Технология обучения в сотрудничестве. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.
методическая разработка на тему

мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:



Мастер-класс

Тема: Технология обучения в сотрудничестве. Виды групповой работы в технологии сотрудничества.

Цель мастер-класса:

Организовать деятельность участников семинара, в результате которой они познакомятся с данной технологией.

Задачи:

1. Создать условия для демонстрации технологии обучения в сотрудничестве.

2. Познакомить с видами групповой работы по данной технологии.

3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Раздаточный материал:

Ориентировочные карты, листы с заданиями и рекомендациями для каждой группы, папки с приложениями для выполнения заданий в группах.



Ход проведения

1. Эмоциональный настрой.

Я очень рада видеть Вас здесь. Предлагаю для создания атмосферы доверия и комфорта настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение-приветствие «Приветик».

Попрошу Вас всех встать в круг.
Передайте друг другу «приветик» лёгким пожатием рук. При этом не нужно ничего говорить, а только взглядом проследить за тем как «приветик» движется по кругу.
Я передаю свой тёплый дружеский приветик соседу слева.
Ну, вот и вернулся ко мне Ваш сердечный приветик с дружеским пожеланием.
Надеюсь, что сегодня он сплотит нас, и наша встреча будет плодотворной.

2. Определение темы

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс: «Технология обучения в сотрудничестве». (Слайд № 1)

- Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?

Выразите в двух-трёх словах и запишите на ориентировочной карте под № 1 буква (а). (Задание выполняем индивидуально). (Слайд №2) Приложение № 1

-Объединитесь в произвольные пары и обсудите свои ответы. Запишите под буквой (б) свой вариант (Работа в парах) (Слайд № 2)

Объединитесь в группы, проделайте ту жесамую работу. (Работа в группах) (Слайд №2)

- Сделайте общий вывод по заданному вопросу. Запишите ответ под буквой (в) на ориентировочной карте.
- Прочитайте, что у вас получилось.
(Один из членов группы зачитывает свой ответ)

- На данном примере мы показали Вам один из видов групповой работы, который называется «Снежный ком»

Объяснение
«Снежный ком» (Слайд № 3)
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Аналогом является групповая работа, которая называется «Корзина идей»

- Что же такое технология обучения в сотрудничестве?
Давайте посмотрим как раскрывается это понятие в педагогической литературе. (Слайд № 4)

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе. (Слайд № 5)

Основные принципы обучения в сотрудничестве (Слайд №6)

Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределённых внутригрупповых ролей, функций;
единого учебного материала;
общих ресурсов;
одного поощрения на всех.


Практическое занятие

Деление на группы

Итак, для дальнейшей работы нам необходимо объединиться в новые группы.

Чтобы объединить детей в группы, можно использовать разные способы.
Их множество.

Например:

/Посмотрите на экран/ (Слайд №7)
Формирование групп разными способами

- По желанию
- По выбору педагога
- Случайным образом
- По определённому признаку
- По выбору «лидера»

Я предлагаю вам один из вариантов.
- Выберите карточку.
Согласно цвету полученной карточки подойдите к столу с таким же сигналом и соберите слово. Что у вас получилось?
- Назовите тему.
/Данное слово будет являться названием темы.

/ДРУЖБА ДРУЖБА ДРУЖБА

(Слово ДРУЖБА вывешивается на доску)


Перед тем как начать работу, обратите внимание на правила групповой работы: (на доску вывешиваются правила) (Слайд № 8)

Если работа по технологии обучения в сотрудничестве на начальной стадии, то правилам работы в группе надо уделять внимание и научить детей работать совместно (сообща).

Для успешной работы в группе возможно распределение
ролей. Давайте познакомимся с ролями, которые
находятся у вас на столах.
(На доску вывешиваются роли участников группы)

Роли: (Слайд № 9)
Организатор (распределяет роли, следит за
действиями всех членов группы)
Спикер (защита решения, ответа от имени
группы)
Планировщик (исследует условия задачи
и планирует работу)
Писарь (записывает решение)
Исполнитель (осуществляет попытки решения)
Хронометрист (следит за временем)

Переходим к групповой работе.
Прочитайте тему, над которой будете работать.

( На столах лежат папки с указанными темами (для каждой группы своя); задания, которые должны выполнить участники групп; рекомендации для каждого задания). (Приложение № 2)
По итогам работы каждой группы даются объяснения данному виду работы)
(Слайд № 10)

- На данном этапе мы использовали вид групповой работы, который называется «Охота за сокровищами» (На доске появляется название)
( Слайд № 11)
Описание
«Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Существует аналогичный вид групповой работы, который называется (На доске появляется название) (Слайд № 12)
«Пазлы»
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.

Посмотрите на экран:
Поведение учителя во время групповой работы (Слайд № 13)
А теперь я попрошу спикеров подойти ко мне и получить конверт.
Задание: Соедините картинки и подписи. Создайте коллаж по данной теме.


Посмотрим что у нас получилось?
(Команды вывешивают на доску свои проекты и коллажи и защищают их))



Лист самооценивания работы группы группы, рефлексия.
Попросшу оценить вашу работу.

В папках на листах («Лист самооценивания работы группы») есть таблица, которую надо заполнить. (Слайд № 14)

Как вы уже заметили, в последнем пункте данной таблицы надо определить эмоциональное состояние каждой группы. Это называется рефлексия групповой работы. По итогам данной рефлексии мы можем увидеть как работала непосредственно вся группа.

Итог
Сегодня на нашем мастер-крассе мы еще раз познакомили вас с технологией обучения в сотрудничестве, рассказали Вам о некоторых виды групповой работы, которые можно использовать в своей работе. (Слайд № 15, 16)

На слайде: Взмахивая крыльями, каждый гусь создаёт дополнительную подъёмную силу для гуся, летящего впереди. Если стая летит в форме буквы «V», то за день она может преодолеть расстояние, по крайней мере, на 70% больше, чем тогда, когда каждая птица летела бы отдельно.

На примере нашей работы мы хотим сказать, что не только на уроке можно использовать данную технологию. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче.


На слайде: Каждый раз, когда гусь выходит за пределы
ключа, он чувствует, как трудно лететь против
ветра одному, и быстро возвращается в ключ.

Если люди, так же как и гуси, будут сотрудничать с теми, кто идёт в одном с ними направлении, им легче будет преодолевать жизненные препятствия.

Спасибо за сотрудничество! (Слайд № 17)

Правила совместной работы

Не говорить всем сразу.
Внимательно слушай своего товарища.
Говори только по делу спокойно и ясно.
Обращаться друг к другу по имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Виды групповой работы.

В материале представлены несколько видов групповой работу для учащихся....

Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...

Задания личностно-ориентированного, дифференцированного обучения для парной и групповой работы

Задания для работы в парахЗадания для работы в группахДифференцированные задания...

Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе

Большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отно...