Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.
Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческим, ориентированным на каждого ученика.
Технология развития критического мышления ориентирована на равитие мыслительных навыков (умение работать с информацией, анализировать, обобщать, принимать решения).
В начальных классах применение приёмов ТРКМ возможно на различных уроках и внеурочных занятиях.
В данной статье рассмотрено несколько приёмов ТРКМ при работе с литературными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 180.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления
в процессе формирования читательской культуры у младших школьников
Карпенко И.Ю.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 684 "Берегиня"
г.Санкт-Петербург
«Книга — учитель без платы и благодарности.
Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости.
Это — собеседник, имеющий мозг,
покрытый кожей,
о тайных делах вещающий молча».
А.Навои
Во все времена слово, книга, чтение являлись неотъемлемой частью процесса становления и развития личности. Именно книга - кладезь информации, опыта, чувств, эмоций, который формирует нравственные качества человека, его взгляды и общечеловеческие ценности.
Человек соприкасается с книгой ещё в раннем детстве. Уже тогда она приобретает большое значение в жизни ребёнка. Учит, заинтересовывает, сопровождает, подсказывает, увлекает, заставляет задуматься... Необходимо как можно раньше сделать чтение важной составляющей развития и воспитания ребёнка.
Для этого необходимо не просто научить ребёнка процессу чтения, как техническому воспроизведению текста, а создать необходимые условия для воспитания читательской культуры и компетентности. Как сказал Ф.Искандер, "Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых". Читательская культура детей подразумевает под собой проявление читательского интереса, полноценное восприятие прочитанного, определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, наличие характерных возрасту литературных знаний.
Актуальность и необходимость работы над читательской культурой обусловлена требованиями ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, которые должны соответствовать требованиям современного общества. Это способность свободно ориентироваться в потоке информации, осуществлять коммуникативные процессы, сформированность мотивации к познанию, готовность к саморазвитию. Немаловажную роль в этом играет формирование читательской культуры и читательского интереса, проявляемого в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности.
Новые стандарты нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, такие, как информационно – коммуникационная технология, проектная, модульная, кейс-технология, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, игровые технологии, технология мастерских и другие.
Рассмотрим более подробно возможное использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) для развития читательской культуры младших школьников.
Цель технологии - научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать информацию, планировать и быть готовым исправлять свои ошибки в процессе достижения цели, осознавать свои действия, уметь воспринимать идеи других. Усвоение знаний на уроке, где применяется ТРКМ, происходит в процессе постоянного поиска.
Основа ТРКМ состоит из трёх фаз: вызов (актуализация), осмысление (получение новой информации) и рефлексия. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Для ТРКМ характерны следующие методические приёмы: «Кластер», учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, "Зигзаг", "Инсерт, "Корзина идей", написание синквейнов, "Да-нет", "Круги по воде", "6 шляп", "Дерево предсказаний", "Диаманта".
Рассмотрим применение некоторых приёмов при изучении конкретных литературных произведений или при проведении внеклассной работы.
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Приём ТРКМ | Описание приёма | Пример применения |
"Диаманта"- полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Можно использовать для характеристики литературных персонажей. Возможно использование со 2 класса. | Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) | "Школа России", 2 класс. И.Крылов "Стрекоза и Муравей". 1. Стрекоза 2. Беззаботная, легкомысленная 3. Веселится, отдыхает, танцует 4. Лето, веселье // серьёзность, труд 5. Работает, думает, старается 6. Трудолюбивый, мудрый 7. Муравей |
"Круги по воде" | Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. | Изучение литературоведческих понятий. Д - диаманта И - идея А - автор Л - легенда О - описание Г - герой |
"Интеллектуальная разминка" | Основная цель не контроль знаний, а правильный настрой на учебную деятельность. Активизация мышления. Несложные вопросы, не требующие развернутых ответов. | "Кто лишний?" На доске вывешиваются портреты писателей. Надо найти "лишнего". Например, все, кроме одного, писали о природе. "Я написал..." На доске прикреплены фигурки карандашей. На обратной стороне фамилии писателей. Ребёнок выбирает карандаш, смотрит фамилию писателя и произносит фразу "Я написал...", в конце добавляя название одного из произведений этого писателя. |
"Дерево предсказаний" | Рисуется силуэт дерева. Ствол - тема. Ветви - варианты предположений. Листья - аргументы. Литературное произведение читается не до конца. Дети строят предположения о том, какой может быть концовка. Ответы фиксируются. После прочтения - возвращение к рисунку, обсуждение. | "Школа России", 2 класс. В.Осеева "Почему?" Предположения: - мальчик не признается маме, потому что... - мальчик признается сразу, потому что... - мальчик признается потом, потому что... |
"6 шляп" Используется для решения творческих задач; для проведения обобщающих занятий, анализа информации. Данная форма удобна для проведения дискуссий. | Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определённого цвета. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая - только факты. Перечислить героев или события. Жёлтая - что было хорошего, полезного... Зелёная - дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют синквейн. Красная - чувства и эмоции; аргументы не обязательны. Чёрная - сомнения, аргументы "против" какого-либо высказывания. Синяя - аналитики. Выслушивают все группы и делают вывод. | "Школа России", 3 класс. А.Платонов "Цветок на земле". Белая - Афоня, дедушка Тит. Кратко план текста. Жёлтая - отношения деда и внука, мудрость дедушки... Зелёная - синквейн 1. Дедушка 2. Мудрый, добрый 3. Любит, объясняет, заботится 4. Дедушка знает, в чём смысл жизни. 5. Жизнь Красная - переживания, грусть, любовь... Чёрная - например, "Сумеет ли Афоня понять смысл рассказа дедушки?" |
"Да - нет" | Зачитываются утверждения, связанные с темой урока. Дети дают короткий ответ - "да" или "нет". Можно или задавать вопросы по цепочке устно, или записывать ответы в тетрадь, или использовать сигнальные карточки. Можно использовать утверждения, которые придумают сами дети. | Подходит к работе над любым произведением. Вопросы могут быть по биографии писателя, содержанию произведений, структуре текста. Можно использовать вопросы "с подвохом". |
"Инсерт" В младших классах хорошо использовать при чтении научно-познавательных текстов. В старших классах составляется маркировочная таблица, в младших достаточно разметки на полях. | Разметка для эффективного чтения и размышления. V- уже знал + - новое - -думал иначе ? - не понял/есть вопрос | "Школа России" 2 класс - научно-познавательный текст "Грибы" 3 класс- Л.Н.Толстой "Куда девается вода из моря?" 4 класс - из летописи «И вспомнил Олег коня своего...». |
"Кубик Блума" | Понадобится кубик, на гранях которого написаны слова: - Назови. - Почему. - Объясни. - Предложи. - Придумай. - Поделись. Ученик бросает кубик, учитель задаёт вопрос в соответствии с выпавшим словом. | "Школа России", 2 класс. В.Драгунский "Тайное становится явным". Назови героев произведения. Почему мальчик думал, что сможет перехитрить маму? Объясни, как мама узнала о проделках сына. Предложи мальчику свой вариант решения проблемы. Придумай, как могли бы развиваться события, если бы каша не попала на шляпу гражданина. Поделись своей идеей, как съесть нелюбимую кашу. |
«Перепутанные логические цепочки» | На уроке изучения темы составляются карточки с ключевыми фразами или понятиями в хронологическом порядке. Например, сюжет произведения или события из жизни писателя. На следующем уроке карточки вывешиваются на доске, но порядок их нарушен. Дети восстанавливают порядок и кратко рассказывают о каждом ключевом моменте. | Изучение биографии А.С.Пушкина. - детство в Москве - учёба в Лицее - ссылка - написание сказок - дуэль |
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» | Дети задают друг другу "тонкие" и "толстые" вопросы. "Тонкие" вопросы предполагают краткий однозначный ответ. Например: Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? "Толстые" вопросы предполагают более полные ответы, размышления. Например: Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Что, если...? | "Школа России", 3 класс. В.Драгунский "Он живой и светится". "Тонкие" вопросы: - когда встретились Мишка и Дениска? - что подарил папа Дениске? - что предложил Мишка за самосвал? "Толстые" вопросы: - Почему Дениске хотелось плакать, когда он смотрел на светлячка? - Как вы думаете, поняла ли мама поступок сына? |
Рассмотренные приёмы можно использовать и на уроках, и во внеурочной и внеклассной деятельности. Внеклассная работа также имеет большое значение для формирования читательской культуры младших школьников и предполагает разнообразные формы и методы работы. Таким образом, систематическая работа по формированию читательской культуры детей с использованием различных современных образовательных технологий создаёт условия для успешного становления ученика, как интеллектуального читателя, открывает возможности для творческого и познавательного роста детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедн...
Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....
презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."
В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....
Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Из опыта работы...
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...
Использование технологии развития критического мышления как средства совершенствования словесно-логической памяти младших школьников
Современная образовательная технология...