Леворукий ребенок дома и в школе
учебно-методическое пособие

Верещагина Наталья Валерьевна

обобщение темы "Леворукий ребенок в школе и дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Леворукий ребенок в школе: особенности, рекомендации и принципы работы»

Работы выполнил:

учитель начальных классов

Н.В.Верещагина

август, 2017 год

Еще относительно недавно слово «левша» звучало для родителей, как диагноз, поставленные их обожаемому чаду. В школах левшей старались переучить, родителям давали советы, как заставить ребенка все делать «как надо», то есть, правой рукой. К счастью, эти времена канули в лету. Российская педагогика, наконец-то, обратила внимание на то, что за рубежом левшей никто не переучивает, и никакого ущерба от такого подхода не наблюдается. Что же сегодня говорит наука о леворукости? Откуда берутся левши?

Как известно, разные полушария человеческого мозга «отвечают» за разные способы обработки информации. Если левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, а также за речь, то к ведению правого относятся образное мышление, восприятие музыки, художественное творчество. Ученые считают, что новорожденные имеют как бы два «правых» полушария, и только с ростом ребенка одно из них начинает отличаться от другого. Если доминировать начинает правое полушарие, то ведущей становится левая рука, а если доминирует левое — то правая рука. При этом у достаточно большого числа людей оба полушария являются равнозначными, т.е. ни одно не доминирует.

Школьная программа ориентирована на левополушарных детей, на развитие левого полушария, поэтому правое полушарие у школьников недоразвивается, а левое истощается. К середине каждого учебного года врачи выявляют ряды детей с повышенным правосторонним мышечным тонусом, тиками, сутулостью, недержанием мочи. Происходит это по причине истощения левого полушария и невозможности восполнить энергетические затраты с помощью правого полушария. Чтобы дети к концу года не теряли способности и желания учиться, стоит задуматься, как же организовать учебный процесс.

Левополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью.

Правополушарные дети не понимают, почему им надо заниматься этой «бодягой» 10 лет, когда гораздо приятнее отдыхать и развлекаться. Соответственно, им необходимо почаще напоминать зачем. Мотивацией для них могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития.

Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

 - сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

  - недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;

- слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

-      речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Причины неуспеваемости  левшей в школе.

  • Необычность усвоения учебного материала (придумывают свои приемы для выполнения заданий)
  •  Пытаются установить логические связи, это приводит к замедленному выполнению поставленных задач.
  • Испытывают трудности при переключении с одного вида деятельности на  другой.  
  • Свойственно «застревание» в начале любого вида деятельности, в том числе и речевого.
  • Бедность речи. Незнание многих слов понятий.  Это является причиной негативного отношения к учебе.
  • Наблюдаются  трудности в списывании текстов, т.к. они не способны выполнять несколько задач, работа сопровождается большим количеством ошибок.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной инфор-мации:
левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной инфор-мации:
правое полушарие специ-ализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:
левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:
правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:
информация обрабатывается левым полушарием после-довательно по этапам.

Параллельная обработка информации:
правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной инфор-мации. Оно способно рас-сматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Больше прислушивается к словам, чем к эмоциональному подтексту

Тонко ощущает эмоции других людей

Основной метод обучения – «от частного к общему»

Основной метод обучения – «от общего к частному»

Таблица 1. Сферы специализации левого  и правого полушарий головного мозга.

  • РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ:

1. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

2. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано.

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.

Следует также принимать во внимание еще один фактор при выборе рабочего места: это ведущий глаз. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

Существует несколько вариантов определения ведущего полушария, глаза, уха, руки или ноги.Картинка 13 из 415769

Тест на определение ведущего полушария.

Задание №1. 

        Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, напишите Л. Если сверху левый палец, то  П.

Задание №2.

        Возьмите карандаш или ручку и на расстоянии вытянутой руки двумя глазами найдите какую-нибудь точку (мишень). А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то Л, если точка сместилась при закрытии левого глаза, то П.

Задание №3.

        Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху:  правая или левая. Это так называемая поза Наполеона. Если правая ,то Л; если левая, то П

Задание №4.

        Для того чтобы проделать данное задание, вам необходимо поаплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при аплодировании у вас оказывается сверху: правая или левая. Если правая, то Л;  если левая, то П.

Задание №5

        Провести горизонтальную линию вниз. Если линия отклонилась вправо , то Л: если влево, П, если ровно, то

П и Л

Задание № 6

        Начертите треугольник сначала правой рукой, затем левой. Если правой рукой получилось лучше, то Л ; если левой, то П

Задание № 7

        Начертите линии сначала правой рукой, затем левой. Теперь посчитайте, какой рукой получилось больше. Если правой, то Л; если левой, то П.

Задание №8

        Нарисуйте круг. Если вы его рисовали по часовой стрелке, то Л. Если против, то П.

Задание № 9

        Повернитесь вокруг себя. Если  по часовой стрелке, то Л. Если против, то П.

Задание №10

        Положите ногу на ногу. Если сверху оказалась правая нога, то Л.; если левая, то П.

Задание  № 11

         Моргните глазом. Каким глазом моргнули, ту букву и пишем.

Обработка полученных результатов.

Полученные данные необходимо подставить в формулу:

(Л-П) : 11 * 100 = …..

Показатели:

+30 и больше – полное доминирование левого полушария (правша)

+10  +30 – неполное доминирование левого полушария

+10    – 10  - неполное доминирование правого полушария

 – 10   - полное доминирование правого полушария (левша)  

Методика определения ведущего глаза

  • Свернуть трубочку и посмотреть на фигуру (ребенок прикладывает трубочку к ведущему глазу)
  • Заглянуть в слегка открытую коробочку
  • Посмотреть в замочную скважину

Методика определения ведущего уха

  • Посадить ребенка прямо лицом к стене, сзади шепотом произносить слова, постепенно удаляясь; ребенок, чтобы услышать, поворачивает ведущее ухо.
  • Посмотреть, куда подносит телефон.
  • Часики тикают.

Если ведущее ухо левое, то нежелательна посадка возле окна и с рядом сидящим бубнящим соседом. Левый глаз сканирует справа  налево, а  правый глаз слева направо

Картинка 2 из 274771

Определив ведущее полушарие, глаз, ухо, руку и ногу ребенка, необходимо  соотнести полученные данные с существующими типами.

Стандартные типы

H:\рисы знаки\Новая папка\Little_people_coloring_pages_for_babies_7.gif

Тип  № 1

полушарие – П,

глаз – Л,

ухо – Л ,

рука – Л,

нога- Л.

Характеристика:

  • Это дети, которые воспринимают все образы целостно
  • Лучше овладевают процессом анализа, чем синтеза
  • Глобальное запоминание
  • Характеризуются врожденной грамотностью
  • Если объект находится в поле зрения неведущего глаза, то ему требуется больше времени для обработки информации.
  • Сканирование информации на плоскости происходит справа налево, а слева направо сканирование затруднено (теряют строку при чтении, пропускают слоги)
  • Имеют низкую технику чтения

Этот тип самый стрессоустойчивый, нервная система сильная. Картинка 3 из 215976

Место для ребенка в классе: 3 ряд 1 или 2 парта

Тип № 2. H:\рисы знаки\Новая папка\c2f6861327d2.jpg

полушарие – Л,

глаз – П,

ухо – П,

рука – П,

нога- П.

Характеристика:

  • Левополушарные дети - аналитики
  • В большей мере пользуются логическим мышлением
  • Вербальный интеллект, хорошо понимают словесную инструкцию
  • Материал необходимо подавать последовательно, структурировано
  • На письме и при чтении проблем возникать не должно
  • На занятиях гуманитарного цикла - отличаются повышенным интересом, аккуратно оформляют тетради  

Картинка 3 из 215976

100% стрессоустойчивость , упорно добиваются своего

Место для ребенка в классе: 2 или 3 ряд справа.

Смешанные типы

Тип № 3      H:\рисы знаки\Новая папка\09175600d8f62ee230fbf399f20d26db.jpg

полушарие – П,

глаз – П,

глаз – Л,

рука – П,

нога- П.

Характеристика :

  • Усваивают учебный материал в сопровождении музыкального или двигательного ритма
  • Материал воспринимают целостно
  • Ухо и глаз находятся в противопоставлении, влияют на концентрацию внимания  и его распределение

Место для ребенка в классе: 3 ряд за 1 или 2 парой, для них характерен более медленный темп работы Картинка 3 из 215976

Тип № 4.H:\рисы знаки\Новая папка\Malchik_4_0.jpg

полушарие – П,

глаз – Л,

ухо – П,

рука – П,

нога- П.

Характеристика:

  • Характеризуется тем, что может писать справа налево
  • Зеркальное написание букв, слитное написание предлогов со словами
  • Страдает каллиграфия

Место для ребенка в классе:  3 ряд и первая половина 2 ряда.Картинка 3 из 215976

.

Односторонние типыКартинка 245 из 163967

Тип № 5.

полушарие – Л                    

глаз – Л

 ухо – Л

 рука – Л

 нога – Л

Характеристика:

  • Если попадают в стрессовую ситуацию, происходит блокировка ведущих анализаторов, особенно уха
  • Аналитики
  • Хорошо развито мышление, хорошо запоминают, творчески неспокойные
  • Испытывают дискомфорт в школе: это дети, которые не любят ходить в школу

Картинка 3 из 215976

Сильно подвержены стрессовым ситуациям , стрессоустойчивость 0%

Тип № 6.Картинка 296 из 163967

полушарие – П                  

 глаз – П

 ухо – П

 рука – П

 нога – П

  • Самый неблагоприятный тип, особенно, если мальчик.
  • Их все всегда раздражает: не терпят, когда мел скрипит по доске, когда малы колготки, либо что-то жмет или мешает
  • Система образования построена на аналитиков, а они не любят прорисовывать детали

Картинка 3 из 215976

В стрессовых ситуациях блокируется рука и нога  

 

Если ведущий орган находится на той же стороне тела, что и ведущее полушарие, то в стрессовой ситуации он

Может быть заблокирован. Например, при схеме латерального профиля — правое полушарие, правая рука, правое ухо, левый глаз и правая нога — человек в стрессовой ситуации будет хорошо видеть происходящее, но не услышит важных слов, все выронит из рук, у него подкосятся ноги.

Еще пример одностороннего профиля — у ребенка доминантными являются правые полушарие, рука, глаз и левое ухо. Тогда в состоянии стресса (диктант, экзамен и т.д.) основную нагрузку возьмет на себя правое полушарие и левое ухо, контролируемое правым доминантным полушарием. Ведущая правая рука и ведущий правый глаз во время стрессовой ситуации окажутся блокированы и не будут выполнять свои функции. Движения руки становятся «блокированы», а глаз плохо видит. Если учесть, что у правополушарных людей ведущей модальностью является визуальная, то в состоянии стресса они лишены восприятия большей части информации.

Пример смешанного профиля — у ребенка доминантными являются левое полушарие, правая рука, правый глаз и левое ухо. В стрессовой ситуации основную нагрузку на себя берут левое полушарие, правая рука и правый глаз. Левое ухо, работу которого контролирует правое ведомое полушарие, оказывается блокированным.

Наиболее успешными учащимися в современной системе образования являются дети с перекрестным латеральным профилем, особенно учащиеся с ведущим левым полушарием, правыми рукой, ногой, ухом и глазом. Самыми неуспешными в обучении являются дети с односторонним латеральным профилем, особенно с правосторонним (правые полушарие, рука, нога, ухо и глаз).

Правомерно утверждать, что наибольшей стрессоустойчивостью обладают девочки по сравнению с мальчиками, так как у них нервных волокон, соединяющих два полушария, значительно больше.

Таким образом, индивидуальный латеральный профиль каждого человека определяет тип восприятия, мышления, стрессоустойчивость, стиль и успешность обучения.

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?

           Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.

Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого.

На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. На некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.

В чем правополушарный ребенок успешен? У этих детей хорошее чувство ритма. На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.Картинка 9 из 216137Картинка 9 из 216137

Какие ошибки допускают левши? Картинка 9 из 216137

Им сложно оперировать буквами и словами. У них часто бывает задержка речевого развития, поэтому письменные уроки даются   им   чрезвычайно   тяжело.  Они  пропускают буквы

и слоги, глотают слова в тексте, поэтому у них ускользает смысл прочитанного. Правополушарные дети импульсивны, невнимательны. Гиперактивность и дефицит внимания есть особенность психики правополушарного ребенка.

    Им проще дословно пересказать прочитанное, чем ответить на вопросы по существу. Невнимательному ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь?». То же самое необходимо помнить при работе с правополушарными детьми, их нужно обучать выделять главное и второстепенное.

   Они плохо учат правила, забывают исключения, звуко-буквенный анализ им дается тяжело.

   Детям с повышенной активностью правого полушария тяжело дается решение логических задач. Когда за событием А обязательно следует событие В, которое затем приведет к итогу С: «У Васи было 5 яблок, у Маши на одно больше. Сколько всего яблок было у них вместе?». Зато у них не возникает проблем в решении бытовых и производственных трудностей тогда, когда все остальные зашли в тупик. Правополушарные ученики могут с трудом учиться в школе, но позже, найдя себе дело по душе, добиваются успехов в профессиональной среде.

Рекомендации по организации работы:

  •    необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  •    не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  •    категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  •    любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  •    желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  •    необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  •    никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству;
  •    свести до минимума отвлекающие моменты;
  •    хвалите левшу каждый раз, когда он этого заслуживает.

Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукий ребенок в школе

 Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...

Как помочь леворукому ребенку дома

Рекомендации для родителей...

Леворукий ребенок в школе

Здесь описаны рекомендации для учителей по работе с леворуким ребенком...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

Леворукий ребенок в школе.

Вашему вниманию представляю методические рекомендации по организации учебного процесса с леворукими детьми....

Леворукий ребенок в школе

В данном семинаре рассматриваются особенности обучения и развития леворукого ребенка в школе. Семинар расчитан на родителей и учителей начальных классов....

Леворукий ребенок в школе

Методические рекомендации содержат информацию о природе возникновения леворукости (левшества), особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы леворукого ребенка. В статье даны рекомендации о...