Леворукий ребенок в школе
консультация (1 класс) по теме
Здесь описаны рекомендации для учителей по работе с леворуким ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukii_rebenok_v_shkole.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Леворукий ребенок в школе.
Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.
Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга. Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.
Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
- Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
- Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
- Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
- Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
- Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного характера.
- Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- зрительно – моторной координации;
- точности пространственного восприятия;
- зрительной памяти;
- наглядно – образного мышления;
- способности к целостной переработке информации;
- моторики;
- фонематического слуха;
- речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Рекомендации учителям по работе с леворукими детьми.
- Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта.
- Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо.
- При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.
- В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
- Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леворукий ребенок в школе
Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...
Леворукий ребенок в школе.
Вашему вниманию представляю методические рекомендации по организации учебного процесса с леворукими детьми....
Леворукий ребенок в школе
В данном семинаре рассматриваются особенности обучения и развития леворукого ребенка в школе. Семинар расчитан на родителей и учителей начальных классов....
Леворукий ребенок дома и в школе
обобщение темы "Леворукий ребенок в школе и дома"...
Леворукий ребенок в школе
Методические рекомендации содержат информацию о природе возникновения леворукости (левшества), особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы леворукого ребенка. В статье даны рекомендации о...
« Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним».
laquo; Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним»....