Развитие критического мышления на занятиях в начальной школе
статья на тему
Применение элементов технологии критического мышления в начальной школе на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления на занятиях в начальной школе
И.А.Щербакова
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. На уроках русского языка, на этапе усвоения новых знаний можно использовать методы критического мышления. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
Приемы технологии критического мышления, которые могут быть использованы в начальной школе.
Толстые и тонкие вопросы.
Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.
- Синквейн.
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.
Пример:
солнце
большое, яркое
светит, греет, радует
Солнце очень горячее тело.
Шар
- Кластер.
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета.
Пример:
нарицательное | ед. ч. | мн. ч. | м.р. | ж.р. | с.р. | и.п. | р.п. | д.п. | в.п. | т.п. | п.п. | ||||||||||||||
собственное | |||||||||||||||||||||||||
по числам | по родам | по падежам | |||||||||||||||||||||||
имя существительное | |||||||||||||||||||||||||
кто? | одушевленный | склонения | |||||||||||||||||||||||
что? | неодушевленный | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||||||||||||||||||||
- Прием «Верите ли вы ?».
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу.Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова «Да», «Нет» с последующей самопроверкой.
- Кроссворды – это тоже прием критического мышления.
- Прием «Письмо по кругу».
- Сочинение на определенную тему по одному предложению.
- Прием «Закончи предложение» - позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
- Прием «Взаимоопрос».
Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.
- Прием «Знаете ли вы, что».
Позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.
- Рефлексивные вопросы.
Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
Что в изученном сегодня для вас самое главное ?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов ?
Были ли моменты недовольства собой?
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас, а от этого зависит, как мы и наши дети будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, критически развивать и совершенствовать себя.
Заявка
на участие в региональной научно-практической конференции
«Реализация идей личностно-ориентированного обучения по программе
Начальная школа ХХI века»
г. Белгород, 5 ноября 2009года
1. Щербакова
2. Ирина
3. Анатольевна
4. МОУ «»СОШ № 12» г. Губкин
5. учитель начальных классов
6. –
7. Форма участия:
Список литературы
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб6 Изд-во 2Альянс «Дельта», 2003.
Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века6 методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О.Н. СПб: Аграф, 2004.
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.
Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими.
Халперн Д. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе.
На уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка используются различные технологии: диаманта,синквейн,РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), где ученики становятся главными действующими ...
Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....
Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.
Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
Мастер класс по теме...