Методические приемы технологии РКМЧП
материал по теме

Началная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_tekhnologii_rkmchp.docx56.39 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые методические приемы технологии РКМЧП

 

Каждый педагогический прием – это нить,
которая, переплетаясь,
складывается в нечто целое, в систему.  

Мозговая атака

            Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.    

Верные и неверные  утверждения

         Используется на стадии вызова с целью мотивации    предстоящей деятельности  и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. В начале урока учитель зачитывает утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Информация, полученная на первой стадии выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется  индивидуально, в парах,  в группах. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2–3 вопроса.

Таблица для записи ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

-

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

 Формирует:

  •    умение оценивать ситуацию или факты;
  •    умение анализировать информацию;
  •    умение отражать свое мнение.  

Корзина идей

           Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  1.  Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  2. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

 Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  1. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

З- что мы знаем

Х-что мы хотим узнать

У-что мы узнали и что нам осталось узнать

Название: Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший

интерес к теме)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать

об этом больше

Кластер 

Кластер - это графическая организация  материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие.  Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи  Ученики  записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Чтение с остановками

     Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка

книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной

корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен

вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова

для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными:

письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов

Бортовой журнал

Схема заполнения журнала

Имя _____________________________________
Тема ______________________________________
Дата ______________________________________
Время работы_____________________________

Ключевые понятия

Рисунок или схема

Синквейн-это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.  Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

(Пример)

  1. Лесник
  2. Одинокий, старый,
  3. Помогает, защищает, спасает,
  4. Помогаешь ты - помогают тебе!
  5. Хранитель.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

         После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

  Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...

Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Познакомлю с разными методами  развития критического мышления....

Технология РКМЧП - отличная технология!

Многие годы меня не покидала мысль, как построить учебный процесс, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мне хотелось, чтобы ученики проявляли живостьвоображения, фан...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...