Леворукий ребенок дома и в школе
учебно-методическое пособие
обобщение темы "Леворукий ребенок в школе и дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levorukiy_rebenok_v_shkole_osobennostirekomendatsii_i_printsipy_raboty.docx | 417.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Леворукий ребенок в школе: особенности, рекомендации и принципы работы»
Работы выполнил:
учитель начальных классов
Н.В.Верещагина
август, 2017 год
Еще относительно недавно слово «левша» звучало для родителей, как диагноз, поставленные их обожаемому чаду. В школах левшей старались переучить, родителям давали советы, как заставить ребенка все делать «как надо», то есть, правой рукой. К счастью, эти времена канули в лету. Российская педагогика, наконец-то, обратила внимание на то, что за рубежом левшей никто не переучивает, и никакого ущерба от такого подхода не наблюдается. Что же сегодня говорит наука о леворукости? Откуда берутся левши?
Как известно, разные полушария человеческого мозга «отвечают» за разные способы обработки информации. Если левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, а также за речь, то к ведению правого относятся образное мышление, восприятие музыки, художественное творчество. Ученые считают, что новорожденные имеют как бы два «правых» полушария, и только с ростом ребенка одно из них начинает отличаться от другого. Если доминировать начинает правое полушарие, то ведущей становится левая рука, а если доминирует левое — то правая рука. При этом у достаточно большого числа людей оба полушария являются равнозначными, т.е. ни одно не доминирует.
Школьная программа ориентирована на левополушарных детей, на развитие левого полушария, поэтому правое полушарие у школьников недоразвивается, а левое истощается. К середине каждого учебного года врачи выявляют ряды детей с повышенным правосторонним мышечным тонусом, тиками, сутулостью, недержанием мочи. Происходит это по причине истощения левого полушария и невозможности восполнить энергетические затраты с помощью правого полушария. Чтобы дети к концу года не теряли способности и желания учиться, стоит задуматься, как же организовать учебный процесс.
Левополушарные дети любят учиться, потому что для них сам процесс одновременно является и целью.
Правополушарные дети не понимают, почему им надо заниматься этой «бодягой» 10 лет, когда гораздо приятнее отдыхать и развлекаться. Соответственно, им необходимо почаще напоминать зачем. Мотивацией для них могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.
Леворукость – это не патология и не недостаток развития.
Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.
Дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
- сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
- недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;
Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;
- слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;
- речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Причины неуспеваемости левшей в школе.
- Необычность усвоения учебного материала (придумывают свои приемы для выполнения заданий)
- Пытаются установить логические связи, это приводит к замедленному выполнению поставленных задач.
- Испытывают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой.
- Свойственно «застревание» в начале любого вида деятельности, в том числе и речевого.
- Бедность речи. Незнание многих слов понятий. Это является причиной негативного отношения к учебе.
- Наблюдаются трудности в списывании текстов, т.к. они не способны выполнять несколько задач, работа сопровождается большим количеством ошибок.
Поэтому в работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Обработка вербальной инфор-мации: | Обработка невербальной инфор-мации: |
Аналитическое мышление: | Воображение: |
Последовательная обработка информации: | Параллельная обработка информации: |
Больше прислушивается к словам, чем к эмоциональному подтексту | Тонко ощущает эмоции других людей |
Основной метод обучения – «от частного к общему» | Основной метод обучения – «от общего к частному» |
Таблица 1. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга.
- РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ:
1. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.
2. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требование от левши безотрывного письма противопоказано.
В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.
Следует также принимать во внимание еще один фактор при выборе рабочего места: это ведущий глаз. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.
Существует несколько вариантов определения ведущего полушария, глаза, уха, руки или ноги.
Тест на определение ведущего полушария.
Задание №1.
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, напишите Л. Если сверху левый палец, то П.
Задание №2.
Возьмите карандаш или ручку и на расстоянии вытянутой руки двумя глазами найдите какую-нибудь точку (мишень). А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то Л, если точка сместилась при закрытии левого глаза, то П.
Задание №3.
Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху: правая или левая. Это так называемая поза Наполеона. Если правая ,то Л; если левая, то П
Задание №4.
Для того чтобы проделать данное задание, вам необходимо поаплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при аплодировании у вас оказывается сверху: правая или левая. Если правая, то Л; если левая, то П.
Задание №5
Провести горизонтальную линию вниз. Если линия отклонилась вправо , то Л: если влево, П, если ровно, то
П и Л
Задание № 6
Начертите треугольник сначала правой рукой, затем левой. Если правой рукой получилось лучше, то Л ; если левой, то П
Задание № 7
Начертите линии сначала правой рукой, затем левой. Теперь посчитайте, какой рукой получилось больше. Если правой, то Л; если левой, то П.
Задание №8
Нарисуйте круг. Если вы его рисовали по часовой стрелке, то Л. Если против, то П.
Задание № 9
Повернитесь вокруг себя. Если по часовой стрелке, то Л. Если против, то П.
Задание №10
Положите ногу на ногу. Если сверху оказалась правая нога, то Л.; если левая, то П.
Задание № 11
Моргните глазом. Каким глазом моргнули, ту букву и пишем.
Обработка полученных результатов.
Полученные данные необходимо подставить в формулу:
(Л-П) : 11 * 100 = …..
Показатели:
+30 и больше – полное доминирование левого полушария (правша)
+10 +30 – неполное доминирование левого полушария
+10 – 10 - неполное доминирование правого полушария
– 10 - полное доминирование правого полушария (левша)
Методика определения ведущего глаза
- Свернуть трубочку и посмотреть на фигуру (ребенок прикладывает трубочку к ведущему глазу)
- Заглянуть в слегка открытую коробочку
- Посмотреть в замочную скважину
Методика определения ведущего уха
- Посадить ребенка прямо лицом к стене, сзади шепотом произносить слова, постепенно удаляясь; ребенок, чтобы услышать, поворачивает ведущее ухо.
- Посмотреть, куда подносит телефон.
- Часики тикают.
Если ведущее ухо левое, то нежелательна посадка возле окна и с рядом сидящим бубнящим соседом. Левый глаз сканирует справа налево, а правый глаз слева направо
Определив ведущее полушарие, глаз, ухо, руку и ногу ребенка, необходимо соотнести полученные данные с существующими типами.
Стандартные типы
Тип № 1
полушарие – П,
глаз – Л,
ухо – Л ,
рука – Л,
нога- Л.
Характеристика:
- Это дети, которые воспринимают все образы целостно
- Лучше овладевают процессом анализа, чем синтеза
- Глобальное запоминание
- Характеризуются врожденной грамотностью
- Если объект находится в поле зрения неведущего глаза, то ему требуется больше времени для обработки информации.
- Сканирование информации на плоскости происходит справа налево, а слева направо сканирование затруднено (теряют строку при чтении, пропускают слоги)
- Имеют низкую технику чтения
Этот тип самый стрессоустойчивый, нервная система сильная.
Место для ребенка в классе: 3 ряд 1 или 2 парта
Тип № 2.
полушарие – Л,
глаз – П,
ухо – П,
рука – П,
нога- П.
Характеристика:
- Левополушарные дети - аналитики
- В большей мере пользуются логическим мышлением
- Вербальный интеллект, хорошо понимают словесную инструкцию
- Материал необходимо подавать последовательно, структурировано
- На письме и при чтении проблем возникать не должно
- На занятиях гуманитарного цикла - отличаются повышенным интересом, аккуратно оформляют тетради
100% стрессоустойчивость , упорно добиваются своего
Место для ребенка в классе: 2 или 3 ряд справа.
Смешанные типы
Тип № 3
полушарие – П,
глаз – П,
глаз – Л,
рука – П,
нога- П.
Характеристика :
- Усваивают учебный материал в сопровождении музыкального или двигательного ритма
- Материал воспринимают целостно
- Ухо и глаз находятся в противопоставлении, влияют на концентрацию внимания и его распределение
Место для ребенка в классе: 3 ряд за 1 или 2 парой, для них характерен более медленный темп работы
Тип № 4.
полушарие – П,
глаз – Л,
ухо – П,
рука – П,
нога- П.
Характеристика:
- Характеризуется тем, что может писать справа налево
- Зеркальное написание букв, слитное написание предлогов со словами
- Страдает каллиграфия
Место для ребенка в классе: 3 ряд и первая половина 2 ряда.
.
Односторонние типы
Тип № 5.
полушарие – Л
глаз – Л
ухо – Л
рука – Л
нога – Л
Характеристика:
- Если попадают в стрессовую ситуацию, происходит блокировка ведущих анализаторов, особенно уха
- Аналитики
- Хорошо развито мышление, хорошо запоминают, творчески неспокойные
- Испытывают дискомфорт в школе: это дети, которые не любят ходить в школу
Сильно подвержены стрессовым ситуациям , стрессоустойчивость 0%
Тип № 6.
полушарие – П
глаз – П
ухо – П
рука – П
нога – П
- Самый неблагоприятный тип, особенно, если мальчик.
- Их все всегда раздражает: не терпят, когда мел скрипит по доске, когда малы колготки, либо что-то жмет или мешает
- Система образования построена на аналитиков, а они не любят прорисовывать детали
В стрессовых ситуациях блокируется рука и нога
Если ведущий орган находится на той же стороне тела, что и ведущее полушарие, то в стрессовой ситуации он
Может быть заблокирован. Например, при схеме латерального профиля — правое полушарие, правая рука, правое ухо, левый глаз и правая нога — человек в стрессовой ситуации будет хорошо видеть происходящее, но не услышит важных слов, все выронит из рук, у него подкосятся ноги.
Еще пример одностороннего профиля — у ребенка доминантными являются правые полушарие, рука, глаз и левое ухо. Тогда в состоянии стресса (диктант, экзамен и т.д.) основную нагрузку возьмет на себя правое полушарие и левое ухо, контролируемое правым доминантным полушарием. Ведущая правая рука и ведущий правый глаз во время стрессовой ситуации окажутся блокированы и не будут выполнять свои функции. Движения руки становятся «блокированы», а глаз плохо видит. Если учесть, что у правополушарных людей ведущей модальностью является визуальная, то в состоянии стресса они лишены восприятия большей части информации.
Пример смешанного профиля — у ребенка доминантными являются левое полушарие, правая рука, правый глаз и левое ухо. В стрессовой ситуации основную нагрузку на себя берут левое полушарие, правая рука и правый глаз. Левое ухо, работу которого контролирует правое ведомое полушарие, оказывается блокированным.
Наиболее успешными учащимися в современной системе образования являются дети с перекрестным латеральным профилем, особенно учащиеся с ведущим левым полушарием, правыми рукой, ногой, ухом и глазом. Самыми неуспешными в обучении являются дети с односторонним латеральным профилем, особенно с правосторонним (правые полушарие, рука, нога, ухо и глаз).
Правомерно утверждать, что наибольшей стрессоустойчивостью обладают девочки по сравнению с мальчиками, так как у них нервных волокон, соединяющих два полушария, значительно больше.
Таким образом, индивидуальный латеральный профиль каждого человека определяет тип восприятия, мышления, стрессоустойчивость, стиль и успешность обучения.
С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?
Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого.
На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. На некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова двигать их руками и ногами.
В чем правополушарный ребенок успешен? У этих детей хорошее чувство ритма. На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.
Какие ошибки допускают левши?
Им сложно оперировать буквами и словами. У них часто бывает задержка речевого развития, поэтому письменные уроки даются им чрезвычайно тяжело. Они пропускают буквы
и слоги, глотают слова в тексте, поэтому у них ускользает смысл прочитанного. Правополушарные дети импульсивны, невнимательны. Гиперактивность и дефицит внимания есть особенность психики правополушарного ребенка.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем ответить на вопросы по существу. Невнимательному ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь?». То же самое необходимо помнить при работе с правополушарными детьми, их нужно обучать выделять главное и второстепенное.
Они плохо учат правила, забывают исключения, звуко-буквенный анализ им дается тяжело.
Детям с повышенной активностью правого полушария тяжело дается решение логических задач. Когда за событием А обязательно следует событие В, которое затем приведет к итогу С: «У Васи было 5 яблок, у Маши на одно больше. Сколько всего яблок было у них вместе?». Зато у них не возникает проблем в решении бытовых и производственных трудностей тогда, когда все остальные зашли в тупик. Правополушарные ученики могут с трудом учиться в школе, но позже, найдя себе дело по душе, добиваются успехов в профессиональной среде.
Рекомендации по организации работы:
- необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
- категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
- любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
- никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству;
- свести до минимума отвлекающие моменты;
- хвалите левшу каждый раз, когда он этого заслуживает.
Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леворукий ребенок в школе
Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...
Как помочь леворукому ребенку дома
Рекомендации для родителей...
Леворукий ребенок в школе
Здесь описаны рекомендации для учителей по работе с леворуким ребенком...
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...
Леворукий ребенок в школе.
Вашему вниманию представляю методические рекомендации по организации учебного процесса с леворукими детьми....
Леворукий ребенок в школе
В данном семинаре рассматриваются особенности обучения и развития леворукого ребенка в школе. Семинар расчитан на родителей и учителей начальных классов....
Леворукий ребенок в школе
Методические рекомендации содержат информацию о природе возникновения леворукости (левшества), особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы леворукого ребенка. В статье даны рекомендации о...