« Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним».
статья по логопедии
« Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Доклад на тему:
« Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним».
Учитель-логопед 1-ой категории
Лобанова.О.Н.
Домодедова 2020
Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним.
Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению. Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.
Не следует переучивать ребенка-левшу. «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое вмешательство в работу мозга приводит к непредсказуемым последствиям. Часто у левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть: нарушение сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность. Могут возникнуть укачивания в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, удушья, запахов, длительное беспокойство, неусидчивость, вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.
Отличительные черты левшей:
- Повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, отличать тончайшие оттенки цвета, чего не могут, к сожалению, правши;
- Образная память, надолго сохраняет яркие впечатления;
- Легкость ориентирования в пространстве;
- Влечение к парадоксам.
Тест на определение ведущей руки у ребенка.
1. Перед ребенком положить несколько спичечных коробков и попросить найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает коробку).
2. Предложить ребенку закручивать несколько бутылок с крышками. Ведущей считается та рука, которая выполняет активные действия.
3. Перед ребенком лежит маленький мячик. Попросите его поднять. Рекомендуется повторить процедуру несколько раз.
4. Предложить ребенку развязать несколько (завязанных не туго) узелков из шнура или веревки. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, а другая рука держит узел.
5. Попросить ребенка поаплодировать своему любимому мультфильму. Ведущей считается активная и подвижная рука, осуществляющая ударные движения о ладонь другой руки.
6. Предложить ребенку взять в руки часы и завести их. Ведущей считается рука, которая поворачивает рычаг часов, а вторая - держит часы.
7. Поиграть с ребенком в игру «Сорока-белобока» и посмотреть: пальцами какой руки ребенок рисует круги. Ведущей считается рука, пальцами которой ребенок рисует круги на ладони другой.
8. Предложить ребенку взять со стола любимую мягкую игрушку и погладить ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость. Детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой, называют амбидекстрами.
Рекомендации по работе с леворукими детьми
1. Начало любого занятия нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспомнить, что делали, то есть учитывать закономерности памяти правополушарных людей - от настоящего к прошлому.
2. Необходимо создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу.
3. Предоставлять ребенку возможность погрузиться в атмосферу происходящего, и самостоятельно сформировать некий образ (нужно учитывать, что левши отличаются целостным восприятием, образ у них формируется вместе с событием).
4. Речь во время общения с таким ребенком должно быть образной, эмоциональной; желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна преобладать над образами, поскольку любая картинка, запах или музыка дадут ребенку больше информации, чем слово.
5. Лучше заниматься различными, но близкими друг к другу видами деятельности, не требующими постоянного изменения места и положения в пространстве.
6. Необходимо помнить, что левши опираются на свое субъективное мнение, поэтому они не особенно считаются с мнением окружающих.
7. Такие дети быстро устают, поэтому необходимо их ознакомить с различными видами отдыха: вдыхание приятных ароматов, релаксация и т.д. Но при этом следует учитывать, что леворукие дети больше поддаются внушению, так релаксацию целесообразнее проводить с элементами суггестии (внушения).
Во время подготовки леворуких детей к школе необходимо учитывать, что на современном этапе выпускаются канцелярские товары для таких детей:
1) особенность ручек, карандашей, фломастеров заключается в том, что выемка на корпусе расположена таким образом, что рука «ложится» правильно, приобретая удобное положение;
2) шкала на линейке написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо;
3) кольцо в ножницах для захвата сделано под левую руку (оно больше);
4) лезвие в точилах с левым заточкой, что позволяет ребенку держать точило в правой руке, а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью производятся «от себя» (правильно и удобно).
Игры и упражнения с леворукими детьми
Описанные ниже игры очень хорошо использовать в работе с дошкольниками, поскольку они способствуют формированию и развитию моторики, особенно мелких движений кистей рук и пальцев как правой, так и левой руки.
Перед каждым учеником лежат по 15 спичек. Нужно быстрее перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 см и составить таким образом, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переносе спички не должны скользить по столу.
Выполнить условия игры, пользуясь:
а) любыми пальцами обеих рук;
б) любыми пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами - большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным пальцем и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из 10 спичек;
з) безымянным пальцем и мизинцем, построить 4 треугольника;
а) средним пальцем и мизинцем, построить 3 четырехугольники;
к) указательным и безымянным пальцами, построить «колодец» из 16 спичек.
Попросить ребенка ответить на вопрос: «Какое задание было труднее исполнять?», «А какое-проще?», «Какие пальцы у тебя развиты больше, а какие - меньше?"
Перед каждым ребенком лежит скомканный лист писчей бумаги (когда лист сильно потрется, его следует заменить).
Предложить выполнить следующие задачи:
а) Пользуясь всеми пальцами обеих рук, следует как можно скорее разгладить лист так, чтобы ни один край не остался загнутым.
б) То же сделать, пользуясь одной рукой.
в) Повторить то же, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.
г) Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.
д) Разгладить лист кулаками обеих рук.
е) Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.
ж) Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.
з) Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.
а) Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.
к) Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.
л) Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.
Не обязательно выполнять все упражнения - можно выбрать отдельные, педагог считает полезными.
Близнецы
На столах лежат: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; бутылка, с закручивающейся крышкой, лежит отдельно; коробка, рядом с которой лежат различные мелкие предметы; лента, свернутая в рулон и т.д.
Дети объединяются в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию, таким образом, что у каждого только одна свободная рука: у одного-левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по команде учителя своими свободными руками выполняют команды:
- Развернуть газету полностью;
- Зашнуровать ботинок;
- Закрутить крышку на бутылке до упора;
- Составить предметы в коробку;
- Развернуть ленту;
- Все предметы сдать на газету,
- Газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Игру можно усложнить следующим образом. У «близнецов» связывают две руки: правую руку одного ученика и левую другого. Таким образом, у них окажется три руки на двоих. Предложить выполнить эти же задачи в таком положении.
Пальцы - помощники и пальцы - бездельники
Перед игрой воспитатель напоминает, как называется каждый палец на руке. Просит детей показать большой палец, мизинец, средний, указательный, безымянный.
Далее предлагает детям открыть сумки, рюкзаки. Теперь на правой руке просит прижать к ладони указательный и средний пальцы и держать их крепче большим пальцем. Левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным - достать из портфеля какую-нибудь книгу и развернуть ее на определенной странице. Напоминает, что выполнить задачу сложно: пальцы не слушаются, почему они такие слабые? Потому что недостаточно работают, не управляются и остаются недорослями. Воспитатель спрашивает у детей, какие пальцы они считают самыми главными (большой, указательный, средний). Затем предлагает отпустить указательный и средний пальцы на правой руке, выполнить предложенное упражнение одной правой рукой: достать книгу и развернуть ее на определенной странице. Спрашивает, как легче выполнить это задание. Впоследствии предлагает начать игру.
На столе лежат четыре иголки и нитки длиной 1м. За стол садятся двое детей. Игру лучше проводить между несколькими парами (для каждой пары готовится стол, на котором лежат иглы и нить). Тогда игра приобретает соревновательный характер. Дети должны прижать к ладони обеих рук по три пальца - большой, указательный и средний, а мизинцем и безымянным одной руки взять конец нитки, а в другую руку - иглу. Дети в паре могут помогать друг другу. Далее задача усложняется. Теперь разрешается пользоваться всеми пальцами обеих рук, втягивать нитку нужно не в два, а в четыре иглы. Учитель сравнивает, как дети выполнили задание в первом и во втором случаях. Сколько времени понадобилось для того, чтобы выполнить предложенную условие игры. Отмечает, что есть пальцы, которые не участвуют в повседневной работе, ничего не умеют делать, а также те, которые постоянно упражняются, - настоящие умельцы.
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Доклад на тему:
« Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним».
Учитель-логопед 1-ой категории
Лобанова.О.Н.
Домодедова 2020
Леворукий ребенок в школе: особенности работы с ним.
Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению. Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.
Не следует переучивать ребенка-левшу. «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое вмешательство в работу мозга приводит к непредсказуемым последствиям. Часто у левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть: нарушение сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность. Могут возникнуть укачивания в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, удушья, запахов, длительное беспокойство, неусидчивость, вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.
Отличительные черты левшей:
- Повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, отличать тончайшие оттенки цвета, чего не могут, к сожалению, правши;
- Образная память, надолго сохраняет яркие впечатления;
- Легкость ориентирования в пространстве;
- Влечение к парадоксам.
Тест на определение ведущей руки у ребенка.
1. Перед ребенком положить несколько спичечных коробков и попросить найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает коробку).
2. Предложить ребенку закручивать несколько бутылок с крышками. Ведущей считается та рука, которая выполняет активные действия.
3. Перед ребенком лежит маленький мячик. Попросите его поднять. Рекомендуется повторить процедуру несколько раз.
4. Предложить ребенку развязать несколько (завязанных не туго) узелков из шнура или веревки. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, а другая рука держит узел.
5. Попросить ребенка поаплодировать своему любимому мультфильму. Ведущей считается активная и подвижная рука, осуществляющая ударные движения о ладонь другой руки.
6. Предложить ребенку взять в руки часы и завести их. Ведущей считается рука, которая поворачивает рычаг часов, а вторая - держит часы.
7. Поиграть с ребенком в игру «Сорока-белобока» и посмотреть: пальцами какой руки ребенок рисует круги. Ведущей считается рука, пальцами которой ребенок рисует круги на ладони другой.
8. Предложить ребенку взять со стола любимую мягкую игрушку и погладить ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость. Детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой, называют амбидекстрами.
Рекомендации по работе с леворукими детьми
1. Начало любого занятия нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспомнить, что делали, то есть учитывать закономерности памяти правополушарных людей - от настоящего к прошлому.
2. Необходимо создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу.
3. Предоставлять ребенку возможность погрузиться в атмосферу происходящего, и самостоятельно сформировать некий образ (нужно учитывать, что левши отличаются целостным восприятием, образ у них формируется вместе с событием).
4. Речь во время общения с таким ребенком должно быть образной, эмоциональной; желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна преобладать над образами, поскольку любая картинка, запах или музыка дадут ребенку больше информации, чем слово.
5. Лучше заниматься различными, но близкими друг к другу видами деятельности, не требующими постоянного изменения места и положения в пространстве.
6. Необходимо помнить, что левши опираются на свое субъективное мнение, поэтому они не особенно считаются с мнением окружающих.
7. Такие дети быстро устают, поэтому необходимо их ознакомить с различными видами отдыха: вдыхание приятных ароматов, релаксация и т.д. Но при этом следует учитывать, что леворукие дети больше поддаются внушению, так релаксацию целесообразнее проводить с элементами суггестии (внушения).
Во время подготовки леворуких детей к школе необходимо учитывать, что на современном этапе выпускаются канцелярские товары для таких детей:
1) особенность ручек, карандашей, фломастеров заключается в том, что выемка на корпусе расположена таким образом, что рука «ложится» правильно, приобретая удобное положение;
2) шкала на линейке написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо;
3) кольцо в ножницах для захвата сделано под левую руку (оно больше);
4) лезвие в точилах с левым заточкой, что позволяет ребенку держать точило в правой руке, а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью производятся «от себя» (правильно и удобно).
Игры и упражнения с леворукими детьми
Описанные ниже игры очень хорошо использовать в работе с дошкольниками, поскольку они способствуют формированию и развитию моторики, особенно мелких движений кистей рук и пальцев как правой, так и левой руки.
Перед каждым учеником лежат по 15 спичек. Нужно быстрее перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 см и составить таким образом, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переносе спички не должны скользить по столу.
Выполнить условия игры, пользуясь:
а) любыми пальцами обеих рук;
б) любыми пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами - большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным пальцем и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из 10 спичек;
з) безымянным пальцем и мизинцем, построить 4 треугольника;
а) средним пальцем и мизинцем, построить 3 четырехугольники;
к) указательным и безымянным пальцами, построить «колодец» из 16 спичек.
Попросить ребенка ответить на вопрос: «Какое задание было труднее исполнять?», «А какое-проще?», «Какие пальцы у тебя развиты больше, а какие - меньше?"
Перед каждым ребенком лежит скомканный лист писчей бумаги (когда лист сильно потрется, его следует заменить).
Предложить выполнить следующие задачи:
а) Пользуясь всеми пальцами обеих рук, следует как можно скорее разгладить лист так, чтобы ни один край не остался загнутым.
б) То же сделать, пользуясь одной рукой.
в) Повторить то же, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.
г) Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.
д) Разгладить лист кулаками обеих рук.
е) Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.
ж) Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.
з) Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.
а) Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.
к) Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.
л) Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.
Не обязательно выполнять все упражнения - можно выбрать отдельные, педагог считает полезными.
Близнецы
На столах лежат: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; бутылка, с закручивающейся крышкой, лежит отдельно; коробка, рядом с которой лежат различные мелкие предметы; лента, свернутая в рулон и т.д.
Дети объединяются в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию, таким образом, что у каждого только одна свободная рука: у одного-левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по команде учителя своими свободными руками выполняют команды:
- Развернуть газету полностью;
- Зашнуровать ботинок;
- Закрутить крышку на бутылке до упора;
- Составить предметы в коробку;
- Развернуть ленту;
- Все предметы сдать на газету,
- Газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Игру можно усложнить следующим образом. У «близнецов» связывают две руки: правую руку одного ученика и левую другого. Таким образом, у них окажется три руки на двоих. Предложить выполнить эти же задачи в таком положении.
Пальцы - помощники и пальцы - бездельники
Перед игрой воспитатель напоминает, как называется каждый палец на руке. Просит детей показать большой палец, мизинец, средний, указательный, безымянный.
Далее предлагает детям открыть сумки, рюкзаки. Теперь на правой руке просит прижать к ладони указательный и средний пальцы и держать их крепче большим пальцем. Левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным - достать из портфеля какую-нибудь книгу и развернуть ее на определенной странице. Напоминает, что выполнить задачу сложно: пальцы не слушаются, почему они такие слабые? Потому что недостаточно работают, не управляются и остаются недорослями. Воспитатель спрашивает у детей, какие пальцы они считают самыми главными (большой, указательный, средний). Затем предлагает отпустить указательный и средний пальцы на правой руке, выполнить предложенное упражнение одной правой рукой: достать книгу и развернуть ее на определенной странице. Спрашивает, как легче выполнить это задание. Впоследствии предлагает начать игру.
На столе лежат четыре иголки и нитки длиной 1м. За стол садятся двое детей. Игру лучше проводить между несколькими парами (для каждой пары готовится стол, на котором лежат иглы и нить). Тогда игра приобретает соревновательный характер. Дети должны прижать к ладони обеих рук по три пальца - большой, указательный и средний, а мизинцем и безымянным одной руки взять конец нитки, а в другую руку - иглу. Дети в паре могут помогать друг другу. Далее задача усложняется. Теперь разрешается пользоваться всеми пальцами обеих рук, втягивать нитку нужно не в два, а в четыре иглы. Учитель сравнивает, как дети выполнили задание в первом и во втором случаях. Сколько времени понадобилось для того, чтобы выполнить предложенную условие игры. Отмечает, что есть пальцы, которые не участвуют в повседневной работе, ничего не умеют делать, а также те, которые постоянно упражняются, - настоящие умельцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леворукий ребенок в школе
Каковы психологические особенности леворуких детей? Всегда ли леворукость является причиной неуспеваемости?...
Леворукий ребенок в школе
Здесь описаны рекомендации для учителей по работе с леворуким ребенком...
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...
Леворукий ребенок в школе.
Вашему вниманию представляю методические рекомендации по организации учебного процесса с леворукими детьми....
Леворукий ребенок в школе
В данном семинаре рассматриваются особенности обучения и развития леворукого ребенка в школе. Семинар расчитан на родителей и учителей начальных классов....
Леворукий ребенок в школе
Методические рекомендации содержат информацию о природе возникновения леворукости (левшества), особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы леворукого ребенка. В статье даны рекомендации о...
Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»
В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями....