, кроме одного, писали о природе. "Я написал..." На доске прикреплены фигурки карандашей. На обратной стороне фамилии писателей. Ребёнок выбирает карандаш, смотрит фамилию писателя и произносит фразу "Я написал...", в конце добавляя название одного из произведений этого писателя. |
"Дерево предсказаний" | Рисуется силуэт дерева. Ствол - тема. Ветви - варианты предположений. Листья - аргументы. Литературное произведение читается не до конца. Дети строят предположения о том, какой может быть концовка. Ответы фиксируются. После прочтения - возвращение к рисунку, обсуждение. | "Школа России", 2 класс. В.Осеева "Почему?" Предположения: - мальчик не признается маме, потому что... - мальчик признается сразу, потому что... - мальчик признается потом, потому что... |
"6 шляп" Используется для решения творческих задач; для проведения обобщающих занятий, анализа информации. Данная форма удобна для проведения дискуссий. | Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определённого цвета. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая - только факты. Перечислить героев или события. Жёлтая - что было хорошего, полезного... Зелёная - дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют синквейн. Красная - чувства и эмоции; аргументы не обязательны. Чёрная - сомнения, аргументы "против" какого-либо высказывания. Синяя - аналитики. Выслушивают все группы и делают вывод. | "Школа России", 3 класс. А.Платонов "Цветок на земле". Белая - Афоня, дедушка Тит. Кратко план текста. Жёлтая - отношения деда и внука, мудрость дедушки... Зелёная - синквейн 1. Дедушка 2. Мудрый, добрый 3. Любит, объясняет, заботится 4. Дедушка знает, в чём смысл жизни. 5. Жизнь Красная - переживания, грусть, любовь... Чёрная - например, "Сумеет ли Афоня понять смысл рассказа дедушки?" |
"Да - нет" | Зачитываются утверждения, связанные с темой урока. Дети дают короткий ответ - "да" или "нет". Можно или задавать вопросы по цепочке устно, или записывать ответы в тетрадь, или использовать сигнальные карточки. Можно использовать утверждения, которые придумают сами дети. | Подходит к работе над любым произведением. Вопросы могут быть по биографии писателя, содержанию произведений, структуре текста. Можно использовать вопросы "с подвохом". |
"Инсерт" В младших классах хорошо использовать при чтении научно-познавательных текстов. В старших классах составляется маркировочная таблица, в младших достаточно разметки на полях. | Разметка для эффективного чтения и размышления. V- уже знал + - новое - -думал иначе ? - не понял/есть вопрос | "Школа России" 2 класс - научно-познавательный текст "Грибы" 3 класс- Л.Н.Толстой "Куда девается вода из моря?" 4 класс - из летописи «И вспомнил Олег коня своего...». |
"Кубик Блума" | Понадобится кубик, на гранях которого написаны слова: - Назови. - Почему. - Объясни. - Предложи. - Придумай. - Поделись. Ученик бросает кубик, учитель задаёт вопрос в соответствии с выпавшим словом. | "Школа России", 2 класс. В.Драгунский "Тайное становится явным". Назови героев произведения. Почему мальчик думал, что сможет перехитрить маму? Объясни, как мама узнала о проделках сына. Предложи мальчику свой вариант решения проблемы. Придумай, как могли бы развиваться события, если бы каша не попала на шляпу гражданина. Поделись своей идеей, как съесть нелюбимую кашу. |
«Перепутанные логические цепочки» | На уроке изучения темы составляются карточки с ключевыми фразами или понятиями в хронологическом порядке. Например, сюжет произведения или события из жизни писателя. На следующем уроке карточки вывешиваются на доске, но порядок их нарушен. Дети восстанавливают порядок и кратко рассказывают о каждом ключевом моменте. | Изучение биографии А.С.Пушкина. - детство в Москве - учёба в Лицее - ссылка - написание сказок - дуэль |
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» | Дети задают друг другу "тонкие" и "толстые" вопросы. "Тонкие" вопросы предполагают краткий однозначный ответ. Например: Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? "Толстые" вопросы предполагают более полные ответы, размышления. Например: Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Что, если...? | "Школа России", 3 класс. В.Драгунский "Он живой и светится". "Тонкие" вопросы: - когда встретились Мишка и Дениска? - что подарил папа Дениске? - что предложил Мишка за самосвал? "Толстые" вопросы: - Почему Дениске хотелось плакать, когда он смотрел на светлячка? - Как вы думаете, поняла ли мама поступок сына? |
Рассмотренные приёмы можно использовать и на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности. Внеклассная работа также имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников и предполагает разнообразные формы и методы работы. Таким образом, систематическая работа по формированию читательской культуры детей с использованием различных современных образовательных технологий создаёт условия для успешного становления ученика, как интеллектуального читателя, открывает возможности для творческого и познавательного роста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/09/picture-99253.jpg)
«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/28/picture-79877-1730071874.jpg)
Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/28/picture-79877-1730071874.jpg)
презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."
В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337181-1383906276.jpg)
Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-208101-1452768691.jpg)
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-512734-1637847929.jpg)
Использование технологии развития критического мышления как средства совершенствования словесно-логической памяти младших школьников
Современная образовательная технология...