МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
статья по теме

Гайсина Любовь Михайловна

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_gaysina.doc697 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа

«Тюбукская СОШ №3»

Каслинского муниципального района

Гайсина Любовь Михайловна

учитель начальных классов

  МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ   XXI   ВЕКА.

         «Человек рожден для мысли и действия»

(древняя мудрость)

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети  в 1 классе ещё не имеют достаточный запас знаний и умений, и поэтому мне нужно правильно распределить деятельность в творческих группах. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.

         Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для  проектирования.Но все-таки это возможно.       Педагогическая ценность проекта определяется:

-        возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-        содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основной для нового проекта;

-        навыками, которые развивает в ученике работа над данным  проектом;

-        заинтересованностью ученика в работе.

          Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

          Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

            Приступая к проектированию с младшими  школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны.  Поэтому, если тема  уже   выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока  не угас интерес.

Работа по методу проекта требует очень много времени и творческого мышления со стороны учителя.

ПРАВИЛА:

  1. учитывать уровень развития классного коллектива
  2. необходимо разрабатывать четкие команды и задания.
  3. учитывать интересы учащихся их желания
  4. научить детей правильно работать с компьютерной грамотностью.
  5. учитель – фассилитатор, проводник и наблюдатель создает возможность для учеников применять полученные навыки для построения нового знания.

Не соблюдения этих правил не получиться работа по методу проектов. Проект – это 6 «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио

     Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Структура деятельности учителя и ученика в проектной деятельности.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Пересмотрев  свое отношение и требования общества к процессу обучения А.А.Плешаков внёс существенные изменения в структуру учебника «Окружающий мир» в 2011 году. Только в 1 классе введены 4 проекта:

«Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Вашему вниманию я представляю результат проекта в 1 классе по теме: «Моя семья»

Проект подготовлен по учебнику  А . Плешакова. «Окружающий мир»  1 класс.

Творческий проект «Моя семья»»

      Постановка проблемы: Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы быть получены в ходе реализации творческого проекта «Моя семья».

Задачи проекта: 

- привлечение к проектной деятельности;

- воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Участники: учащаяся 1 класса. Руководитель проекта: Гайсина Любовь Михайловна.

Возраст участника: 7  лет

Продолжительность: с  20 декабря 2011г.- январь 2012г.

Продукт проекта: 

  1. Опрос «Знаем ли мы историю своей семьи, ее состав?»;
  2.  Беседа  «Больше братьев и сестер, меньше всяких разных ссор ».  (Об отношениях детей в многодетных семьях);
  3. Аппликация  «Моя семья» (генеалогическое древо)

Оборудование: компьютер, сканер, фотокамера, интернет-ресурсы,  художественные материалы для творчества.

Ход работы над проектом

Организационный этап. Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение предложений. Распределение ролей.

Подготовительный этап.

  1. Сбор информации (опрос детей, беседы с родителями)
  2. посещение полезных сайтов в Интернете, библиотеки, поиск информации в книгах;
  3. поиск пословиц, поговорок, стихов и рассказов о семье;

Практический этап. 

  1. Встреча с родителями, привлечение к совместной деятельности (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);
  2. Выпуск буклета по собранному материалу руководителем проекта

Гайсиной Любови Михайловны

  1. Выполнение аппликации (генеалогического древа), творческого проекта

«Моя семья» - Мергеевым Витей.

Аналитический этап.  Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

Перспектива развития проекта.  Представление работы в образовательных сетях, для участия в дистанционном конкурсе.

Заключительный этап. Представить продукт творческого проекта  на воспитательном мероприятии, перед одноклассниками.


Реализация проекта.

На организационном этапе проекта мы все вместе с детьми провели игру-опрос «Что мы знаем о своей семье»? Выяснилось, что не все дети знают имена своих бабушек и дедушек, где они проживают. Из всех воспитанников группы лишь один ребенок сумел кратко рассказать о составе своей многодетной семьи, интересах, занятиях.

Поставили  задачи:

- помочь участнику проекта собрать информацию о каждом члене многодетной семьи Сысковых;

-привлечь к активному участию в проекте родителей участника;

- развить свои творческие способности и коммуникативные навыки через проектную деятельность.

По всем материалам проекта оформлена  творческая работа аппликация «Моя семья» (генеалогическое древо).

Также все материалы собраны в папку-накопитель.

На аналитическом этапе  мы обсудили результаты нашего проекта. В ходе реализации улучшились взаимоотношения учащихся в классе, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей непосредственного участника проекта. Результатами нашей работы мы остались довольны.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

         Вывод. Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном  процессе способствует: формированию у детей исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными  образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его  прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Родословное древо семьи Гниятулиных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогические технологии"

Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования....

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное ...

«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».

В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27....

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела

Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела...

Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века

В статье подробно рассмотрен метод проектов и возможности его применения в образовательном процессе, раскрыты особенности данного метода, приведена классификация проектов по разным основаниям, предста...