Семья - это точка опоры
статья по теме
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию лисностных качеств ребенка - рассказывается в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_eto_tochka_opory.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – это точка опоры
Великий драматург сказал:
Семья – это точка опоры.
Нет семьи - растет сорная трава
Под названием “перекати-поле”.
Виктор Розов
Меня всегда волновал вопрос о создании родительского коллектива, о совместном досуге родителей и детей, о часе общения с родителями моих учеников, о форме, месте проведения родительских собраний, чтобы было интересно в первую очередь родителям, моим ученикам и мне. И нашла выход - нетрадиционные формы работы. Начала эту работу с организации вечера отдыха для родителей и детей, создавали микрокружки, руководителями, которых были родители “Вязания”, “Бальных танцев”. Все турпоходы, конкурсы, поездки по городам – вместе.
Меня, как классного руководителя эта работа увлекла. Поэтому и в школе я продолжила проведение нетрадиционных форм работы с родителями. Родителям мои собрания, часы общения, праздники для души. Посещаемость 100 %, приходят ко мне семьями: папа, мама и все дети семьи. Всем интересно, все удовлетворены и мне хорошо. Конечно, подготовка к таким собраниям огромна, материала перевернешь много, времени уходит 1-2 месяца, но удовлетворения получишь много.
Я в каждом потоке в 1-х классах провожу собрания в форме семейной гостиной под названием “Рождение родительско-ученического коллектива”. Я сама люблю это собрание. Здесь открываются все: родители, дети и я. И как пройдет эта первая встреча, так и будем совместно работать 4 года в начальной школе. На этом собрании поздравляю всех родителей и детей с началом учебного года. Говорю о назначении семьи в обучении и воспитании ребенка, что семья – это первый и главный воспитатель и учитель, а задача школы, учителя помогать вам в этом. Здесь же провожу талисман откровения. Начинаю с рассказа о себе, затем родителя говорят о своих семьях, но главное о своем ребенке и так постепенно переходим к лаборатории нерешенных проблем, где разрешаем проблемы, различные ситуации, конфликты связанные с детьми, их обучением, воспитанием в школе и дома, ищем выходы из них. На этом же собрании дети показывают мини-уроки, родители видят, чему научились их дети за месяц в школе в 1 классе.
Церемония рождения родительско-ученической семьи проходит очень почетно и торжественно. Я говорю: Вот и родилась наша большая школьная семья в количестве человек, весом около, ростом метров, наш возраст. Родилась семья дружна, инициативная, творческая и активная. Я поздравляю вас с этим праздником, желаю вам здоровья всем, успехов в нелегком труде.
Я рада, что у нас в школе появилась семья 1 “а” класса. После этого все поздравляют друг друга и дарят подарки детям.
На этом же собрании выбираем (не просто родительский комитет) хозяюшек и хозяев семейной гостиной, родители в эту роль вступают с удовольствием и работают все 4 года.
В честь рождения родительского ученического коллектива открыта “Чайная”. Где все пьют чай, общаются, где слышны смех, веселье.
Я вообще стараюсь все родительские собрания проводить в нетрадиционной форме и деловые, и информационные, и праздничные. Только в зависимости от темы выбираю форму собрания.
ДЕЛОВЫЕ СОБРАНИЯ ЭТО:
День открытых дверей.
Родители в субботу приходят к нам на весь день. Мы вместе с ними на уроках, переменах, в играх, конкурсах, родители – участники выставок рисунков, поделок. После такого трудового дня, родители по-другому смотрят на детей, делают какие-то выводы, консультируются со мной.
К деловым собраниям отношу такие собрания:
У хороших детей – счастливые родители.
Собрание-практикум “Трудовое воспитание в семье” и другие.
На таких собраниях ввожу рубрики: Знаете ли вы своего ребенка? Какой вы родитель? Похвалю и похваляюсь! Тихий час.
А также выступление детей, мини-уроки, смотрим на видео уроки чтения, русского языка, математики в зависимости от темы собрания.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОБРАНИЯ:
На них даю консультации по предметам по методике воспитания, развития психических процессов у детей.
ПРАЗДНИЧНЫЕ СОБРАНИЯ:
Обязательно проходят в форме семейной гостиной: “Река детства”, “Счастлив наш дом”. “А у нас сегодня праздник”, посвященные Международному женскому дню 8 Марта и Дню защитника Отечества. Эти праздники любят дети, на них приходят семьями. В моем классе многие родители продолжают носить военную форму и служить Отечеству. Дети ими гордятся, поздравляют их, дарят сувениры, изготовленные своими руками, дают большой праздничный концерт, в концерте участвуют и родители, с нами поют песни, читают стихи.
Передо мной анкеты родителей: вопросов много, но среди них есть такой: нужны ли вам, родителям и вашим детям нетрадиционные формы собраний. Все 23 ответили утвердительно. Вот ответы некоторых родителей:
Собрания такие очень нужны;
Собрания мне нравятся, они сближают детей и родителей;
Обязательно!
После таких собраний на ребенка смотришь другими глазами.
Да!!!
Да и как можно больше, спасибо вам, за такие семейные гостиные.
И таких ответов 23.
Анкеты показали, что таких собраний родители ждут, они в них участвуют, они ими живут, а главное приходят все и это меня радует. Среди моих родителей равнодушных нет, а все активные и работоспособные помощники детям и мне. Может возникнуть вопрос, где я говорю об успеваемости, дисциплине. Я отвечаю: индивидуальная работа с семьей, посещение квартир, на деловых собраниях в рубриках: Похвалю и похвалюсь, Знаете ли вы своего ребенка. Тихий час для родителей, а самое главное – приглашаю на уроки родителей. И родители мои – активные посетители наших уроков, где все видно, все ясно. Они сами делают выводы, обобщения и, конечно, помогают своим детям.
ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ
- Воспитание может быть только гуманистическими.
- Главный метод гуманистического воспитания –доставлять ребенку радость общения.
- Общение друг с другом должно быть образцом подражания.
- Обязаны развивать и беречь в ребенке веру в себя самого, в учителя.
- Воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности ребенка.
- Обязаны понимать ребенка и строить наши планы с учетом движения его души.
- Нами должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность.
- Мы должны прийти всегда на помощь ученику.
- Не винить других, а научиться приносить извинения.
- Не быть чересчур критичным.
- Надейтесь! Обязательно все получится.
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
- Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства.
- Слова не должны расходиться с делами.
- Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим.
- Лаконичность, динамизм общения в делах, поступках, речи.
- Важно строить общение с детьми не “от себя”, а “от них”.
- Стремиться точно, адекватно ориентировать свою речь.
- Учиться видеть себя глазами детей.
- Не воспринимай психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.
- Будь чутким в общении, вникай в переживания всех.
- Трезво оценивать действительность: удачи и неудачи.
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1. ДЕЛОВЫЕ:
а) Как помочь ребенку учиться.
б) Собрание–размышление.
в) У хороших детей счастливые родители.
г) Привитие интереса к чтению.
д) День открытых дверей.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
а) Консультации по предметам, по методике воспитания, по развитию психических процессов.
б) Рубрики “Остановись”.
“Не проходите мимо”.
“Тихий час”.
Талисман откровения.
Лаборатория нерешенных проблем.
Какой вы родитель?
3. ПРАЗДНИЧНЫЕ:
а) Праздничные огоньки.
б) “Родники детства”.
в) Счастлив наш дом.
г) Мы-единая семья.
д) Рождение родительско-ученической семьи.
ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
- Родительские посиделки.
- Игра “Устами младенца”.
- Творческие отчеты уч-ся.
- День открытых дверей.
- За круглым столом.
- Семейная гостиная.
- Собрание-практикум.
- Вечер общения.
- Праздничные гостиные “А у нас сегодня праздник”.
- Семейная викторина.
- Счастливый случай.
- Смех вокруг нас.
- Умелые хозяюшки.
- Конференция для пап.
ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ
ТЕМА: Как воспитывать у детей интерес к чтению?
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) на доске:
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда! (В.А.Сухомлинский.)
- анкеты детям;
- анкеты родителям;
- урок чтения (видео);
- памятки, советы для родителей;
- приглашение родителям;
- высказывание о чтении, литературе (читает родительский комитет);
- Решение собрания;
- психологический практикум (ситуации);
- выставка рисунков “Любимый герой, книга”, аннотация на книги, сочинения;
- правила чтения (на доске);
- графики чтения, техника чтения.
ХОД СОБРАНИЯ
I. Добрый вечер. Я рада вас видеть в семейной гостиной. Разговор поведем о пользе и интересе к чтению. Услышите советы по домашнему чтению, прочтете памятки, поучаствуете в психологическом практикуме, в выставке рисунков ваших детей.
II. Учитель: Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро, выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.
Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Недаром все время великие люди призывали к чтению. (Чтение высказывание родителей).
III. Высказывание классиков:
“Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.” А.П.Чехов.
IV. А сейчас предлагаю вашему вниманию анкету, которую проводила с вашими детьми (видео).
V. Анализ анкеты для родителей.
- Любит ли ваш ребенок читать.
- Читаете ли вы ребенку вслух.
- Какую последнюю книгу вы прочитали все вместе.
- Обсуждаете ли вы прочитанное. Как?
- Можно ли увлечь ребенка чтением.
- Как поступаете, если ребенок не хочет читать?
- Наказываете ли вы ребенка чтением.
- Есть ли библиотечка для взрослых и детей (количество книг).
VI. Предлагаю поприсутствовать на уроке чтения (видео).
VII. Вывод: Итак, вы посмотрели на работу детей на уроке, воочию увидели чему научились дети, над чем надо поработать (развитие творческих способностей, развитие монологической речи, учить искусству слова и просто громкому выразительному чтению).
VIII. Учитель: именно сейчас, когда ваши дети учатся в начальных классах, постигают азы чтения необходимо помочь научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т.к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и общем развитии ребенка. В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют такие моменты:
Библиотечка домашняя.
В доме обязательна должна быть собственная библиотека или полочки с книгами; дети вместе с вами должны посещать общественные библиотеки; домашнее чтение всеми членами семьи.
Как читать вместе?
Выбрать интересную книгу вместе;
Чтение по очереди всеми членами семьи;
Выявление понятливости содержания и интереса, совместное сопереживание.
Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно. Продолжительность 30-45 минут, не меньше, но и не больше. Обязательно делиться впечатлениями о прочитанном, а также беречь книгу.
X. Психологический практикум.
XI. Советы, памятки для родителей.
XII. Решение родительского собрания.
Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: кто не возмет лаской – не возьмет и строгостью.
XIII. Итоги собрания.
Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению дадут добрые всходы и станут для детей самой сильной страстью и принесет всем счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: "Семья- мой дом, опора и защита".
Классный час был посвящен году семьи. Мероприятие проведено при совместном участии родителей и детей....
Cочинение "Моя семья - моя опора"
Это сочинение было написано моей ученицей 3 класса Афанасьевой Натальей к творческому проекту "Моя семья" . В ней она описывает, что значит для неё семья, говорит о сувлечениях каждо...
Внеклассное мероприятие "Семья - моя главная опора"
Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям...
Приемная семья - надежная опора
Статья, направленная на повышение психологической грамотности приемных родителей, популяризацию создания приемной семьи, содержит сСоветы приемным родителям...
Классный час "Семья - опора счастья"
Цели мероприятия:• воспитание уважительных отношений между членами семьи,• способствовать сплочению семьи;•...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Семья – моя главная опора»
Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека....
Социально-значимый проект "Семья-опора моя"
Проект «Семья - опора моя» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни и уважительного отношения к своей семье учащихся....