Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века
статья
В статье подробно рассмотрен метод проектов и возможности его применения в образовательном процессе, раскрыты особенности данного метода, приведена классификация проектов по разным основаниям, представлена структура деятельности ученика и учителя по сравнению с традиционной организацией учебного процесса. Теоретические выкладки подкрепляются практическими сведениями по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА
Андреева О.С.
МОУ «Евдокимовская СОШ»
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. На образование возлагается функция - способствовать развитию самостоятельности и ответственности личности, её ориентации на саморазвитие, самообразование, самореализацию. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями. В этой связи большое внимание следует уделить методу проектов.
Метод проектов возник ещё в начале прошлого столетия в США. Разработан он американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации или направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [2. С. 66]
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проектом, что в переводе означает замысел, план. В широком смысле проект - это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте и, как следствие, об этапах планирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Деятельность ученика | Деятельность учителя |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [5]
Основываясь на данных таблицы, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разработка идеи, выбор лучшего решения);
б) социального взаимодействия (сотрудничество в процессе учебной деятельности, оказание помощи товарищам и принятие их помощи, слежка за ходом совместной работы и направление её в нужное русло);
в) оценочные (оценка хода, результата своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельное осуществление поиска нужной информации; выявление, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступление перед аудиторией, ответы на незапланированные вопросы, использование различных средств наглядности, демонстрация артистических возможностей);
е) рефлексивные (ответы на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватный выбор своей роли в коллективном деле);
ж) менеджерские (план процесса и деятельности – время, ресурсы; принятие решения; распределение обязанностей при выполнении коллективного дела) [3]
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций);
- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
- ролевой проект - литературные, исторические, деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца [1. С. 320]
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания [4]
По продолжительности различают:
- минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные - на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;
- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Но независимо от типа проекта, все они:
- в определенной степени неповторимы и уникальны;
- направлены на достижение конкретных целей;
- ограничены во времени;
- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Виды презентации проектов могут быть разнообразными: научный доклад; деловая игра; демонстрация видеофильма; экскурсия; телепередача; научная конференция; инсценировка; театрализация; игры с залом; защита на Ученом Совете; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра;
спектакль; путешествие; реклама; пресс-конференция [5].
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Использование метода проектов диктуется самими учебными пособиями. Так, в УМК «Школа России» учебники, начиная с 1 класса, содержат темы проектов и указания по их выполнению. Например, по математике в 1 классе предлагается авторами выполнить такие проекты: «Числа в загадках, пословицах, поговорках»; «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»; во 2 классе: «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами». По завершении работы по азбуке детям предлагается выполнить проект «Живая азбука». В систематическом курсе литературного чтения работа над проектами продолжается: 1 класс – проекты «Создаём музей «Город букв», 2 класс - «О чём может рассказать школьная библиотека»; «Мой любимый детский журнал»; «Газета – День Победы – 9 мая»; «Мой любимый писатель – сказочник».
Особенно много проектов предлагают авторы учебников по окружающему миру. В 1 классе это такие проекты, как «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Во 2 классе темы проектов звучат так: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Как видно из представленных тем проектов, все они органично вписываются в программное содержание того или иного учебного предмета. Но благодаря им происходит знакомство детей вообще с проектной деятельностью и её особенностями по сравнению с другими видами деятельности. Поскольку проекты выполняются учащимися не на каждом уроке, а преимущественно в конце изучению какой-то темы или раздела, этот вид деятельности не надоедает ребятам, а вызывает у них, наоборот, повышенный интерес и желание им заниматься. Он настолько захватывает и увлекает детей, что они с радостью и охотой сами предлагают возможные, интересные лично им, темы для проектов. Нередко бывает так, что предложенные учащимися темы проектов выходят за рамки учебной программы. Это позволяет выполнять проектные работы с учащимися и выходить с ними на уровень районной научно-практической конференции. Участие в мероприятии такого уровня учит детей выбирать и правильно формулировать тему и гипотезу исследования, работать над ними, собирать информацию по теме, выделять главное, проводить анкетирование, интервьюирование, выполнять эксперименты, делать выводы, обобщать полученную информацию. Кроме того, защита выполненной проектной работы учит уверенно держать себя во время выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на вопросы. Все эти умения непременно пригодятся учащимся в дальнейшем обучении.
Метод проектов понятен и близок многим моим ученикам. Уже стало традицией наше участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов детей младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника». Начинала я с подготовки одного ребёнка на уровень района, а теперь, вот уже второй год подряд, подготавливаю по 2 участника к конкурсу.
Хочу отметить, что интерес моих учащихся к проектной деятельности год от года только возрастает. Темы, выбранные детьми, относятся к самым разным областям знаний. Опыт выполнения и защиты таких работ трудно переоценить. Поэтому можно смело утверждать, что метод проектов по праву относится к инновационным педагогическим технологиям, помогающим учителю реализовать требования ФГОС НОО.
Библиографический список:
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправленное и дополненное.- М., издательский центр «Академия», 2008.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
5. http://www.vashabnp.info/load/4-1-0-254 - Библиотека начинающего педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод учебного проекта в рамках введения ФГОС
В данной работе показано как можно организовать проектную деятельность детей и применять её в новых условиях введения ФГОС....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
"Метод учебного проекта"
Изучение влияния использования технологии проетной деятельности на уроках математики в начальной школе на процесс усвоения учебного материала детьми....
Метод учебного проекта в начальной школе (научно-методическая разработка)
Данная научно-методическая разработка описывает использование метода проекта на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»
Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....