Развитие критического мышления на занятиях в начальной школе
статья на тему

Щербакова Ирина Анатолевна

Применение элементов технологии критического мышления  в начальной школе на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СТАТЬЯ77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на занятиях в начальной школе

И.А.Щербакова

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. На уроках русского языка, на этапе усвоения новых знаний можно использовать методы критического мышления. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Приемы  технологии критического мышления, которые могут быть использованы в начальной школе.

Толстые и тонкие вопросы.

Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.  

Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

  • Синквейн.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Пример:

солнце                                                  

большое, яркое                                    

светит, греет, радует                          

Солнце очень горячее тело.              

Шар                                                      

  • Кластер.

Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета.

Пример:

нарицательное

ед. ч.

мн. ч.

м.р.

ж.р.

с.р.

и.п.

р.п.

д.п.

в.п.

т.п.

п.п.

собственное

по числам

по родам

по падежам

имя                                 существительное

кто?

одушевленный

склонения

что?

неодушевленный

1 скл.

2 скл.

3 скл.

  • Прием «Верите ли вы ?».

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу.Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова «Да», «Нет» с последующей самопроверкой.

  • Кроссворды – это тоже прием критического мышления.
  • Прием «Письмо по кругу».
  • Сочинение на определенную тему по одному предложению.
  • Прием «Закончи предложение» - позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
  • Прием «Взаимоопрос».

 Он направлен на то, что ученику легче  ответить  своему  однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

  • Прием «Знаете ли вы, что».

Позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

  • Рефлексивные вопросы.

Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное ?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов ?

Были ли моменты недовольства собой?

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Будет ли востребована критическая теория  в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.

Заявка

на участие в региональной научно-практической конференции

«Реализация идей личностно-ориентированного обучения по программе

Начальная школа ХХI века»

г. Белгород, 5 ноября 2009года

1. Щербакова

2. Ирина

3. Анатольевна

4. МОУ «»СОШ № 12» г. Губкин

5. учитель начальных классов

6. –

7. Форма участия:

   

Список литературы

Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб6 Изд-во 2Альянс «Дельта», 2003.

Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века6 методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О.Н. СПб: Аграф, 2004.

Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.

Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими.

Халперн Д. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.

На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...

Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....