Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела
учебно-методический материал на тему
Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика метода проектов и технологии коллективно-творческого дела
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | КТД | МЕТОД ПРОЕКТОВ |
Возникла в результате поиска преодоления следующего противоречия: наличие обширной по числу разделов и мероприятий, напряженной, постоянно направляемой и контролируемой воспитательной деятельности классных руководителей и других педагогов с одной стороны и не заинтересованность многих воспитанников в этой деятельности с другой. | Возник как ответ на запрос общества, нуждающегося в активных практиках, умеющих самостоятельно добывать знания и преобразовывать действительность с помощью этих знаний. | |
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ | Воспитание имеет внешний план – деятельность и внутренний план – отношения. Для воспитания важны, прежде всего, те отношения, которые ценны для развития, которые задают развитие, это «воспитательные отношения общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни воспитателей и воспитанников». | «Школа должна не подготавливать к жизни, но быть самой жизнью», тогда «образование становится естественным органичным делом, возникающим как способ реализации собственных потребностей». |
СУТЬ МЕТОДА | Целенаправленное развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. | Реализация «идеи субъектности» - ребенок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослый (воспитатель) не определяет и жестко не регламентирует действия детей, он представляет для ребенка право выбирать. А уже выбор, предпочтение ребенком действий, результат которых не предрешен, создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы в образовании. |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | Стимулирование активности в решении жизненно-полезных задач; Формирование коммуникативных умений; Развитие в единстве трех сторон личности: познавательно-мирровозренческой, эмоционально-волевой и действенной; Симулирование саморазвития, самовоспитания. | Актуализация знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим Стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении в творческой личностно и общественно значимой деятельности. Реализация принципа сотрудничества детей и взрослых Обеспечение роста личности ребёнка (позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста - от проекта к проекту). |
ТИПОЛОГИЯ | Общественно-политические Трудовые Познавательные Художественные Организаторские Спортивно-оздоровительные | Исследовательские Творческие Приключенческие, игровые Информационные Практико-ориентированные Социально-ориентированные |
РОЛЬ РЕБЕНКА | Активный, равноправный участник творческого процесса, направленного на достижение определенного результата. | Активный и самостоятельный участник поисковой и преобразовательной деятельности, направленной на конечный результат. |
РОЛЬ ВЗРОСЛОГО | Активный, равноправный участник творческого процесса, направленного на достижение определенного результата; Увлечение воспитанников радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение прекрасным в природе, искусстве, в поступках людей и т.д.; Возбуждение и укрепление чувства ответственности за себя и за товарищей: товарищеское требование, товарищеский контроль, товарищеская помощь, товарищеское осуждение; Возбуждение и укрепление чувства веры в свои силы, через оказанное доверие, педагогическое внушение, обращение за помощью. | Помощь в определении наиболее актуальной и в то же время посильной задачи на более - менее продолжительный отрезок времени; Направление мысли участников для самостоятельного поиска; Помощь в поиске источников информации; Помощь в разработке плана деятельности по достижению намеченной цели; Помощь в оценке и анализе результата. |
Вывод:
- Оба метода, и КТД и метод проектов, реализуют личностно-ориентированный подход в педагогике, где главной ценностью выступает ребенок, а развитие личности ребенка является основной целью.
- Различия данных методов кроются в различиях культур и в общественном мышлении. В методе КТД явно просматривается исконно российская идея соборности, общности, тогда как в методе проектов больше реализуется принцип индивидуальности, характерный для западной культуры.
- Существенно различие роли взрослого в данных технологиях, в методе проектов взрослый оказывает необходимую помощь, направляет ребенка, но все же остается сторонним наблюдателем и контролером, в КТД – взрослый строит отношения равного партнерства, равной ответственности за полученный результат. Поэтому, при внедрении социально-образовательного проекта «Гражданин», распространенного в американской школах, в условия российской воспитательно-образовательной среды, учеными и практиками были внесены некоторые изменения, учитывающие российские особенности социально-экономической сферы и культуры.
- Сходство же данных методов в деятельностном подходе, в отсутствии пассивных потребителей информации, в преодолении иждивенческих тенденций в воспитании и образовании.
Оба метода вполне сочетаемы в рамках единой воспитательной системы. Там, где требуется обучение ребенка навыкам поисковой, исследовательской, преобразовательной деятельности, навыкам делового партнерства и самопрезентации предпочтительным будет выбор метода проектов. В случаях, когда важнее формирование отношения к какой–либо стороне общественной жизни незаменимым в воспитательной практике останется коллективно-творческое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматически правильно оформленной речи у старших дошкольников через технологию коллективного творческого дела
Коллективное творческое дело как эффективное средство формирования регулитивных УУД у младших школьников...
Технология коллективного творческого воспитания
Методический материал для учителя начальнойшколы....
Технология коллективного творческого воспитания
Презентация...
Сравнительная характеристика методов обучения.
В поисках истины....
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...
Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."
Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краев...
«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.
В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огонь...