Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления
на уроках русского языка в начальных классах.
В многочисленных психолого – педагогических исследованиях убедительно доказывается ,что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ),которое необходимо в ситуациях выбора и принятиях решения, осмысления прогнозов и интерпретации
информации, оценки различных мнений и точек зрения. КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.
КМ-обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к информации, новый взгляд на урок. Эта технология дает освоение нового способа познания. Школа- это то мест ,где ребенку отвечают на вопросы ,которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии КМ, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответов. Одна из основных целей технологии- научить учеников самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том ,что новое он открыл для себя.
Модель КМ составляет трехфазный процесс: вызов- реализация смысла (осмысление)-рефлексия (размышление).
1 этап-Вызов.
Учащиеся получают задание, в процессе выполнения которого они указывают то ,что знают или думают о данном объекте, явлении, закономерности и др. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление ,чего же он не знает, что хочет узнать.
Ведущими на стадии « вызов» являются следующие принципы:
-желание учащихся участвовать в работе;
-использование собственного багажа знаний;
-безоценочное суждение;
-создание ситуации , где можно делиться мнениями;
-в долговременную память легче записывается то, что ложится на уже имеющиеся знания.
2этап-Осмысление. На этой стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей пытается ответить на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
3 этап-Рефлексия.
Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.
Использование технологии КМ на уроках помогает детям почувствовать себя в комфортной обстановке ,появляется желание высказывать свое мнение ,развивает речь, учит мыслить критически, находить собственные решения, подкреплять их логическими доводами, аргументировать свою точку зрения. Это поможет им в дальнейшем освоить новые учебные дисциплины, реализовать себя в учебной деятельности. Предлагаю урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века”.Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы использованы. Тема: “О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных”. Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в суффиксах и окончаниях имён существительных Задачи: 1) дать новые знания о правописании букв “о”, “е” в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и “ц”; 2) развитие умения применять знания на практике; 3) развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; 4) формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности; 5) воспитание взаимоуважения, любви к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.
Оборудование: 1) таблица:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
2) слова, записанные в следующем порядке: Шёпот, бечёвка, снежок;
Жёлудь, щёчка, плечом;
Шорох, крыжовник, тучей;
Капюшон, обжора, пейзажем;
Решётка, щётка, овражек;
Чёлка, чёлн, умницей;
Шов, шорты, крыльцом. (пока закрыты для чтения) 3) рисунок с изображением буквы “ё” в виде ёжика, который живёт в норке, напоминающей корень слова, и буква “о” в виде хомячка, который живёт в домике с трубой, напоминающем обозначения окончания и суффикса слова.
Ход урока: 1. Слово учителя. Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый. – Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей) -Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку. 2. а) Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: “Про кого вы могли бы сказать словами маленького стихотворения?” (именем существительным) Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления). б) Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием. Прочитайте записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие) Стадия вызова. -Прочтите стихи и вставьте пропущенные буквы: 1. Ш…колад, ш…фёр, ш…ссе-
Чем слова похожи все?
Ты запомни хорошо, Что писать в них надо “-----”. 2. Ж…лтый, ш…лковый, тяж…лый,
Ш…пот, ж…лудь, щ…тка, пч…лы–
Пусть запомнится тебе За шипящей буква “------”. Ребята предлагают варианты ответов и вспоминают правило ,которое помогло им. 3.Есть слова: круж..к, друж..к ,утюж..к и пирож..к. Есть другие: учениц..й, продавщиц..й, баловниц..й Чтоб писать их без сомненья ты--------------------------. При выполнении этого задания ребята испытывают затруднение. -Почему мы не можем прийти к единому мнению? Вернемся к стихам вконце урока. Стадия осмысления 3. Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку. Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами “э”, “ы”, “ю”, “я” шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам “о”, “ё”! То всем шипящим подавай букву “ё”. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с “о”. Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:– Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие! 4. – Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка “Знаю”: – после шипящих пишем “и”, “у”, “а”; – слова – исключения: парашют, жюри, брошюра; -в корне слова после шипящих пишем “ё”; – слова – исключения (перечисляются известные детям слова) 5. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора: Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок. (учащиеся ошибаются в правописании слова “галчонок”) – Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном редложении? (гласный после шипящей встречается в суффиксе) 6. Заполняем вторую графу таблицы: “Хочу узнать” (какая гласная пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения?) Из записанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 ст.
– Обозначьте часть слова, в которой пишется “о” или “е”. Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется “о”, “е” после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после “ц” пишется то “о”, то “е”?) – Какова же тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи “Классная работа”) 8. – Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова, но остальные (или учитель) отвергают одно мнение за другим, пока не появится верная гипотеза. Если у детей она не появляется, то можно дать подсказку: – Поставьте ударение. (Тут уже можно сформулировать само правило, пока не заглядывая в учебник. ) 9. Откройте учебник на странице 18, читайте правило. Верно ли ваше предположение? 10. Заполняем последнюю графу таблицы “Узнал”: – после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется “О”, а без ударения – “Е” – исключений нет. 11. Объясните правильное написание слова “галчонок” в предложении, написанном в тетради. 12. Физкультминутка предполагает выполнение упражнений, при комментировании которых можно использовать слова на данное правило (плечом, флажок, сапожок, девчоночки, зайчонок, щёлка и др.). – В каком слове напишем “Ё”? 13. Выполнение упражнения по вариантам: 1 в. Выписывает слова с гласной “о” после шипящих, 2в. – с гласной “е”. Стадия рефлексии Вернемся к стихам. Какие же буквы пропущены? Закончите последнюю строку. Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила). 15. Творческое задание: – составить лингвистическую сказку по рисунку; – составить небольшой текст, используя ключевые слова, записанные в течение урока. Дома:(задание по выбору) закончить сказку или выполнить упражнение из учебника. Список литературы 1.Заир -Бек С.И. , И.М. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М. : Просвещение, 2011. 2.Загашев И.О., Муштавинская И.В., Заир –Бек С.И. Учим детей мыслить критически.- СПб: Альянс-Дельта, 2003. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М. : Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка
Технология развития критического мышления помогает эффективно формировать УУД, так как в основе стратегии технологии критического мышления – нацеленность на развити...
Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера-турного чтения
Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...
Использование современных технологий обучения на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной творческой личности.Главная задача на современном этапе обучения считаю развитие речи. Решение данной проблемы я вижу в ор...
Использование технологии мастерских на уроках русского языка
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. И я, как учитель прекрасно понимаю, что нужно учить ребёнка по-новому. Позиция педаг...
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка
Цель моей работы: описание опыта применения ТРКМ на уроках русского языка в начальной школе.Задачи:· показать знач...
Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции
В статье содержится описание значимости использования языковых игр на уроках русского языка в начальной школе, приводятся конкретные примеры языковых игр....
Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка
В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому чтению и описываются приемы, используемые на различных этапах...