«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».
статья на тему
В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно– воспитательного процесса.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения, основы которых были заложены ещё в в 20 в. в трудах русских ученых – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.
Одной из разновидностей исследовательской деятельности является проектная деятельность учащихся, на которой хотелось бы остановиться более подробно.
Работа в школе – интернате открывает большие возможности для проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. Мы используем метод проектов в своей практике очень давно и убедились, что он позволяет наиболее полно реализовать функции современного образования: ориентирование на развитие умений учащихся, ориентирование на развитие самостоятельности мышления и личностного включения ученика в конкретную жизненную ситуацию, создание проблемных ситуаций, предполагающих совместную работу учеников.
Данная таблица демонстрирует проектную деятельность за последние годы.
Класс | Тема проекта | уровень | результат |
1 класс | «Каждой пичужке – наша кормушка» | школьный | Участие |
2 класс | «Животные родного края» (в рамках областного конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала») | Школьный | 1 место |
3 класс | «Тыл – фронту» в рамках экспедиции «Великой Победе – 65 лет») «Земной питаясь добротой и силой» | Школьный городской | 1 место 1 место |
4 класс | «Город, в котором я живу» (научно – практическая конференция) «Тыл – фронту» (конкурс видеороликов) | Школьный Городской Областной | 1 место 3 место 3 место |
1 класс | «Лики многонационального Урала» | Школьный Городской | |
2 класс | «Зеленый наряд Отчизны» | Школьный Городской | |
3 класс | «Народный подвиг Урала» | Город Область | 1место |
4 класс | «Палитра творчества родного города» | Школьный |
Специфика школы – интерната позволяет создать необходимые условия для реализации проекта в системно – деятельностном подходе. Работа проводится систематически, как в урочное время учителем, так и во внеурочное время воспитателем. Все проекты указанные в таблице, являются групповыми, т.е охватывают большинство детей. Учащихся мотивированы на творческую самостоятельную деятельность, так как здесь они могут реализовать свои таланты, способности и возможности, неограниченные по времени. В проектной деятельности обязательно учитываем возрастные особенности учащихся, поэтому исследования детям посильны, интересны, увлекательны и полезны. Учитывая категорию детей, обучающихся в школе – интернате, стараемся каждому ребенку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что – то не получается.
С каждым годом мы видим, что заинтересованность детей в работе над коллективными проектами становится выше.
Обучение учащихся проектной работе даёт им возможность в дальнейшем использовать освоенные методы исследования при изучении тем любых предметов школьного курса. Повышает интерес к определенным школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом. Дети применяют полученные знания и умения в реализации собственных замыслов и интересов.
Наша работа по организации проектной деятельности была представлена на городском семинаре. Наш опыт получил положительную оценку среди других педагогов города. Метод проектов в условиях школы – интерната можно считать эффективной технологией системно – деятельностного подхода в учебно – воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект: «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов о...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».Цель самообразования...