МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
статья по теме
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_gaysina.doc | 697 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа
«Тюбукская СОШ №3»
Каслинского муниципального района
Гайсина Любовь Михайловна
учитель начальных классов
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
«Человек рожден для мысли и действия»
(древняя мудрость)
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети в 1 классе ещё не имеют достаточный запас знаний и умений, и поэтому мне нужно правильно распределить деятельность в творческих группах. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.Но все-таки это возможно. Педагогическая ценность проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основной для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.
Работа по методу проекта требует очень много времени и творческого мышления со стороны учителя.
ПРАВИЛА:
- учитывать уровень развития классного коллектива
- необходимо разрабатывать четкие команды и задания.
- учитывать интересы учащихся их желания
- научить детей правильно работать с компьютерной грамотностью.
- учитель – фассилитатор, проводник и наблюдатель создает возможность для учеников применять полученные навыки для построения нового знания.
Не соблюдения этих правил не получиться работа по методу проектов. Проект – это 6 «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Пересмотрев свое отношение и требования общества к процессу обучения А.А.Плешаков внёс существенные изменения в структуру учебника «Окружающий мир» в 2011 году. Только в 1 классе введены 4 проекта:
«Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
Вашему вниманию я представляю результат проекта в 1 классе по теме: «Моя семья»
Проект подготовлен по учебнику А . Плешакова. «Окружающий мир» 1 класс.
Творческий проект «Моя семья»»
Постановка проблемы: Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы быть получены в ходе реализации творческого проекта «Моя семья».
Задачи проекта:
- привлечение к проектной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Участники: учащаяся 1 класса. Руководитель проекта: Гайсина Любовь Михайловна.
Возраст участника: 7 лет
Продолжительность: с 20 декабря 2011г.- январь 2012г.
Продукт проекта:
- Опрос «Знаем ли мы историю своей семьи, ее состав?»;
- Беседа «Больше братьев и сестер, меньше всяких разных ссор ». (Об отношениях детей в многодетных семьях);
- Аппликация «Моя семья» (генеалогическое древо)
Оборудование: компьютер, сканер, фотокамера, интернет-ресурсы, художественные материалы для творчества.
Ход работы над проектом
Организационный этап. Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение предложений. Распределение ролей.
Подготовительный этап.
- Сбор информации (опрос детей, беседы с родителями)
- посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;
- поиск пословиц, поговорок, стихов и рассказов о семье;
Практический этап.
- Встреча с родителями, привлечение к совместной деятельности (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);
- Выпуск буклета по собранному материалу руководителем проекта
Гайсиной Любови Михайловны
- Выполнение аппликации (генеалогического древа), творческого проекта
«Моя семья» - Мергеевым Витей.
Аналитический этап. Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
Перспектива развития проекта. Представление работы в образовательных сетях, для участия в дистанционном конкурсе.
Заключительный этап. Представить продукт творческого проекта на воспитательном мероприятии, перед одноклассниками.
Реализация проекта.
На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели игру-опрос «Что мы знаем о своей семье»? Выяснилось, что не все дети знают имена своих бабушек и дедушек, где они проживают. Из всех воспитанников группы лишь один ребенок сумел кратко рассказать о составе своей многодетной семьи, интересах, занятиях.
Поставили задачи:
- помочь участнику проекта собрать информацию о каждом члене многодетной семьи Сысковых;
-привлечь к активному участию в проекте родителей участника;
- развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность.
По всем материалам проекта оформлена творческая работа аппликация «Моя семья» (генеалогическое древо).
Также все материалы собраны в папку-накопитель.
На аналитическом этапе мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей непосредственного участника проекта. Результатами нашей работы мы остались довольны.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Вывод. Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Родословное древо семьи Гниятулиных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогические технологии"
Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования....
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...
«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».
В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27....
Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела
Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела...
Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века
В статье подробно рассмотрен метод проектов и возможности его применения в образовательном процессе, раскрыты особенности данного метода, приведена классификация проектов по разным основаниям, предста...
Комментарии
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
Статья понравилась