Мастер - класс
учебно-методический материал на тему
«Типы проблемных ситуаций на уроках литературного чтения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.ppt | 2.03 МБ |
master.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме Типы проблемных ситуаций на уроках литературного чтения.
- Приветствие. Стихотворение
2. Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
В начальных классах решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.
Технология проблемного обучения исходит из того, что ученики могут быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, но и являться активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Технология проблемного обучения универсальна: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании.
Содержание учебного комплекта ПНШ по всем предметам: связь с социумом, сквозные герои – ровесники детей, последовательность изучения тем, использование словарей и различных источников, практические работы, проекты и исследования – позволяет реализовать технологию проблемного обучения. Это особенно актуально, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. А теперь мне бы хотелось, чтобы мы погрузились в атмосферу проблемного обучения.
3. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс на тему «Типы проблемных ситуаций на уроках литературного чтения».
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Что это значит? А только то, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества. Это постановка проблемы, поиск и выражение решения, реализация продукта (своего знания, опыта)
Нужны ли проблемные ситуации на уроках литературного чтения? (вопрос залу) Ведь только сделав даже небольшое открытие сам (что помогает человеку стать человеком), удовлетворив свое любопытство (секреты свитка, чайного домика, коротких стихотворений), удивившись, ребенок будет богаче. И эти богатства нельзя измерить даже всем золотом мира. Это богатство души.
4. Проблемные ситуации на уроке используются с условием, что ребенок умеет анализировать,
-что он уже знает и умеет,
-чего он еще не знает, но ему надо узнать и
-что он знает немного, в этом надо разобраться.
Педагог должен научить ребенка оценивать свои достижения,
смело выходить за пределы своих знаний, не бояться спрашивать,
строить гипотезы.
Учителю нужно уметь планировать, создавать на уроке проблемные ситуации, управлять этим процессом.
- Ответьте на простой вопрос: кто умеет читать? А кто любит читать? Для
поддержания интереса к чтению книг я использую проблемные ситуации,
представленные на слайде.
- Я считаю, что проблемная ситуация возникла, если дети широко распахнули глаза, открыли рты, почесывают затылок, смотрят на меня с недоумением.
- А сейчас мы отправляемся на урок литературного чтения. Одна группа изучает произведение Джанни Родари, вторая – Виктора Лунина, третья группа – произведения Ирины Пивоваровой и Ван Гога, а четвертая – произведение Марины Бородицкой. Сейчас я предлагаю поработать в, рассмотреть различные ситуации на примерах литературных произведений. У каждой группы есть тексты, вопросы к текстам. Задача групп заключается в следующем: поработав с произведениями, поставить проблему, доказать, что данная проблемная ситуация раскрывается на этом произведении.
- Ну а мы с вами, уважаемые зрители тоже отправляемся на урок. Тема:
«Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особая правда». Ответьте на вопросы:
Ложь приемлема в жизни? Произведения искусства могут говорить ложь? Правду? Произведения искусства говорят правду на своем языке, который не всегда всем понятен. Нужно ли учиться понимать этот язык? Для начала мы отправимся в музей. Кто любит ходить в музеи? Что мы можем там увидеть? А перед нами картина Франца Марка «Птицы». Некоторые художники рисуют совсем непохоже. Они лгут, искажают картину? Непохоже бывает, если смотреть только глазами. А если смотреть сердцем, то очень даже похоже. Вам нравится картина? Чем она привлекла ваше внимание? Что для птицы главное? (полет) Как его передать? А если мы нарисуем птицу наверху листа с развернутыми крыльями – она все равно будет как неживая. А здесь есть движение? Вы видите взмахи крыльями? Обратите внимание на краски! Какое время года изобразил художник по вашему мнению? А свет? Воздух? Вы ощущаете движение воздуха? Вы видите мелькание крыльев? Целая стая птиц собирается взлететь. Не будем им мешать. Что сделал художник с привычными линиями? Сломал. А для чего он это сделал? Для того, чтобы передать красоту. Художник изобрел свой язык. А сейчас давайте найдем сходство художественных произведений разных жанров и прочитаем стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик». Между произведениями есть сходство? Найдите его. Правильно, поэт сломал форму у слов. Как вы думаете, для чего он это сделал? Может быть, что поэт не смог подобрать слова и ему пришлось изобретать свои. Только что на уроке мы использовали знания, полученные на начальном этапе в новой ситуации.
9. А какие ситуации получились у групп?
10. Итак, создав проблемную ситуацию на уроке, мы с вами определили проблему, вышли из ситуации на побуждающий или подводящий диалог, нашли пути решения проблемы, получили результат.
11. Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...